Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:23, реферат
Искусство [художественное творчество] – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, созидающие художественные ценности. Искусство – форма художественно-образного освоения мира, выражения духовной сущности человека. Художник в произведениях искусства воплощает свои чувства, мысли, стремления, идеалы, вымысел и т.д. иногда искусством называют только изобразительное искусство.
Введение
1. Изобразительное искусство
2. Скульптура как вид изобразительного искусства
2.1. Виды и жанры скульптуры
2.2. Выразительные средства скульптуры
Заключение
РЕФЕРАТ
на тему: Скульптура. Выразительные средства скульптуры.
Подготовила: ______________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Витебск, 2010
План
Введение
1. Изобразительное искусство
2. Скульптура как вид изобразительного искусства
2.1. Виды и жанры скульптуры
2.2. Выразительные средства скульптуры
Заключение
Гений скульптура преобразовывает материю… Еще вчера камень лежал на земле, его попирали ногами. Назавтра толпы людей преклоняются перед ним.
Пьер Жан Давид де Анжи
Скульптура – это сила, выраженная в материале.
Генри Мур
Введение
Искусство [художественное творчество] – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, созидающие художественные ценности. Искусство – форма художественно-образного освоения мира, выражения духовной сущности человека. Художник в произведениях искусства воплощает свои чувства, мысли, стремления, идеалы, вымысел и т.д. иногда искусством называют только изобразительное искусство.
В процессе труда человек познает мир, появляются знания, искусство и религия, причем на древнейших этапах человеческой истории человеческое сознание было не расчленено, в нем переплетались и религиозные, и нравственные, и эстетические, и научные знания.
Искусство старше науки, старше земледелия, старше государства… оно моложе разве только труда – прародителя всего человеческого. Причем с появлением классов, государств, различных наук, искусство не исчезает, а наоборот еще более развивается и продолжает свой путь в веках. Вслед за социальными переменами видоизменяется его характер, стиль, предметы и способы изображения, а место занимаемое искусством в жизни, остается неизменно огромным. И никогда, какие бы трудные ни были времена, люди не переставали творить бесполезные в бытовом смысле сочетания слов, звуков, красок. Временами искусство переживает кризис, но никогда не умирает, и будет существовать, пока будет жить человек, познавать окружающий мир и результаты своего познания превращать не только в математические, физические и химические формулы, но и в произведения искусства.
1. Изобразительное искусство
Изобразительное искусство – совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, отображающих реальность в визуальных образах.
В изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени так, как это происходит в литературе или в музыке. Однако, это не значит, что мир фиксируется статично. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздать духовный облик человека. Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем.
Основными видами искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм.
2. Скульптура как вид изобразительного искусства.
Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов.
Скульптура – пространственно-
Скульптура проявляет
Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи.
Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, эпоха барокко – пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. XIX век позволил пространству “войти “ в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.
Лаконичность скульптуры
связана с тем фактом, что она
практически лишена сюжетности и
повествовательности. Поэтому ее можно
назвать выразителем
2.1. Виды и жанры скульптуры
Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.
Виды скульптуры:
- мелкая пластика [древние
глиптики – резьба на
- скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];
- станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером];
- монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.];
- монументальная [надгробия, монументы, памятники].
Жанры скульптуры:
- Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
- Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
- Особое место в
скульптуре получает жанр
- Исторический жанр
связан с отражением
2.2. Выразительные средства скульптуры
Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
1
Скульптуры Микеланджело: 1. Давид. 2. Моисей. 3. Мадонна с младенцем
Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала.
Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.
Заключение
Скульптура как вид
искусства имеет большую
Информация о работе Скульптура. Выразительные средства скульптуры