Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:09, лекция
Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а также тэггинга и бомбинга.
Содержание:
1.История письменности
2.История развития шрифтов
3.Шрифт и графический дизайн
4.Шрифт в изобразительной композиции
5.Шрифтовые композиции
6.Классификация шрифтов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждении высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет технологии и сервиса
Кафедра ОТД
Учебный элемент по декоративно-оформительскому искусству
на тему : Шрифт как изобразительное средство.
Выполнил студент
ФТС группы Т-412
Гребеньков М.И.
Проверил :доц. каф. ОТД
Кисляков В.В.
Волгоград 2011 г.
Тема «Шрифт как изобразительное средство».
Содержание:
1.История письменности
2.История развития шрифтов
3.Шрифт и графический дизайн
4.Шрифт в изобразительной композиции
5.Шрифтовые композиции
6.Классификация шрифтов
Цель : Изучив данный учебный элемент Вы сможете:
-Познакомится с историей возникновения письменности.
-Познакомится с историей развития шрифтов.
-Узнать о применение шрифтов в дизайне.
-Узнать о внедрении шрифта в композицию.
Материально-методическое обеспечение и средства обучения:
-глоссарий основных понятий и терминов…………………………3 стр.
-структурно-логические схемы и хронологические таблицы……..5 стр.
-краткие сведения из теории…………………….…………………...7 стр.
-приложение (иллюстрации по тематике).. ………………………..20 стр.
-задания для самопроверки……………
-рекомендуемая и
Глоссарий основных понятий
и терминов
Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а также тэггинга и бомбинга.
Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.[1]
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях— два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже— фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).
Письменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Логотип - оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.
Пиктогра́мма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др.), в отличие от привычного нам алфавитного письма, способного отображать многоуровневый характер естественного языка.
Гарниту́ра - набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях,
имеющих стилистическое единство рисунка
и состоящих из определённого набора типографских
знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые
и пунктуационные знаки и специальные
символы. Также существуют гарнитуры,
целиком состоящие из неалфавитных символов
— например, содержащие математические
или картографические знаки.
Структурно-логические схемы
Краткие сведения из теории
История письменности
История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:
1) пиктографическое.
2) идеографическое.
3) слоговое.
4) буквенно-звуковое.
К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.
Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т.е. Письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.
Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии – Японии, Китае, Корее.
Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы) Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.
С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском - 21, буква, в русском - 33, в чешском - 39, в армянском - 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.
Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н.э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII-VIII вв. до н.э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита. Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.
История развития шрифтов
Предполагается, что от греческого
алфавита (возможно, через посредство
этрусского) произошло латинское письмо
- письмо древних римлян (III в. до н.э.). В
дальнейшем латинское письмо стало международным.
Самый древний почерк латинского письма
носит название "капитальное
письмо" (I-V вв.) или "капитальный шрифт".
Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных
свитках и пергаментных кодексах (деревянных
книгах). На папирусе писали тростниковым
пиром, а на пергаменте - гусиным, на каменных
плитах буквы высекались.
Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое, монументальное) и рустичное ("деревенское"). Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат; рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму.
Для более быстрого написания текста появился шрифт "курсив" (в переводе с латинского "наклонный"). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а следовательно, удобочитаемость.
Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы. Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.
В VII-IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Это шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе в латинского - маленький. Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов.
Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте.
К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.
В конце XI - в начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе - в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.
В XIV в. в Италии, во Франции,
появляются образцы так называемого гуманистического
письма, ничего общего не имеющего с готическим
шрифтом. Этот шрифт по времени совпал
с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква.
Исследованию и графической обработке
этого шрифта придавали значение известные
художники и ученые эпохи Возрождения.
Они стремились придать шрифту строгую
логическую и математическую обоснованность,
варьируя форму и пропорцию букв.
С возникновением книгопечатания произошел
исторический перелом в развитии шрифтов.
Образцами для изготовления типографских
шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты.
Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг
изобрел способ печатания книг. Первые
его книги печатались готическим шрифтом,
поскольку антиква у немцев распространения
не имела.
Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил, сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.
В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.
В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1:10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и др.