Русские художники XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:57, реферат

Описание работы

Живопись 17 века развивалась под влиянием стиля барокко, который главенствовал в европейском искусстве до середины 18 века. Новая философия мира, которая заключалась в измененных суждениях о единстве, многообразии и безграничности мира, оказала большое влияние на мировоззрение художников того времени. Пышность и динамика, интенсивность чувств и патетичность, эффектность, реальность и иллюзорность, контрасты и игра света отличают живопись этого периода.
Семнадцатый век во многом имел значение в формировании национальных культур нового времени.

Содержание работы

Введение
Глава I Зарубежные художники XVII века
1.1. Рембрант Харменс ван Рейн - величайший голландский художник XVII века
1.2. Рубенс Питер Пауль
1.3. Французский живописец Пуссен Никола
Глава II Русские художники XVII века
2.1. Зубов Алексей Федорович (1682-1750)
2.2. Никитин Иван Никитич (1680—1742)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

художники.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

Глава I Зарубежные художники XVII века

1.1. Рембрант Харменс ван Рейн - величайший голландский художник XVII века

1.2. Рубенс Питер Пауль

1.3. Французский живописец  Пуссен Никола

Глава II Русские художники XVII века

2.1. Зубов Алексей Федорович (1682-1750)

2.2. Никитин Иван Никитич  (1680—1742)

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Живопись 17 века развивалась под влиянием стиля барокко, который главенствовал в европейском искусстве до середины 18 века. Новая философия мира, которая заключалась в измененных суждениях о единстве, многообразии и безграничности мира, оказала большое влияние на мировоззрение художников того времени. Пышность и динамика, интенсивность чувств и патетичность, эффектность, реальность и иллюзорность, контрасты и игра света отличают живопись этого периода.

Семнадцатый век во многом имел значение в формировании национальных культур  нового времени. В это время был  завершён процесс локализации художественных школ, многообразие которых в основном определялось условиями исторического  развития и сложившимися традициями в каждой конкретной стране. Русские  художники 17 века в основном занимались иконописью. Испанские художники 17 века были сформированы под идеологией монашеских орденов, поэтому основные заказы на произведения искусства были из духовной сферы. Итальянские художники 17 века, пристально изучали различные  науки: естествознания, перспективу, анатомию и другие. Они изображали на картинах религиозные сцены как светские. В эпизодах научились передавать характер и раскрывать глубокие переживания  человека. Взглянув на «Распятие» написанное Андреа Мантеньи. Голландские художники 17 века отличались тем, что у них  преобладали практически все  виды живописи. Эта профессия была далеко не редкой, среди первых художников была серьёзная конкуренция. В Голландии  картины художников 17 века украшали дома не только богатых представителей общества, но и обычных ремесленников  и крестьян. 
Глава I Зарубежные художники XVII века

1.1.Рембрант Харменс ван  Рейн - величайший голландский художник XVII века

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса Ван  Рейна (1606-1669) - одна из вершин мировой  реалистической живописи. Рембрандт  писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Он был крупнейшим в  Европе мастером рисунка и офорта. Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению жизни, честность  к себе и людям, интерес к духовному  миру человека. Нравственная оценка событий  и человека - основной нерв искусства  мастера. Одухотворенность модели и  драматизм события художник великолепно  передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет  в тени, в золотистых сумерках, а  луч света выделяет отдельные  фигуры людей, их лица, жесты и движения. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет  равных (один лишь только итальянец  Караваджо может соперничать  с ним по мастерству использования  светотени). Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт  умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но работы его  живут в веках, так что можно  без преувеличения сказать, что  Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным  живописцем, даже гораздо более великим  чем Рафаэль или Леонардо. Его  творчество, казалось бы, сковывали  традиции и догмы голландского протестантского  искусства, ведь он никогда не выезжал  за пределы Голландии. И все же Рембрант не только восхищает блестящей  техникой живописи, но и являет своим  творчеством откровение: никто прежде не рассказывал о простых человеческих чувствах столь глубоко, нежно, интересно  и проникновенно. В своих исторических и библейских сценах, в своих портретах  современников он достигает глубин психологической выразительности. Его мудрость, сострадание и проницательность, скорее всего, являются следствием самопознания: много раз, как никто другой, писал  он автопортреты и запечатлел свой жизненный путь, начиная с поры молодости и успеха и кончая старостью, принесшей горести и лишения. В настоящий момент известно более  ста автопортретов Рембрандта, каждый из которых является удивительным шедевром. Благодаря удачно сложившимся историческим обстоятельствам, Россия сейчас обладает одной из самых богатых коллекций  картин Рембрандта. Почти все они  хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, включая такие  прославленные шедевры, как "Возвращение  блудного сына", "Даная", "Портрет  Саскии в образе Флоры", "Портрет  старика в красном", "Давид  и Урия" и др. На картинах Рембранта  из Эрмитажа училось не одно поколение  русских художников. Если же у вас  нет возможности посетить Государственный  Эрмитаж, то приглашаем вас в нашу виртуальную галерею картин Рембранта. Здесь вы можете увидеть практически  все знаменитые шедевры мастера, ко многим из которых даны развернутые  описания. Приятного путешествия в пленительный мир удивительного художника и чуткого человека - Рембрандта.

 

 

1.2. Питер Пауль Рубенс

 

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens), 1577–1640 гг. - фламандский художник и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 г. в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Когда Питеру Паулю Рубенсу было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 г. он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 г. художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). В 1603 г. итальянский покровитель Рубенса Виченцо Гонзага послал его в Испанию в составе дипломатической миссии. В 1608 г. Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской, поселился в Антверпене и в 1609 г. женился на аристократке Изабелле Брант. От этого брака родилось трое детей. Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали А. ван Дейк, Якоб Йорданс и Ф. Снейдерс. Он выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Кроме заказов, поступавших от местных церквей и антверпенских аристократов, художник получал заказы из-за границы, в основном из Англии. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, а также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, так и оставшийся незавершенным. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. В 1628 и 1630 гг. Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями; испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король – личное дворянство. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; у них было пятеро детей. В эти годы стиль Рубенса изменился – композиции строятся в свободном и плавном ритме, характерная для раннего периода творчества жесткая скульптурная трактовка форм сменяется более легкой и воздушной цветовой моделировкой. В них можно заметить влияние произведений Тициана, которые Рубенс копировал во время пребывания в Мадриде. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне; триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда; украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. Среди них следует назвать портрет "Елены Фоурмен Шубка" (ок. 1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), "Кермесса" (ок. 1635–1636, Лувр), и особенно несколько сияющих, ярко освещенных пейзажей, созданных в последние пять лет жизни в загородном поместье близ Мехлина. Умер Рубенс 30 мая 1640 г.

В своих произведениях  Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским  Ренессансом. Художник был наделен  огромной творческой энергией и неистощимым  воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных  им алтарных образов характерны чувственность  и эмоциональность; украшая замки  аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению  стиля барокко – художественного  языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени.

 

1.3. Французский  живописец Пуссен Никола

Родился в 1594 в Лез-Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена  стал Кантен Варен из Амьена, который  в 1611–1612 жил в Лез-Андели. В 1612 Пуссен приехал в Париж, где Александр  Кутуа, камердинер короля, предоставил  молодому художнику возможность  посещать королевскую коллекцию  живописи; там он впервые увидел произведения Рафаэля и мастеров его школы. В Париже Пуссен познакомился с поэтом Джованни Баттиста Марино, для которого впоследствии выполнил прекрасную серию рисунков на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, хранящуюся сейчас в Виндзорском замке.  
Весной 1624 художник приехал в Рим и поселился там на всю оставшуюся жизнь. В 1640, когда слава Пуссена достигла, наконец, его родины, он получил приглашение Людовика XIII и был вынужден на некоторое время вернуться в Париж. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо св. Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Последняя была написана по заказу кардинала Ришелье и предназначалась для украшения плафона. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена, и в 1642 он вернулся в Рим. 
Главными источниками живописи Пуссена являются произведения классической античности и итальянского Ренессанса. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Однако классические мотивы, столь многочисленные в произведениях Пуссена, почти всегда изменены и переработаны им в соответствии с его собственными художественными задачами. Из произведений мастеров итальянского Возрождения наиболее сильное воздействие на художника оказала живопись Рафаэля и Тициана. В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660–1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам; эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Серия Времена года с библейскими сценами Рай (Весна), Руфь (Лето), Исход (Осень) и Потоп (Зима) принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена.

Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность  позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-1629, Ватиканская  пинакотека), просветленно-поэтичные  картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью  цветового строя, близкого традициям  венецианской школы. ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден; "Нарцисс  и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и  Армида", Музей изобразительных  искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все  три - около 1625-1627; "Царство Флоры", около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия"). Более  четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й  половины 30-х годов. ("Похищение  сабинянок", 2-й вариант, около 1635; "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-1639; обе - в Лувре, Париж). Царящий  в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие  благородным поступкам человека. В 1640-1642 годах Никола Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С.Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.

 

Глава II Русские художники XVII века

2.1. Зубов Алексей Федорович

Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших  листов, в которых достиг высокой  техники. Огромный видСанкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Яном Бликландтом, лучшее произведение Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

 

2.2. Никитин Иван  Никитич

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первогопереехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции иФлоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Информация о работе Русские художники XVII века