Русское искусство второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль.
Победители получали право 6-летней поездки в Италию с полным пансионом.
В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы.

Файлы: 1 файл

контр. по ист .иск..docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету «История искусств»

 

вариант 5.

 

Русское искусство второй половины XIX века

 

 

  1. Раскройте понятие «Художественный образ»

 

Художественный  образ — всеобщая категория художественного  творчества, форма истолкования и  освоения мира с позиции определенного  эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного  произведения с целью наиболее полно  раскрыть описываемое явление действительности.

 

  1. Расскажите о таком явлении в русском искусстве как «Товарищество передвижных художественных выставок».

 

 

В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.

Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников  на Большую Золотую медаль.

 Победители получали  право 6-летней поездки в Италию  с полным пансионом.

В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы.

Конкурсанты во главе с Иваном Крамским подали несколько прошений с просьбой пересмотра условий конкурса. Но эти прошения остались без ответа. Тогда в день конкурса 9 ноября 1863 года 14 из 15 конкурсантов отказались от участия в конкурсе.

Эта акция выпускников  получила название «Бунт четырнадцати». Именно эта дата стала считаться началом эпохи «передвижников».

«Бунтовщики» во главе  с И.Крамским организовали «Артель  художников», которая явилась первым коммерческим предприятием людей искусства.

 Спустя 7 лет Артель  развалилась, и на принципиально  иных творческих основах было  организовано «Товарищество передвижных  художественных выставок». Членов  «Товарищества» стали называть «передвижники».

В «Товарищество» объединялись русские художники реалистического  направления. Русский реализм предполагал  изображение современной жизни  народа, страны, природы родного  края.

За время существования  «Товарищества» было проведено 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Казани и других городах.

Первая выставка «передвижников»  открылась в Санкт-Петербурге в  Императорской Академии художеств 29 ноября 1871 года. Представленные на ней картины поразили публику своей простотой и необыкновенной выразительностью. Не было пышных античных сюжетов, богатых одежд, ярких красок итальянской природы. Но были русские леса, сосны, березки, опушки в исполнении Ивана Шишкина, портреты Ивана Крамского. Большинство картин ныне составляют золотой фонд русской живописи. Среди них были:

«Охотники на привале» Василия Перова ,

«Грачи прилетели» Алексея Саврасова ,

«Петр I допрашивает  царевича Алексея Петровича в  Петергофе» Николая Ге.

Начиная с 1900-х годов деятельность «Товарищества» стала идти на спад, стало возникать много местечковых проблем между Санкт-Петербургом и Москвой, конфликтов старых членов с новыми.

Так в 1901 году из «Товарищества» вышли сразу 11 художников.

Последняя выставка была проведена  в 1922 году, а в 1923 году «Товарищество» прекратило существование.

За все время членами  «Товарищества» были 109 человек.

Основная заслуга в  основании «Товарищества» принадлежит Ивану Николаевичу Крамскому.

Наиболее известные члены  «Товарищества»:

 

Брюллов Павел Александрович (племянник живописца Карла Брюллова)

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович

Ге Николай Николаевич (член-учредитель)

Каменев Лев Львович (член-учредитель)

Клодт Михаил Константинович (член-учредитель)

Клодт Михаил Петрович (член-учредитель, двоюродный брат Клодта М.К.)

Корзухин Алексей Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)

Крамской Иван Николаевич (член-учредитель)

Кузнецов Николай Дмитриевич (одессит, наиболее яркий представитель  украинских «передвижников», один из основателей  Товарищества южнорусских художников)

Куинджи Архип Иванович

Левитан Исаак Ильич

Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (член-учредитель)

Маковский Александр Владимирович (сын Маковского В.Е.)

Маковский Владимир Егорович (младший брат среди детей Маковского Е.И.)

Маковский Константин Егорович (член-учредитель, старший брат)

Маковский Николай Егорович (член-учредитель, средний брат)

Мясоедов Григорий Григорьевич (член-учредитель)

Перов Василий Григорьевич (член-учредитель)

Поленов Василий Дмитриевич

Прянишников Илларион Михайлович (член-учредитель)

Репин Илья Ефимович

Репин Юрий Ильич (сын от 1-го брака Репина И.Е.)

Савицкий Георгий Константинович (сын Савицкого К.А.)

Савицкий Константин Аполлонович

Саврасов Алексей Кондратьевич (член-учредитель)

Серов Валентин Александрович

Суриков Василий Иванович

Шишкин Иван Иванович (член-учредитель)

Якоби Валерий Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)

Ярошенко Николай Александрович

 

Особо следует сказать  о Константине Коровине, который работал в разных жанрах и художественных направлениях: от реализма до импрессионизма. Он был частым гостем "передвижников", участвовал в выставках, сделал для развития русской художественной школы живописи, и в частности русского реализма, больше, чем многие члены «Товарищества», хотя сам никогда членом «Товарищества» не был.

 

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое  мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в  целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве  передвижников были импрессионизм и реализм.

Ведущими жанрами в искусстве  передвижников становятся бытовой  жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать  образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж.

 

 

  1. Соотнесите следующие художественные произведения и их авторов:

 

1. «Неизвестная»     А. Карл Брюллов

2. «Грачи прилетели»    Б. Иван Шишкин

3. «Рожь»      В. Василий Суриков

4. «Боярыня Морозова»    Г. Алексей Саврасов

5. «Последний день Помпеи»   Д. Иван Крамской

 

1.-    Д.    Иван Крамской.

2.-    Г.    Алексей Саврасов.

3.-    Б.    Иван Шишкин

4.-    В.    Василий Суриков

5.-    А. Карл Брюллов

 

Кто из перечисленных  художников не является передвижником?

 

 

  1. Критический реализм в творчестве русских художников (пример по выбору: Федотов, Перов, Максимов, Прянишников, Флавицкий).

 

Критический реализм - резко критическое отношение  к действительности, отражение в  художественном творчестве острых социальных проблем.

 

Яркая страница в развитии критического реализма в  изобразительном искусстве –  творчество русских художников передвижников.

 

Васи́лий Григо́рьевич Перо́в (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

 

 Автопортрет Василия Перова

 

Василий Григорьевич  Перов был незаконнорождённым сыном  губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера у уроженки Тобольска А. И. Ивановой. День рождения точно неизвестен: 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

1834—1842

 

Переезд с  родителями в Архангельск, затем  в родовое имение Криденеров — Суслеп возле Дерпта. Некоторое время Василий Перов жил в Самарской губернии — в имениях братьев, сыновей от первого брака отца.

1842

Переезд в  Саблуково Арзамасского уезда Нижегородской губернии, где отец получил должность управляющего имением Языкова.

1843—1846

           Обучение в арзамасском уездном училище.

Обучение  в художественной школе А. В. Ступина  в Арзамасе (с          перерывами). Закончить школу не удалось.

1850

Создание  композиции «Распятие» (местонахождение  неизвестно), которая была помещена в церкви села Никольское, находившейся недалеко от села Пиявочное, где Василий  Перов жил у своих родителей.

1852—1853 годы

Переехал  в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, Е. Я. Васильева, Н. А. Рамазанова, позднее — у С. К. Зарянко.

1856 год

Получил малую  серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств  «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника».

1858 год

Получил большую  серебряную медаль за картину «Приезд  станового на следствие».

          1860 год

Получил малую  золотую медаль за картину «Первый  чин». Переехал в Санкт-Петербург.

1861 год

Получил большую  золотую медаль за картину «Проповедь в селе» и получил право  поездки в качестве пенсионера за границу.

П. М. Третьяков  приобрёл у него картину «Сельский  крестный ход на Пасхе».

 

1862 год

 

Женился на Елене Эдмондовне Шейнс. Посетил Европу: ряд городов Германии (Берлин, Дрезден, Дюссельдорф).

 

1863—1864 годы

 

Жил и работал  в Париже. К этому периоду относятся  картины, изображающие европейские  сцены уличной жизни («Продавец  статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

 

Осенью вернувшись в Москву, Перов поселился в Москве, в доме дяди жены — Ф. Ф. Резанова.

        

         1865 год

Написал жанровые полотна «Проводы покойника», «Очередная у бассейна», «Гитарист-бобыль» и  др4 за первые две работы был награждён первыми премиями конкурсов МОЛХ и ОПХ.

 

 

1866 год

 

За картины  «Тройка» и «Приезд гувернантки  в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика.

 

 

 

 

 

1867 год

Написаны  картины «Утопленница», «Учитель рисования» и др. Участвовал во Всемирной парижской  выставке. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.

 

1868 год

 

Академия  художеств продлила на два года пенсионерское содержание сверх полученных ранее трёх лет. Умерла первая жена, Е. Э. Перова. Получил первую премию на конкурсе МОЛХ за картину «Сцена у железной дороги».

 

1869 год

 

Был награждён  первой премией МОЛХ за «Портрет В. В. Безсонова»; по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского».

 

1870 год

 

Получил первую премию ОПХ за картину «Птицелов»; за картины «Странник» и «Птицелов» удостоен Академией художеств звания профессор. Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок и был избран членом правления от группы московских художников.

 

1871 год

 

Назначен преподавателем МУЖВЗ на место умершего С. К. Зарянко. На 1-й выставке ТПХВ показал картины «Рыболов», «Охотники на привале», «Портрет А. Н. Островского» и др.

 

1871—1872 годы

 

Исполнил  по заказу П. М. Третьякова ряд портретов  русских писателей и учёных: И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, В. И. Даля, М. П. Погодина; написал портрет московского купца И. С. Камынина.

 

1872 год

 

Женился вторично — на Елизавете Егоровне Другановой. Серию написанных портретов показал  на 2-й выставке ТПХВ.

1873 год

 

Картины «Рыболов»  и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене. Осуществил поездку в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию; начал писать этюды к картине «Суд Пугачёва».

 

1874 год

 

На сюжет  романа И. С. Тургенева «Отцы и  дети» написал картину «Старики-родители на могиле сына». На 3-й выставке ТПХВ показал картины «Пластуны под  Севастополем», этюд «Киргиз-каторжник».

 

1875—1876 годы

 

Создал портрет  своей второй жены; купил имение в селе Стрелково Клинского уезда; в журнале «Пчела» (№ 11) был опубликован его рассказ «Тётушка Марья».

 

 

1877 год

 

Вышел из членов ТПХВ.

 

1878 год

 

Участвовал  на Всемирной парижской выставке с картинами «Странник», «Птицелов», «Рыболов», «Фомушка-сыч» и «Охотники на привале», а также портретами Ф. М. Достоевского и В. В. Безсонова.

 

1879—1880 годы

 

Трагизм своей  внутренней жизни Перов выражает «евангельской» серией; несколько эскизов  написал на сюжеты русских народных сказок.

 

          1881—1882 годы

 

Работал над  картиной «Никита Пустосвят». В «Художественном  журнале» был опубликован ряд  его рассказов.

 

1882 год

 

Скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). Похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.

 

Прах его  был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре; точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника был  установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича  Елецкого.

Информация о работе Русское искусство второй половины XIX века