Шенгенское соглашение и Шенгенское законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Шенге́нское соглашение — соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

Содержание работы

1. История Шенгенского соглашения и Шенгенского
законодательства ……………………………………….. 2
2. Страны, подписавшие Шенгенское соглашение ………. 4
3. Роль в туризме ………………………………………….. 5

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.    История Шенгенского соглашения и Шенгенского        

       законодательства    ………………………………………..    2

2.     Страны, подписавшие  Шенгенское соглашение ……….  4

3.      Роль  в туризме   …………………………………………..     5

 

 

Шенге́нское соглашение — соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

 

  1. История Шенгенского соглашения и Шенгенского   законодательства

При создании Европейского экономического сообщества среди основных целей его существования было заявлено создание общего рынка, что подразумевало достижение так называемых Четырёх свобод: перемещения товаров, услуг, людей и капиталов. Ради свободы перемещения товаров и услуг в 1958 году был создан Таможенный союз, а также приняты многочисленные иные соглашения.

Тем не менее, свобода перемещения  людей оставалась стеснённой. Хотя гражданам государств ЕЭС не требовались визы для взаимных поездок, сохранение паспортного контроля означало необходимость получать паспорта и потери времени при прохождении границ.

Соглашение  о постепенном отказе от пограничного контроля было подписано 14 июня 1985 года представителями Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ на судне «Принцесса Мари-Астрид» посреди Мозеля, в месте схождения границ Люксембурга, Франции и ФРГ и получил название по ближайшей к этому месту деревне Шенген. Точка схождения границ именно этих трёх стран была выбрана в связи с тем, что аналогичное законодательство об отмене паспортного контроля к тому времени уже применялось странами Бенилюкса.

Изначально  договор существовал независимо от других структур европейской интеграции, в частности из-за того, что между  европейскими странами не было консенсуса по вопросу об отмене пограничного контроля.

В исходном варианте соглашение предусматривало только постепенную  замену паспортного контроля на визуальное наблюдение за индивидуальными транспортными  средствами, которые могли бы не останавливаться на границах, а лишь проследовать с пониженной скоростью.

В 1986 году был принят Единый Европейский акт, поставивший цель создать единый рынок в Европе в срок до 31 декабря 1992 года. Началась разработка Договора об образовании Европейского союза, который был позже принят в Маастрихте. Договор учреждал понятие гражданства Европейского союза. Граждане ЕС отныне получали неотъемлемое право перемещаться по всей территории ЕС. Рост подвижности населения ставил вопрос о необходимости постепенного полного отказа от пограничных процедур на внутренних границах ЕС.

В 1990 году теми же пятью государствами была подписана Конвенция о введении в действие и применении Шенгенского соглашения. Именно этой конвенцией было предусмотрено создание Шенгенской зоны с полной отменой регулярного паспортного контроля, унифицированной визовой политикой для владельцев обычных паспортов, полицейским и судебным сотрудничеством. Соглашение заработало в 1995 году для семи стран (к первоначальным участникам присоединились Испания и Португалия).

1 мая 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, внесший изменения в Европейский союзный договор. В соответствии с V разделом обновлённого договора положения Конвенции о введении в действие и применении Шенгенского соглашения были включены в законодательство ЕС. Соответствующий раздел европейского законодательства заместил Шенгенское соглашение и получил собирательное название Шенгенского законодательства.

  1. Страны, подписавшие Шенгенское соглашение

В настоящее  время Шенгенское соглашение подписано 30-ю государствами. Однако фактическая  отмена пограничного контроля действует только в 25 странах – в Австрии, в Венгрии, в Германии, в Испании, в Исландии, в Италии, в Латвии, в Люксембурге, на Мальте, в Греции, в Нидерландах, в Бельгии, в Дании, в Норвегии, в Швеции, в Польше, в Португалии, в Словакии, в Словении, во Франции, в Финляндии, в Чехии, в Швейцарии, в Литве и в Эстонии. Эти все страны образуют Шенгенскую зону.

Остальные 5 стран, которые фактически подписали соглашение, но не аннулировали пограничный контроль, пока находятся за пределами Шенгенской зоны. Великобритания и Ирландия не отменила полностью паспортный контроль, а Болгария, Румыния и Кипр планируют отменить его только в будущем.

Все страны Шенгена, за исключением Швейцарии, Норвегии и Исландии входят и в состав Евросоюза.

Дания имеет  особый статус, что указано в протоколе  Амстердамского договора от 1997 года, который  разрешает ей принимать участие  в шенгенском сотрудничестве в том  объеме, который существовал на момент заключения Амстердамского договора. 

  1. Роль в туризме

Трудно переоценить  значение Шенгенского соглашения для  экономики и туризма. Любой авиаперелет  из одной страны шенгенского пространства в другую теперь рассматривается  как полет внутри страны. Это облегчает  и туризм, и грузовые перевозки.

Важнейшей нормой Шенгенской конвенции является ст.2, предусматривающая свободное перемещение  через внутренние границы в любом  месте без пограничного досмотра. Граждане освобождаются от обязательства  при переходе внутренних границ стран  Шенгена, подвергаться любому пограничному контролю. Устранение контроля касается не только наземных границ, но и авиационных и регулярных паромных линий, связывающие страны Шенгена напрямую друг с другом. 
       Данное соглашение имеет большое значение не только для граждан стран-участниц. После вступления его в силу отпала необходимость в оформлении множества виз при поездках в Европу.  
       Благодаря существованию ШИС и согласованной политике стран Шенгена значительно ускоряется процесс выдачи шенгенских виз. Также для облегчения выдачи шенгенских виз и проведения паспортного контроля странами Шенгена вводится единая Шенгенская марка, образец которой был согласован всеми странами Шенгена. Теперь любой иностранец, получивший шенгенскую визу в посольских или консульских учреждениях стран Шенгена в своих государствах, может беспрепятственно (до трех месяцев) в течение шести месяцев, после даты первого въезда, пересекать внутренние границы стран Шенгена.

По упрощенному  порядку, на равных с правами самих  граждан стран ЕС, могут въезжать члены их семей – выходцы из третьих стран, а также граждане государств, заключивших соответствующее соглашение с ЕС. Эта категория лиц получила право безвизового пересечения границ «шенгенских границ» и сводного передвижения через внутренние границы и в самих странах – членах Шенгенского соглашения.

Большое значение имеет ст. 21 Шенгенской конвенции, согласно которой, иностранец, имеющий вид  на жительство, выданный одной из стран  Шенгена, может (при наличии такого вида на жительства и проездного документа, причем оба документа должны быть действительными), свободно передвигаться в период до трех месяцев в пределах территории Шенгена. Это представляет собой определенный правовой и практический прогресс для граждан третьих стран, которым для визита в соседнюю страну ранее была необходима виза. Особенно жестко эта проблема является для учащихся школ, например, если в Кельнской школе, в которой учатся немецкие, итальянские и украинские дети необходимо было совершить экскурсию в Бельгию, то немецкие и итальянские дети смогут беспрепятственно поехать, в то время как украинским детям понадобилась бы виза, что кроме финансовых и практических затруднений вызывает также и разделение детей на две группы, что мало способствует интеграции. Теперь, на основании ст.21 Шенгенской конвенции украинские школьники также смогут путешествовать без визы, благодаря чему Шенгенское соглашение вносит свой вклад в интеграцию иностранцев из стран, не входящих в ЕС.

Таким образом, основная цель для стран Шенгена  состоит в том, чтобы Шенгенское соглашение использовалось на пользу соответствующим положениям ЕС. Шенген не является самоцелью. Он подразумевается как предшественник и лаборатория для всех положений, которые требуются для предоставления свободы перемещения и проведение необходимых уравнительных мероприятий. Переход от Шенгена к ЕС, общеевропейскому рынку, в том числе, туристскому, должен учитывать методику, которая использована при разработке положений ЕС. В то время как Шенгенская конвенция регулирует ликвидацию внутрипограничного контроля и всех существенных уравнительных мероприятий в едином инструменте права.

Необходимость в снятии излишних административных барьеров между государствами единой Европы назревала уже давно. Процесс  объединения европейских государств в единое правовое пространство начался ещё в послевоенные годы, и продолжается до сих пор. 
Принятие Шенгенского соглашения (отмена внутриевропейских виз), ввод единой европейской денежной единицы (евро) - лишь этапы этого процесса.

Несомненно, подписание Шенгенского соглашения благотворно влияет на развитие туризма в Европе.

 

 

 


Информация о работе Шенгенское соглашение и Шенгенское законодательство