Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:30, доклад
Искусству пластики римляне уделяли меньше внимания, нежели греки той поры. Как и у других италийских племен Апеннинского полуострова, собственная монументальная скульптура была у них редка; преобладали небольшие бронзовые статуэтки богов, гениев, жрецов и жриц, хранившиеся в домашних святилищах и приносившиеся в храмы; зато портрет становился основным видом пластики.
Скульптура Древнего Рима (19)
С
конца шестого века до нашей эры
по четвертый век нашей эры
в культуре Древнего Рима постепенно
развивалось искусство
Римская скульптура прошла четыре этапа своего развития:
ИСТОКИ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Скульптура италиков
Искусству пластики римляне уделяли меньше внимания, нежели греки той поры. Как и у других италийских племен Апеннинского полуострова, собственная монументальная скульптура была у них редка; преобладали небольшие бронзовые статуэтки богов, гениев, жрецов и жриц, хранившиеся в домашних святилищах и приносившиеся в храмы; зато портрет становился основным видом пластики.
Скульптура этрусков
Немалую роль играла в повседневной и религиозной жизни этрусков пластика: статуями украшались храмы, в гробницах устанавливались скульптурные и рельефные изваяния, возник интерес к портрету, также характерен декор.
СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (VIII – I ВВ. ДО Н.Э.)
В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение, полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов, знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках, ораторов, выступающих с речами перед народом. В статуарной портретной пластике еще были сильны неримские влияния. Но в надгробных портретных изваяниях их было меньше. Надгробия Республики, представлявшие собой горизонтальные плиты с нишами, в которых помещались портретные изваяния, предельно просты. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Только на первый взгляд они кажутся — из-за однообразия поз, расположения складок, движения рук — похожими друг на друга. Нет ни одного лица, подобного другому, и роднит их свойственная всем подкупающая сдержанность чувств, возвышенное стоическое состояние перед лицом смерти.
Мастера, однако, не только передавали в скульптурных изображения индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений. В портретах внимание скульптора обращено, прежде всего, на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа.
РАСЦВЕТ РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (I – II ВВ.)
Время принципата Августа
В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Создавались как бы типичные эталоны.
В портретной скульптуре ваятели любили теперь оперировать крупными, мало моделированными плоскостями щек, лба, подбородка. Это предпочтение плоскостности и отказ от объемности, особенно ярко проявившиеся в декоративной живописи, сказывались в то время и в скульптурных портретах.
Во времена Августа больше, чем раньше, создавалось женских портретов и детских, весьма до этого редких.
Время Юлиев – Клавдиев и Флавиев
Сущность
искусства в целом и
Стремление к конкретности приводило к тому, что мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора. Рим украшало немало статуй богов.
Ваятели тех лет стремились, прежде всего, поразить человека. Широкое распространение в первый период расцвета искусства Империи получила камерная скульптура — украшавшие интерьеры мраморные статуэтки.
Если в портретном искусстве времени Августа преобладало графическое начало, то теперь ваятели воссоздавали индивидуальный облик и характер натуры объемной лепкой форм. Кожный покров становился плотнее, рельефнее, скрывал отчетливую в республиканских портретах структуру головы. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее.
Заметный отход от греческих норм, преобладавших в годы Августа, объясняется не только общей эволюцией, но и стремлением мастеров освободиться от чужеземных принципов и методов, выявить свои римские особенности.
В мраморных портретах краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы.
В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. В женских портретах все большую роль стали играть сложные прически, и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора.
Время Трояна и Адриана
В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.
В портретах этого периода можно выделить два этапа: траяновский, характеризующийся тяготением к республиканским принципам, и адриановский, в пластике которого больше следования греческим образцам. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, героев или воинов.
Поверхность лиц в мраморных портретах времени Траяна передает спокойствие и непреклонность людей; кажется, они отлиты в металле, а не изваяны в камне.
Обращение
при Адриане к греческой
Время последних Антонинов
Угасание патетики и помпезности в художественных формах. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций.
Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Ликам божеств в огромных статуях придавались черты императоров, отливались монументальные конные изваяния, образцом которых является статуя Марка Аврелия, великолепие конного памятника усиливалось позолотой. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье.
В статуарной портретной пластике продолжали еще создаваться героические идеализированные образы.
Портретисты по-новому стали трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали взгляду живость и естественность. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Взгляд казался рассеянным и мечтательным. Портретисты, исполняя курчавые волосы, сильно врезались буравом в мрамор и высверливали иногда глубокие внутренние полости. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, стекло.
КРИЗИС РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ (III – IV ВВ.)
Конец эпохи принципата
Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. В статуях и бюстах еще сохранялись технические приемы поздних Антонинов, но смысл образов стал уже иной. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени.
Уплотнились объемы, мастера отказывались
от буравчика, исполняли
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в.) реакцию и возврат к старым методам. Снова выявилось стремление скульпторов передавать предельно лаконичными средствами эмоциональную напряженность внутреннего мира человека.
Эпоха домината
В произведениях скульптуры IV в. сосуществовали сюжеты языческие и христианские; художники обращались к изображению и воспеванию не только мифологических, но и христианских героев.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Духовным силам человека, особенно остро ощущавшимся в век, когда христианство завоевывало сердца язычников, казалось тесно в жестких формах мрамора и бронзы. Сознание этого глубокого конфликта эпохи, невозможность выразить чувства в материалах пластики придавали художественным памятникам IV в. нечто трагическое.
Широко раскрытые в портретах IV в. глаза, смотрящие то печально и властно, то вопрошающе и тревожно, согревали человеческими чувствами холодные, костеневшие массы камня и бронзы. Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изображения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир.
Скульптура:
Вывод:
В
древнем римском обществе человек
представлял собой