Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:24, реферат
Модерн (под различными названиями: «ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США, «стиль модерн» в России ) проявился как общеевропейское явление особенно отчетливо в архитектуре, в прикладном искусстве и моде. Основная идея нового художественного движения - сотворение прекрасного, которого нет или мало в действительности, что ведет к искусству для искусства, к эстетству, либо к преобразованию окружающей жизни красотой.
Петр Киле
Модерн (под различными названиями:
«ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион»
в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии,
«стиль либерти» в Италии, «модерн стайл»
в Великобритании, «стиль Тиффани» в США, «стиль модерн» в России ) проявился
как общеевропейское явление особенно
отчетливо в архитектуре, в прикладном
искусстве и моде. Основная идея нового
художественного движения - сотворение
прекрасного, которого нет или мало в действительности,
что ведет к искусству для искусства, к
эстетству, либо к преобразованию окружающей
жизни красотой.
Эпоха модерна в России, казалось бы, синхронная
с явлениями искусства в развитых странах
Европы и в США, имела свои особенности,
каковые обретали решающее значение в
отдельных видах искусства и как умонастроение
у различных слоев общества. Модерн в архитектуре
в России - это первый буржуазный стиль,
даже в большей мере купеческий, явление,
впервые наблюдаемое в странах Западной
Европы в эпоху Возрождения и вполне вызревшее
в России на рубеже XIX-XX столетий.
Модерн на новом историческом этапе как
бы повторяет развитие новой русской архитектуры
от барокко, с обращением к древнерусской
архитектуре, до классицизма, с преодолением
романтизма достигшей высоты ренессансной
классики в Золотой век русской культуры.
Внедрение искусства в жизнь, преобразование
среды обитания человека по законам красоты
в России носит чисто ренессансный характер.
Если устремления отдельных художников
объединения «Мир искусства» можно принять
за чистый эстетизм, то Серов, Левитан,
Серебрякова основывают свое творчество
на природе, выявляя ее красоту, как и в
жизни человека. Этой же эстетики придерживался
Чехов. Недаром ведущим архитектором русского
модерна явился Ф.О.Шехтель (1859-1926), выпускник
Училища живописи, ваяния и зодчества,
как и Левитан, с которыми в одни годы сформировался
студент медицинского факультета Московского
университета как писатель. И такими созвездиями
полна та эпоха. Шехтель строил частные
особняки, - хрестоматийный пример: особняк
С.П.Рябушинского в Москве (1900-19002), со всем
его внутренним убранством, - доходные
дома, здания торговых фирм, вокзалов,
театров, кинематографов.
Модерн в Москве проявляет себя и как неорусский
стиль, - фасад Третьяковской галереи по
проекту В.М.Васнецова (1900-1905), - в том же
плане можно воспринимать сооружение
Шехтеля - Ярославский вокзал (1902-1904), или
Казанский вокзал по проекту А.В.Щусева
(1913-1926).
В Петербурге следовало ожидать поворота
модерна к неоклассицизму, что распространится
и на Москву. Здание Азовско-Донского банка
по проекту Ф,И.Лидваля (1907-1909) производит
впечатление итальянского палаццо эпохи
Возрождения, в этом плане почти буквально
был задуман и выстроен особняк Г.А.Тарасова
в Москве на Спиридоновке (1912) архитектором
И.В.Жолтовским.
Модерн как умонастроение различных слоев
общества напрямую отразился в развитии
театра, что в России впервые наблюдается
именно в среде купечества, то есть интеллигенции
из купечества. Если в архитектуре Рябушинские
выступали заказчиками особняков, то в
развитии театра приняли самое непосредственное
участие Савва Мамонтов и Алексеев из
купцов как художники-творцы, что говорит
о ренессансности этого явления, чего
не было в Европе уже и в помине. В том же
и причина революции в театре, что связывают
с МХТ.
Модерн как умонастроение художественной
интеллигенции, что заключало в себе особое
настроение утонченной поэзии и грусти
в восприятии природы и явлений искусства
(мирискусники), вплоть до болезненной
меланхолии (Борисов-Мусатов) или высших
устремлений (Врубель) критика и публика
воспринимала как декаданс, кто с критикой,
кто с узнаванием своего мироощущения.
Мария Германова, актриса из молодого
поколения артистов МХТ, писала в воспоминаниях,
как она дорожила, осознанно культивировала
то настроение, соответственно и образ
жизни, что называли декадентством: «С
окончанием гимназии я свободней и смелей
отдавалась влиянию современности, стала
тем, что теперь называют «модерн», а тогда
определяли «декаденткой». Увлекалась
я очень этим декадентством».
А имелось в виду выделение своего Я, своей
индивидуальности: «В погоне за настроением
я бродила одна по залитым лунным светом
дорожкам, мимо статуй и благоухающих
цветов. Я вбирала в себя красоту настроения,
нахватывала целые запасы его, как верблюд,
и любовалась и тем, как я иду, и тем, что
я в белом платье, и тем, как переживаю
я этот час... Во вкусе, в направлении совершился
переворот».
Мы помним, творчество Михаила Врубеля
отвергалось его современниками как декаденство,
что вообще распространялось на молодых
художников, включая даже Валентина Серова.
А исследователи и поныне задаются вопросом
в отношении живописи Врубеля, относя
к модерну, это декаданс или ренессанс?
Модерн - это панэстетизм, отголосок Золотого
века русской культуры, дворянского периода
ее развития, с ощущением его конца, - о
чем заявил Дягилев на устроенной им грандиозной
выставке исторических портретов в Таврическом
дворце в 1905 году, - с зарождением и развитием
демократической и буржуазной культуры,
соотношение между которыми в России совершенно
иное, чем в странах Западной Европы.
Российское государство с запоздалой
отменой крепостного права только-только
вступило на капиталистический путь развития,
и дворянской элите противостояла не буржуазия,
а крестьянство и разночинная интеллигенция,
воспитанная на русской классической
литературе, которая, формируясь в течение
XIX века, была поэзией, философией и религией
эпохи Возрождения в России.
Новый гуманизм, в отличие от гуманизма эпохи
Возрождения в Италии, не был элитарным,
основанным на индивидуализме. В его основе
- с осознанием достоинства личности прежде
всего сочувствие народу из-за его крепостного
состояния. Его свобода и образование
- путеводная звезда русской интеллигенции
со времен восстания декабристов. Развитие
общественной жизни, которая всячески
подавлялась феодально-церковной реакцией,
все более обретает характер освободительного
движения, во что вовлекается, кроме крестьянства,
к концу XIX века и рабочий класс, который
в странах Европы уже породил широкое
социал-демократическое движение.
Европа, а с нею и Россия, была чревата
революцией. Но после Коммуны 1871 года власти
в европейских странах привлекли на свою
сторону вождей социал-демократических
партий. В рабочем движении произошел
раскол, что отразилось и в революционном
движении в России, с появлением меньшевиков
и большевиков, последовательных борцов
за свободу всего трудового народа. Социал-демократические
партии в странах Европы пошли на услужение
капиталу, как ныне в России так называемая
«Единая Россия», и они-то выступили идеологами
нового передела мира, с развязыванием
Первой мировой войны.
Между тем в России уже коронационные
торжества в связи с восшествием на престол
Николая II были омрачены Ходынкой, что
было воспринято всеми как дурное предзнаменование.
Дальше - больше. Русско-японская война,
совершенно бессмысленная для России
и пагубная, как предсказывал С.Ю. Витте,
министр финансов, зачинатель промышленного
развития Российского государства на
рубеже столетий. Николай II удалил его
с поста всевластного министра финансов,
назначив председателем кабинета министров,
который не имел прерогатив власти, присвоенных
царем, и он «вляпался в войну с Японией»,
как выразился граф Витте. Далее - 9 января
1905 года, первая русская революция...
Умонастроение общества окрашивается
величайшей тревогой за судьбу отечества,
с одной стороны, и отступничеством от
идей революции в виду ее поражения, с
поворотом от нового гуманизма к Богу
и индивидуализму, что ныне у нас выдают
за «культурный», «духовный», «религиозный
ренессанс», с подачи Бердяева, который
в сути Русского Ренессанса-то и не разобрался.
Модерн в России не только эстетика особняков
нуворишей и доходных домов, здесь деньги
делали деньги в русле капиталистического
развития; модерн - и эстетика театра, с
революцией в театре (МХТ), с театром (Комиссаржевская)
и драматургией (Чехов, Горький, Андреев),
что стало рупором освободительных идей,
как и графика в период первой русской
революции, когда препоны цензуры были
отброшены. С 1905 по 1907 год выходила масса
сатирических журналов - около трехсот
восьмидесяти наименований.
Громадное большинство художников открыто
выступило на стороне народа, даже из круга
мирискусников, не говоря о Валентине
Серове, который видел в окна Академии
художеств атаку кавалерии и стрельбу
солдат по толпе рабочих с семьями. Графика
10-х годов свидетельствует наглядно о
зарождении демократического искусства
в России с эстетическими и моральными
параметрами, каковые вскоре станут восприниматься
как советские.
Самое удивительное, революция коснулась
непосредственно и балета, который исторически
развивался в России под эгидой министерства
двора, с Театральным училищем, в котором
воспитанницы и воспитанники обучались
с 10 лет на полном государственном обеспечении,
с дальнейшим распределением и социальным
обеспечением, ничего подобного в мире
не было, островок социализма в русле программы
преобразований Петра I. После Кровавого
воскресенья 9 января 1905 года, с началом
волнений в стране, заволновалась и балетная
труппа Мариинского театра: на общем собрании
по инициативе танцовщика, который учился
к тому же в Петербургском университете,
были приняты требования к администрации,
явно немыслимые в императорском театре
оперы и балета, - автономия и т.п.
Была выбрана делегация, которая должна
была вручить эти требования директору
императорских театров Теляковскому.
Разумеется, в число делегатов попали
самые активные на собрании, среди них
из первых Анна Павлова, Михаил Фокин,
Тамара Карсавина, самые талантливые из
молодежи. Узнав о волнениях в театре,
министр двора граф Фредерикс потребовал
от артистов подписки о лояльности. Все
подписали, кроме делегатов, которые уже
никого не представляли. Но из делегатов
подписал Сергей Легат, возможно, по настоянию
своего брата, тоже танцовщика, и счел
себя предателем по отношению к своим
друзьям. В ночь он начал бредить, а «утром
его нашли с перерезанной бритвой горлом»
(Тамара Карсавина).
Игрою случая, бунтовщики попали под амнистию
в связи с объявлением свобод царским
манифестом 17 октября 1905 года. У Теляковского
хватило ума не только не преследовать
даже чисто административно, но всячески
помочь «бунтовщикам» свершить революцию
в мировом балете. Роль Дягилева как уникального
антрепренера неоценима, но и без него
Фокин с Анной Павловой и Тамарой Карсавиной
открыли бы миру русский балет в его звездные
часы.
Балет зародился в Италии, но в России
утвердилась в большей мере французская
школа, которая блистала в эпоху романтизма,
а затем восторжествовал в нем классицизм,
что и определило понятие классического
балета, в частности, русского классического
балета, последней представительницей
которого выступила Матильда Кшесинская.
Но эпоха модерна - романтическая эпоха
- вновь побудила классический балет окунуться
в стихию романтизма, благодаря исканиям
мирискусников, с прорывом к высокой классике,
что и стало откровением для Европы и что
сохранялось в советском балете наравне
со школой мирового значения. Русский
классический балет - совершенно самобытное
явление, хотя он взял лучшее у французской
и итальянской школ, и его основное отличие,
как ни удивительно, это особый, присущий
только русской школе, темперамент. Ренессансная
пассионарность, если угодно.
Модерн в живописи оказался в высшей степени
плодотворен именно как умонастроение,
с обновлением выразительных средств,
разумеется, прежде всего у гениальных
художников, как Левитан, Серов, Врубель,
а в литературе - Чехов, который стоит на
стыке классики и модерна. Художники объединения
«Мир искусства», порывая с передвижничеством,
представляют модерн в его самый поэтический
период, затем наступает быстрая смена
«измов» в живописи и литературе.
Модернизм дробит течения в искусстве,
но, независимо от ломки форм и игры с цветом,
отчетливо выделяется творчество тех
художников, которые не уходят в эксперименты,
как авангардисты, а сохряняют кровную
связь с природой и с жизнью народа, те
же представители «Бубнового валета»,
которые по сути зачинают советское искусство
еще до революции, как и Репин с его эпохальной
картиной «Заседание Государственного
Совета», и Петров-Водкин с его мадоннами
и «Купанием красного коня», и Малявин
с его «Вихрем», и Серебрякова с ее крестьянской
темой и женской и детской чистоты и красоты,
и Юон с пейзажами, полными света.
Товарищество передвижных художественных
выставок и объединение «Мир искусства»
воспринимались многими как антиподы,
но это верно лишь исторически, в плане
же эстетики и, стало быть, содержания,
здесь сказывались скорее особенности
развития московской и петербургской
школы живописи, с существованием двух
центров обучения: Академии художеств
и Московского училища живописи, ваяния
и зодчества, между которыми были и связь,
и различия. В 1903 году учреждается новое
выставочное объединение «Союз русских
художников». На его выставках принимают
участие Врубель, Борисов-Мусатов, Серов,
которых мирискусники принимали за своих,
а затем и они присоединяются, но ядро
«Союза русских художников» составляли
выпускники Московского училища живописи,
ваяния и зодчества, которые, владея всеми
новациями европейской живописи, не покидали
почву русской национальной школы.
К.Ф.Юон. Мартовское солнце. 1915. Удивительное
впечатление производит эта картина даже
рядом с «Мартом» Левитана. Казалось бы,
обычный зимний день с ясным небом, вместе
с тем отдает сказкой и былиной, как в воспоминаниях
о прошлом, представшем в яви, как в вечности.
А если вспомнить, что это одна из зим суровых
военных лет, становится ясно, что это
не просто воспоминание, а образ Родины
в тяжелые, грозовые годы. В том же плане
воспринимается лейтмотив картины А.А.Рылова
«Зеленый шум» (1904), или «Вихрь» Ф.А.Малявина
(1906), праздничное веселье разгорается
как пожар, как стихия крестьянского бунта.
В 1907 году в Москве состоялась выставка
группы молодых художников, закончивших
недавно Училище живописи, ваяния и зодчества,
под названием «Голубая роза». Это была
единственная выставка, но ее участники
вошли в историю русского искусства. На
картинах «Мираж в степи» (1912) П.В.Кузнецова,
«Финиковая пальма. Египет» (1911) М.С.Сарьяна
впервые возникает, как это ни удивительно,
многоцветье советского искусства. Представители
«Голубой розы» преображение действительности
связали с театром, а именно с символическим
театром. Н.И.Сапунов, С.Ю.Судейкин принимали
участие в постановках пьес М.Метерлинка,
Ибсена, Блока.
В 1910-1911 гг. оформилась новая группа художников
под названием «Бубновый валет». Она отвергла
стилизм «Мира искусства», всякую мистику
в настроениях и символизм «Голубой розы».
Ставилась задача преодоления импрессионизма
во всех его модификациях и возвращения
живописи к предмету, как в народном творчестве.
Критиками утверждалось, что художники
«Бубнового валета» «искали вдохновения
в фольклоре, в лубке, в домотканой пестряди,
самодельных набойках, в пряниках архангельского
изделия, в ремесленном примитиве вывесок
с кренделями, сахарными головками и бутафорскими
дынями...»
От Сезанна к Матиссу и к кубизму
и обратно шли И.И.Машков, П.П.Кончаловский,
Р.Р.Фальк, А.В.Лентулов, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова,
не отрываясь от предметности, как В.В.Кандинский
и К.С.Малевич, теоретики и практики абстракционизма
в России. Мировое искусство оказалось
в трущобах модернизма. В 1912 году К.С.Петров-Водкин
создает картину «Купание красного коня»,
смысл и значение которого сам художник
вполне осознает после Октябрьской революции.
Четко проступает эстетика древнерусской
живописи, то есть иконописи, здесь и лубок,
и сказка, вместе с тем конь и юноша-отрок
при всей его внутренней сосредоточенности
реальны, полны жизни, хотя место действия
отнюдь не берег озера, а скорее сцена
с полотном декорации, или арена цирка.
А цвета коня и юноши звучат, как музыка.
Как торжество новой жизни.
© Петр Киле
Утрату ценностных ориентиров, характерную для культуры XX столетия, легче всего проследить в изобразительных искусствах. Искусство модернизма, порывающее с традицией и считающее формальный эксперимент основой своего творческого метода, каждый раз выступает с позиций открытия новых путей, и потому именуется авангардом. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. В этой дегуманизации искусства — и тупик авангарда. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом. Отсюда совершенно закономерный приход, например, к искусству поп-арта. Но ни формалистические эксперименты, ни обращение к архаическому искусству Древнего Востока, или Азии, или Америки, к наивности детского творчества не могут заменить значение самого человека в искусстве. Вот почему часто поиски чистой формы вновь обращают художника к человеку, к жизни, к ее реальным, неисчерпаемо многообразным проблемам.
Было бы, однако, большой ошибкой представлять эволюцию искусства XX столетия в виде противопоставления реализма и модернизма, ибо, как уже отмечалось, многие художники, пройдя увлечение авангардом, пришли к поискам реалистических форм искусства, а, бывает, и наоборот. Это особенно заметно в творчестве тех мастеров, чей жизненный путь совпал с великими испытаниями в мировых войнах, кто принял участие в борьбе сил прогресса с реакцией, кто не остался в стороне от больших проблем социальной жизни своего народа и судеб всего мира.
Сложности развития художественной культуры XX в. ярко прослеживаются на искусстве Франции. Во французской литературе XX в. для реалистического направления характерна непрерывная линия развития при всем том, что и оно знало и знает формалистические субъективно-эстетические течения. В изобразительном же искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX в. обозначился отход от реализма. Французская живопись прошла почти через все этапы и варианты формалистического искусства. Франция явилась родиной фовизма, кубизма и его разновидности — пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов. Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм.
В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Ван Донген и несколько других экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление необыкновенно ярких цветов и нарочитую упрощенность форм критика назвала произведениями «диких» — les fauves, а все направление получило название «фовизм». У фовистов с их пониманием соотношения пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, простым, «по-детски» линейным ритмом, оказались огромные возможности для решения декоративных задач. Самым талантливым из фовистов был несомненно Анри Матисс (1869— 1954). Матисс учился в Академии Жюльена и в мастерской Гюстава Моро, много копировал в Лувре старых мастеров, особенно Шардена и Пуссена, от которых идет его крепкая пластическая форма («Фрукты и кофейник», 1897— 1898). Он прошел через увлечение импрессионистами, но в поисках повышенной интенсивности, яркости и силы цвета, чистого и звучного, совсем не соответствующего видимому, пришел к упрощенности и плоскостности форм. Интересуясь чисто формальными задачами, прежде всего живописными, он отказался от сюжетной повествовательности. Предметом его изображений служат самые простые и несложные мотивы: пестрые ткани и кресла, цветы, обнаженное или полуобнаженное тело. Его не интересует передача освещения, в его полотнах почти нет объема, пространство лишь намечено. Так, плоскость пола и стены нарочито слиты вместе в «Севильском натюрморте» и только само расположение предметов сохраняет намек на пространственность.
А. Модильяни. Обнаженная. Лондон, частн. собр.
Композиция строится на контрасте цветов. В упомянутом натюрморте это зеленая обивка дивана, синий узор драпировки, розовый фон, дополненные киноварью и зеленью цветка в белом горшке. Линии рисунка у Матисса всегда очень лаконичны, изысканно-ритмичны («Марокканец Амидо»). Упрощенность формы, однако, не исключает передачи метко подмеченных характерных поз, жестов, даже состояний («Семейный портрет»). Повышенная звучность цвета, крупные красочные плоскости, не раздробленные полутонами, условность формы и пространства с их схематизированными линиями — все эти качества в полной мере проявились в декоративных работах Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» (1910) были написаны художником по заказу московского собирателя новой живописи П. И. Щукина, для его особняка. Панно объединяет не только тема, но близкие выразительные средства. На сине-зеленом фоне изображены красные фигуры: полные стремительного движения, динамики —в «Танце», где все подчинено ритму хоровода, и статики, покоя —в «Музыке». В обоих панно нет никакой индивидуализации образов, исследователями остроумно замечено, что даже трудно понять пол изображенных. Но все подчинено общему плоскостному и цветовому ритму. «Матисс-декоратор» — это целая страница монументально-декоративной живописи первой половины XX в.
А. Матисс. Будуар. Париж, част. собр.
Вместе с тем Матисс — не символист, он не навязывает цвету символико-аллегорический смысл. Его картины не надо разгадывать, как ребус. Это образы, полные спокойствия, созерцательности, ясности, утонченно-живописные или бурно оптимистические по колориту. Справедливо, однако, отмечено исследователями, что его оптимизм — результат нарочитого ухода от трагических коллизий эпохи. И в этом определенная ограниченность художественного мировоззрения и искусства Матисса. Цвет — основное выразительное средство в полотнах художника. При всей лаконичности, условности и обобщенности он дается в сложных градациях, даже тогда, когда это как будто большие локальные пятна, как в «Красной комнате» (1908). Позже, в 20—40-е годы, раскрытие сложных взаимосвязей цвета усиливается. Именно утонченными цветовыми соотношениями создается поэтический и гармоничный образ беспредельно многообразной природы. Но человеческая фигура в полотнах Матисса трактуется только как часть этого изысканного узора, вплетенная в орнаментальную вязь.
Тяготение к искусству монументальному характерно для всей творческой жизни Матисса. Одна из последних его работ —декоративное оформление «Капеллы четок» в Вансе (юг Франции, 1948—1951). Свет, проникающий через синие, желтые, зеленые витражи, создает сложную, таинственную атмосферу. Изысканный темный контур витражей лишний раз напоминает о высочайшем мастерстве Матисса-графика. Лучшие традиции графического искусства, идущие от знаменитых карандашных портретов французского Ренессанса, через Энгра и Дега, Матисс пронес в XX столетие (портрет Бодлера, офорт, 1930—1932).
Жизнерадостностью мироощущения, солнечностью палитры близок Матиссу Рауль Дюфи с его сценами скачек, морскими пейзажами, парусными регатами, которые он создает на полотне звучным, подвижным мелким мазком («Лодки на Сене», 1925).
Рауль Дюфи (1877—1953) приехал в Париж из Гавра, как некогда Моне, и испытал немалое влияние импрессионистов и постимпрессионистов. Его нормандские и средиземноморские пейзажи и натюрморты начала века, веселые и яркие, очень близки фовистским. Но в 20—30-е годы он обретает свое неповторимое лицо. В декоративизме его картин нет матиссовского монументализма, почерк Дюфи, его богатейшие переходы синего от почти черного к акварельно-прозрачной голубизне, его почти детский рисунок не спутаешь ни с чем. Как верно замечено исследователем, за этой наивной простотой и веселой непринужденностью чувствуется высочайший артистизм, изощренное понимание формы.
А. Матисс. Натюрморт с ковром. Москва, ГМИИ
Близок Матиссу и Альбер Марке (1875—1947), воспевший, как и импрессионисты, современный Париж с его Сеной, баржами, церквами, Лувром, небом, людьми. Но это уже взгляд на город не Писсарро или Моне, а человека XX столетия.
Другие художники, экспонировавшиеся в 1905 г. вместе с Матиссом, тем не менее имели с ним мало общего. Это прежде всего Морис де Вламинк (1876—1958), для которого характерна повышенная экспрессивность в воспроизведении мира. Напряженным цветом, резкими цветовыми аккордами создает он образ хмурой, мрачной природы, передает ощущение тоски и одиночества («Наводнение в Иври», 1910). Еще более экспрессивно, нервозно искусство Жоржа Руо, тяготеющее к гротеску (серия «Клоуны»).
Жорж Руо (1871 —1958), учившийся некогда в мастерской Г. Моро, очень быстро отошел от фовистов. Понимание цвета у Руо резко отлично от Матисса или Марке. Мерцающие сине-фиолетовые и вишнево-красные цвета его композиций, в которых фигуры резко оконтурены черным, чем-то напоминают позднеготические витражи. По настроению же они ближе экспрессионистам («Мы сошли с ума»),
Как и Вламинк, большое влияние живописи Ван Гога испытал Андре Дерен (1880—1954), особенно в ранний период, затем последовательно влияние Сера и Синьяка. Через Сезанна Дерен пришел впоследствии к кубизму («Субботний день», 1911—1914).
Особое место среди французских художников начала XX в. занимает Амедео Модильяни (1884—1920). Многое роднит его с Матиссом — лаконизм линии, четкость силуэта, обобщенность формы. Но у Модильяни нет матиссовского монументализма, его образы много камернее, интимнее (женские портреты, обнаженная натура). Линия Модильяни обладает необычайной красотой. Обобщенный рисунок передает хрупкость и изящество женского тела, гибкость длинной шеи, острую характерность мужской позы. Модильяни узнаешь по определенному типу лиц: близко посаженные глаза, лаконичная линия маленького рта, четкий овал, но эти повторяемые приемы письма и рисунка ничуть не уничтожают индивидуальности каждого образа.
Искусство XX века, особенно его начала, вообще знает ряд художников-одиночек, которые не примыкали ни к какому направлению, как, например, Морис Утрилло (1883—1955), певец парижских улиц, вернее, улочек и площадей Монмартра, парижских окрестностей. Еще в большей степени таким одиночкой остался в искусстве Анри Руссо. Анри Руссо, таможенник (таким было его прозвище, ибо после войны он служил на таможне), пришел в живопись поздно, узнал известность лишь незадолго до смерти и позже был объявлен главой примитивизма, нового направления, названного так за «наивность» изображаемого на холсте. Но у Анри Руссо это не слепок с натуры, а либо мир фантастический, почти экзотичный: тропическая растительность, хищные звери, таинственная как бы замершая природа, либо быт парижской улицы со смешными и нелепыми человечками, увиденный, однако, острым взглядом художника, так искусно подчиняющего изображенное законам декоративной плоскости, что вряд ли его можно отнести к «воскресным» самоучкам, как его пытаются иногда характеризовать («Заклинательница змей», 1907; «Двуколка месье Жюне», 1910).
Среди авангардистских направлений начала XX столетия, возможно, одним из самых сложных и противоречивых является экспрессионизм. Экспрессионизм сложился в Германии. Его идеолог Кирхнер считал экспрессионизм направлением, специфически свойственным германской нации (само латинское слово expressio — выражение —толковалось как внутреннее выражение торжества духа над материей). Своими предшественниками экспрессионисты считали бельгийского художника (англичанина по рождению) Джеймса Энсора с его основным мотивом творчества — масками и скелетами, выражением ужаса перед действительностью; норвежского художника Эдварда Мунка, чьи картины критика назвала «криками времени»; швейцарца Ф. Ходлера, одного из представителей символизма; голландца Ван Гога. Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего технического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротлуфом. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др. В своем творчестве они стремились выразить драматическую подавленность человека в мире — в геометрически упрощенных, грубых формах, через полный отказ от передачи пространства в живописи, оперирующей несгармонированными тонами. Их творчество, полное ужаса перед действительностью и будущим, ощущений собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности в этом мире, построенное на деформации, на остром рисунке, на внешней эмоциональности, по сути своей, как это ни неожиданно при всей экзальтированности, в итоге холодно и проникнуто рационалистическим расчетом. С 1906 по 1912 г. члены организации «Мост» периодически устраивали выставки то в Дрездене, то в Кельне.
Информация о работе Русское искусство начала XX века (Модерн)