Скульптура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:30, доклад

Описание работы

Искусству пластики римляне уделяли меньше внимания, нежели греки той поры. Как и у других италийских племен Апеннинского полуострова, собственная монументальная скульптура была у них редка; преобладали небольшие бронзовые статуэтки богов, гениев, жрецов и жриц, хранившиеся в домашних святилищах и приносившиеся в храмы; зато портрет становился основным видом пластики.

Файлы: 1 файл

Скульптура Древнего Рима.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

Скульптура Древнего Рима (19)

С конца шестого века до нашей эры  по четвертый век нашей эры  в культуре Древнего Рима постепенно развивалось искусство скульптуры. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом.

Римская  скульптура прошла четыре этапа своего развития:

  1. Истоки римской скульптуры
  2. Становление римской скульптуры (VIII – I вв. до н.э.)
  3. Расцвет римской скульптуры (I – II вв.)
  4. Кризис римской скульптуры (III – IV вв.)

ИСТОКИ  РИМСКОЙ  СКУЛЬПТУРЫ

Скульптура  италиков

Искусству пластики римляне уделяли меньше внимания, нежели греки той поры.  Как и у других италийских  племен Апеннинского полуострова, собственная монументальная скульптура была  у них редка; преобладали небольшие бронзовые статуэтки богов, гениев, жрецов и жриц, хранившиеся в домашних святилищах и приносившиеся в храмы; зато портрет становился основным видом пластики.

Скульптура  этрусков

Немалую роль играла в повседневной и религиозной  жизни этрусков пластика: статуями украшались храмы, в гробницах устанавливались  скульптурные и рельефные изваяния, возник интерес к портрету, также  характерен декор.

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ  (VIII – I ВВ. ДО Н.Э.)

В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение,   полководцев   в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов,  знатных нобилей,  демонстрирующих древность своего   рода   бюстами   предков,   которые   они держат в руках,   ораторов, выступающих    с    речами перед народом.   В статуарной   портретной пластике еще были сильны неримские влияния. Но в надгробных портретных изваяниях их было меньше. Надгробия Республики,   представлявшие   собой   горизонтальные   плиты   с   нишами, в которых помещались портретные изваяния, предельно просты.  В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Только на первый взгляд они кажутся — из-за однообразия поз, расположения   складок,   движения   рук — похожими   друг   на  друга.    Нет ни одного  лица,  подобного  другому,  и  роднит  их  свойственная   всем подкупающая  сдержанность  чувств,  возвышенное  стоическое  состояние перед лицом смерти.

Мастера, однако, не только передавали в скульптурных изображения  индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных  тревог и волнений.  В портретах   внимание   скульптора   обращено,  прежде всего, на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа.

РАСЦВЕТ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ  (I – II ВВ.)

Время принципата Августа

В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Создавались как бы типичные эталоны.

В портретной скульптуре ваятели любили теперь оперировать крупными, мало моделированными плоскостями щек, лба, подбородка. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах.

Во  времена Августа больше, чем раньше, создавалось женских портретов и детских, весьма до этого редких.

Время Юлиев  – Клавдиев и Флавиев

Сущность  искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи начала выражать себя в произведениях этого времени.

Стремление  к конкретности приводило к тому, что мастера даже божествам придавали  индивидуальные черты императора. Рим  украшало немало статуй богов.

Ваятели тех лет стремились, прежде всего, поразить человека. Широкое распространение в первый период расцвета искусства Империи получила камерная скульптура — украшавшие интерьеры мраморные статуэтки.

Если  в портретном искусстве времени Августа преобладало графическое начало, то теперь ваятели воссоздавали индивидуальный облик и характер натуры объемной лепкой форм. Кожный покров становился плотнее, рельефнее, скрывал отчетливую в республиканских портретах структуру головы. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее.

Заметный  отход от греческих норм, преобладавших  в годы Августа, объясняется не только общей эволюцией, но и стремлением  мастеров освободиться от чужеземных принципов и методов, выявить  свои римские особенности.

В мраморных портретах краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы.

В те годы чаще, чем раньше, создавались  женские скульптурные портреты.  В женских портретах все большую роль стали играть сложные прически, и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора.

Время Трояна и Адриана

В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.

В портретах этого периода можно  выделить два этапа: траяновский, характеризующийся тяготением к республиканским принципам, и адриановский, в пластике которого больше следования греческим образцам. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, героев или воинов.

Поверхность лиц в мраморных портретах  времени Траяна передает спокойствие  и непреклонность людей; кажется, они  отлиты в металле, а не изваяны  в камне.

Обращение при Адриане к греческой эстетической системе.

Время последних Антонинов

Угасание патетики и помпезности в художественных формах. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций.

Большие изменения претерпевал в то время  скульптурный портрет. Ликам божеств  в огромных статуях придавались  черты императоров, отливались монументальные конные изваяния, образцом которых  является статуя Марка Аврелия, великолепие конного памятника усиливалось позолотой. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье.

  В статуарной портретной пластике продолжали еще создаваться героические идеализированные образы.

Портретисты по-новому стали трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали  взгляду   живость  и естественность.  Чуть прикрытые широкими верхними веками,  они смотрели  меланхолично и печально.  Взгляд казался рассеянным    и    мечтательным. Портретисты, исполняя курчавые волосы, сильно врезались буравом в мрамор и высверливали иногда глубокие внутренние полости. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой  живых волос. 

Мастера той эпохи использовали для портретов  различные, нередко дорогостоящие  материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, стекло.

КРИЗИС  РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (III – IV ВВ.)

Конец эпохи  принципата

Скульптурный  портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. В статуях и  бюстах еще сохранялись технические  приемы поздних Антонинов, но смысл образов стал уже иной. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени.

  Уплотнились объемы, мастера отказывались  от буравчика, исполняли волосы  насечками, добивались особенно  экспрессивной  выразительности   широко  раскрытых  глаз.

Стремление  скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие  своих произведений вызвало в  годы Галлиена (середина III в.) реакцию и возврат к старым методам. Снова выявилось стремление скульпторов передавать предельно лаконичными средствами эмоциональную напряженность внутреннего мира человека.

Эпоха домината

В  произведениях скульптуры IV в. сосуществовали сюжеты языческие и христианские; художники обращались к изображению  и воспеванию не только мифологических, но и христианских героев.

Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Духовным силам человека, особенно остро ощущавшимся в  век, когда христианство завоевывало  сердца язычников, казалось тесно в  жестких формах мрамора и бронзы. Сознание этого глубокого конфликта  эпохи, невозможность выразить чувства  в материалах пластики придавали художественным памятникам IV в. нечто трагическое.

Широко  раскрытые в портретах IV в. глаза, смотрящие то печально и властно, то вопрошающе и тревожно, согревали  человеческими чувствами холодные, костеневшие массы камня и бронзы. Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изображения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир.

Скульптура:

  • Исторический рельеф
  • Круглая скульптура:
        • Статуи
        • Скульптурный портрет

Вывод:

В древнем римском обществе человек  представлял собой индивидуальность. Скульптура древнего Рима выполнялась  с целью придать изображаемым божествам и животным человечности, жизни и привлекательности. Древние  римляне использовали все скульптуры как средство прославления отдельного гражданина, а в более поздней  стадии - как средство архитектурного декора.

 


Информация о работе Скульптура Древнего Рима