Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:54, реферат
Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.
Введение
Глава 1. Русская живопись начала XIX века
Глава 2. Биография и творческий путь О.А. Кипренского
Глава 3. Жизнь и творчество В.А. Тропинина
Глава 4. Русский художник, живописец, монументалист, представитель академизма К.П. Брюллов
Глава 5. Творческий путь А.Г. Венецианова
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глава 1. Русская живопись начала XIX века
Глава 2. Биография и творческий путь О.А. Кипренского
Глава 3. Жизнь и творчество В.А. Тропинина
Глава 4. Русский художник, живописец, монументалист, представитель академизма К.П. Брюллов
Глава 5. Творческий путь А.Г. Венецианова
Заключение
Список используемой литературы
Начало XIX века - время
культурного и духовного подъема в России.
Если в экономическом и социально-политическом
развитии Россия отставала от передовых
европейских государств, то в культурных
достижениях она не только шла вровень
с ними, но и часто опережала. Развитие
русской культуры в первой половине XIX
века опиралось на преобразования предшествующего
времени. Проникновение элементов капиталистических
отношений в экономику усилило потребность
в грамотных и образованных людях. Города
стали основными культурными центрами.
Новые социальные слои втягивались в общественные
процессы. Культура развивалась на фоне
все возрастающего национального самосознания
русского народа и в связи с этим имела
ярко выраженный национальный характер.
Существенное влияние на литературу, театр,
музыку, изобразительное искусство оказала
Отечественная война 1812 года, которая
в небывалой степени ускорила рост национального
самосознания русского народа, его консолидацию.
Произошло сближение с русским народом
других народов России. Однако консервативные
тенденции в политике императоров Александра
I и Николая I сдерживали развитие культуры.
Правительство активно боролось с проявлениями
передовой общественной мысли. Крепостничество
не давало возможности пользоваться высокими
культурными достижениями всему населению.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.
Русская живопись начала XIX века
Первая половина 19 века
— яркая страница в культуре России. Все
направления - литература, архитектура,
живопись этой эпохи отмечены целым созвездием
имен, которые принесли русскому искусству
мировую известность. В XVIII веке в русской
живописи господствовал стиль классицизма.
Значительную роль классицизм играл и
в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам
данное направление постепенно утрачивает
свое общественное значение, и все больше
превращается в систему формальных канонов
и традиций. Такая традиционная живопись
становится холодным, официальным искусством,
поддерживаемым и контролируемым Петербургской
Академией художеств. Впоследствии понятие
«академизм» стали употреблять для обозначения
косного, оторванного от жизни искусства.
Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.
Имея своей особенностью познание конкретного человека, романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве — жизни крестьян. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А.Г. Венецианова. Наиболее же полно реалистические открытия первой половины 19 века отразились в 1840-е годы в творчестве П.А. Федотова.
В целом культурная жизнь данного периода была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода — первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Кроме того, говорить о классицизме, романтизме и реализме в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение, как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.
Живопись в первой половине XIX века приобрело гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусств. Среди этих организаций были такие, как Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей. При этом большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало, тем не менее, возражения некоторых журнальных критиков. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории.
Одно из известных произведений начала века на историческую тему - картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Художник обращается к истории древней Руси, периода борьбы Новгородского княжества с усиливающимся Московским княжеством. На картине изображен Мирослав, который готовится повести новгородцев на борьбу с Москвой, и принимает от отшельника Феодосия Борецкого меч Ратмира. Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. В этой картине, как и в большинстве произведений Д. Иванова преобладают темно-коричневые тона. Вообще классицисты отводили цвету в живописи второстепенное место, отдавая предпочтение графической стороне изображения, которая, по их мнению, составляла основу картины. Величественная простота, гармония форм, - все это должно соответствовать величию героических помыслов, — вот к чему стремился Д. Иванов. Тем не менее, в произведении обнаруживаются свойственные классицизму отвлеченность, риторическая условность изображения заметные в лицах и жестах героев. Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку.
Выдающимися достижениями в русском искусстве начала 19 века характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты.
Одним из выдающихся мастеров
портретной живописи конца XVIII – начала
XIX веков был Владимир Лукич Боровиковский.
Художник в своем творчестве испытал
влияние сентиментализма —
Тем не менее самым известным представителем русской портретной живописи этого периода является Орест Адамович Кипренский. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. В своих творческих устремлениях Кипренский подвержен влиянию как романтизма, так и классицизма. Произведения художника даже одного периода часто несхожи. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. В своих произведениях художник наделяет человека духовными качествами — умом, благородством, характером, умением размышлять и чувствовать. Именно поэтому в своих портретах Кипренский преимущественно изображал или выдающихся современников – среди его работ портреты Пушкина, Батюшкова, Жуковского, героев Отечественной войны 1812 года, или свих близких знакомых.
Еще один известный представитель
русской живописи начала века - Александр
Осипович Орловский. В творчестве Орловского,
также как и Кипренского, были
ярко выражены романтические тенденции.
Художнику были интересны свободные,
сильные люди, национальные особенности
различных народностей. В своих
картинах Орловский порой изображал
характерные, острые сцены. Излюбленный
романтический образ художника -
человек на коне. Всадники и конные
сцены в окружении
Знаменитый русский художник-
Еще один известный портретист начала века - Александр Григорьевич Варнек. В своих работах, в отличие от Тропинина, Варнек значительно холоднее и академичнее. Возможно именно поэтому впоследствии художник стал профессором Академии художеств в Петербурге. Показателен чистый и серьезный образ мальчика в произведении «Портрет Н.А. Томилова в детстве», написанном в 1825 году. При всей своей привлекательности он лишен трепетности и эмоциональности детских портретов Кипренского и Тропинина.
Замечательный русский художник-жанрист
и портретист Алексей Гаврилович
Венецианов впервые в русской
живописи соединил образы крестьян и
национальной природы. Венецианов —
создатель целой галереи
Начало века характеризуется развитием русской пейзажной живописи. Но прежде остановимся на художниках старшего поколения, осуществлявших свою творческую деятельность еще в XVIII веке, когда русская пейзажная живопись стала самостоятельным жанром.
Федор Яковлевич Алексеев,
мастер городского пейзажа, является одним
из родоначальников русского пейзажа.
До Алексеева архитектурные виды
выполнялись в основном в гравюре
и носили характер «перспектив». В
творчестве Алексеева же они превратились
в один из видов живописного искусства.
В городских пейзажах художника
главное место занимала национальная
тематика, а именно образы Москвы и
Петербурга. Эта особенность творчества
Алексеева укрепляла растущее самосознание
русского общества. Одним из главных
достижений творчества Алексеева было
«оживление» городского пейзажа. Несмотря
на то, что в целом принцип написания
картины оставался у художника
традиционным, тем не менее, его видение
натуры было более живым и
Русский художник Федор Михайлович
Матвеев был типичным представителем
классицизма в пейзажной