Скультура и пластическая анотомия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по технологии изготовления предметов декоративно-прикладного характера из различных пластических материалов (глина, пластилин).
Задачи:
- рассмотреть и анализировать литературные источники по развитию скульптуры и пластической анатомии;
- закрепить практически навыки по дисциплине;
- изготовить скульптуру на тему бытовых сцен в России конца 19 – начала 20 в.в..

Содержание работы

Введение
Исторический раздел …………………………………………………… 4
История развития скульптуры в России и за рубежом …………….. 4
Технологический раздел ………………………………………………... 13
Инструменты и материалы …………………………………….. 13
Разработка творческих эскизов будущего изделия …………. 15
Изготовление каркаса …………………………………………... 17
Последовательность выполнения скульптуры …………… … 18
Педагогический раздел …………………………………………………… 23
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая скульптура.docx

— 2.86 Мб (Скачать файл)

      Скульптура - один из самых древних видов  изобразительного искусства. Материалы  скульптуры богаты и разнообразны. И важным качеством, которое  необходимо формировать, является  чувство материала с их художественными  и конструктивными возможностями.  Знания пластической анатомии  способствуют правильному построению  анатомической фигуры и расширяют  возможности для творчества.

     Основные цели  и задачи данной дисциплины.

     Дисциплина  ориентирует на получение теоретических  и практических знаний, ее изучение  способствует формированию образно- пластического способа мышления.

Цель дисциплины - вооружить учащихся знаниями о сущности и специфики предмета, истории развития cкульптуры.

Задачи дисциплины:

-  развитие пространственного  мышления и образно-пространственного  восприятия;

- развитие умения передавать  эмоциональную характеристику пластического  образа, раскрывать ее художественную  выразительность средствами пластического  языка;

- понимание основных принципов построения трехмерного объема;

- формирование знаний, умений  и навыков в области скульптуры;

-приобретение практических  навыков с наглядной достоверностью  отображать реальные образы в  объёме.

    Принципы обучения:

 

- основные (дидактические) принципы обучения:

научности, доступности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, наглядности, преемственности  и др.

- специальные принципы (способствующие развитию художественного воображения на занятиях скульптурой):

принцип учета индивидуальных особенностей художественного воображения  и социального опытаучащихся; принцип учета психологических закономерностей творческого процесса; принцип учета естественного развития художественного воображения в ходе обучения в вузе.

Педагогические  условия развития художественного  воображения:

- использование на занятиях принципов развивающего обучения;

-  реализация в процессе обучения индивидуального подхода;

- создание атмосферы творческого сотрудничества;

- использование разнообразных задач с постепенным усложнением учебного материала и увеличение степени самостоятельности;

-   грамотное и целесообразное использование разнообразной наглядности;

 постановка перед студентами  различных учебно-творческих задач;

- формирование и поддерживание  познавательных интересов и положительной  мотивации, осознание учащимися  значимости и необходимости получаемого  образования, полезности выполняемой  деятельности;

- создание условий, способствующих  развитию психических познавательных  процессов, лежащих в основе  воображения.

Методические  условия развитие художественного  воображения:

- использование возможностей различных материалов в процессе обучения скульптуре;

- учет о взаимовлияния занятий скульптурой и рисованием.

Методы обучения:

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковая деятельность;

- самостоятельная исследовательская деятельность.

Критерии развития:

- новизна, оригинальность реализуемого замысла;

- глубина, проработанность, художественная выразительность образов (образность);

-  целостность и характерность пластического образа;

- соотношение формы и содержания в пластическом образе;

- продуктивность;

- грамотное конструктивное построение трехмерной композиции в связи с художественной идеей, которая раскрывается;

- знание основных принципов построения трехмерного объема и умение применять их при создании пластического образа;

- осознанность в выборе скульптурного материала при создании новых образов;

- владение приемами и навыками скульптурной пластики.

     Изучаемая  дисциплина направлена на взаимосвязь  с рисунком, композицией, ДПИ,  художественным оформлением в  школе, историей искусств. На занятиях  учащиеся должны обязательно  познакомиться с выдающимися  отечественными и зарубежными  мастерами пластики, разными направлениями  и подходами к решению творческих  задач. Устный рассказ необходимо  сопровождать показом репродукций. 7

    Говоря о развитии  чувства формы, мы думаем в  первую очередь о скульптуре. На занятиях по скульптуре учащийся имеет дело с реальным объемом, поэтому развиваемое на занятиях пространственное мышление, в свою очередь, помогает в освоении других дисциплин. Программу по скульптуре необходимо обогащать творческими заданиями с целью развития образно – пластического способа мышления и создания образа.

     В условиях  современной социально-экономической  и культурной жизни России  одним из приоритетных направлений  совершенствования общества является  духовное возрождение нации, восстановление  ее лучших национальных устоев, русской школы, традиционной национальной  культуры.

 

     Освоение молодым  поколением традиционной культуры  через освоение ими навыков  пластической анатомии, привлечение  их к патриотизму вполне может  стать одним из направлений  в системе дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

     При выполнении курсовой работы мы ознакомились с историей и различными видами скульптуры. В процессе работы были достигнуты все поставленные цели и задачи. Был освоен и изучен один из видов круглой скульптуры - фигура человека. В качестве основы для выполнения работы служило анатомическое строение головы человека. В рамках темы работы были учтены особенности строения именно мужской головы. Материалом для создания скульптуры послужила глина, поскольку она наиболее доступна как пластический материал для создания скульптуры и позволяет изготовить при необходимости форму для отливки.

    Во время создания проекта возникли некоторые трудности: пластические свойства глины не позволяли вести длительную работу над скульптурой; представлялось трудным придание внешнего вида, соответствующего характеру задуманного образа. Не получалось проработка мелких деталей; подобный вид художественной работы выполнялся впервые.

     Значительна роль искусства скульптуры в нашей жизни, она выполняет различны задачи, воплощая большие и сложные мысли и чувства.

    Овладение знанием и понимание того или иного вида искусства обогащают человека, доставляют ему подлинную радость, заставляют его ценить художественные произведения, хранить их как плоды вдохновенного творчества, как культурные ценности народа.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

    1. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре [Текст]  / И. М. Шмидт - М.: Искусство, 2003.
    2. Елатомцева И.М. Станковая скульптура  [Текст]  / И. М. Елатомцева – М.: "Высшая школа", 2005.
    3. История зарубежного искусства[Текст]  -  М.: Изобразительное искусство, 2004.
    4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст]  / Б. Р. Виппер -  М.: Изобразительное искусство, 2005.
    5. Хапчаева З.А. Психолого-педагогические основы развития художественных способностей личности [Текст] / З.А. Хапчаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. – СПб., 2008. № 12 (88). – С. 240-243. – 0,4 п.л.
    6. Хапчаева, З.А. Развитие творческого воображения студентов средствами искусства [Текст] / З.А Хапчаева. // Вестник университета (государственный университет управления). – М., 2010. № 25. – С. 144-145. – 0,4 п.л.
    7. Хапчаева, З.А. Экспериментальное исследование развития творческого воображения студентов (на примере студентов ХГФ) [Текст] / З.А. Хапчаева // Вестник университета (государственный университет управления). – М., 2010. № 26. – С. 180-181. – 0,4 п.л.
    8. Пнетнева, С.А. Ремесло Древней Руси [Текст]/С.А. Плетнева.-М.:1948.-232с.
    9. Попова, О.С., Каплан, Н.И. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.:Знание, 1984. -144 с. + 16 с.вкл.
    10. Рогов, А.П. Народные мастера [Текст]: Биографические очерки: А. Мерзина, И. Мазин, В. Ворносков и др. / А.П. Рогов. – М.: Молодая гвардия, 1982. -271 с.
    11. Рождественская, С. Б. К вопросу о судьбах художественных промыслов РСФСР [Текст] / С. Б. Рождественская.- М.: Просвещение, 1982.-230с.: ил.
    12. Рыбаков, Б.А. Искусство древних славян [Текст]/ Б.А. Рыбаков. -М.:1953.-243с.
    13. Салтыков, А.Б. О декоративном искусстве [Текст]/ А.Б. Салтыков.-М.:1962.-196с.
    14. Салтыков, А.Б. Русская керамика [Текст]/ А.Б. Салтыков.-М.:1960.-156с.
    15. Соколов, А.М., Скопинская, А.В. Гончарные промыслы [Текст]/ А.М. Соколов, А.В. Скопинская. - СПб.:1911.-208с.
    16. Темерин, С.М. Прикладное искусство [Текст]/ С.М. Темерин.-М.:1960.-321с.
    17. Фролова, Е. Н. Мастера. Секреты народных ремесел [Текст] / Е.Н.                                                                                                                            Фролова. – М.: Роман - газета, 1994.-256с.:ил..
    18. Церетели, Н. Русская крестьянская игрушка [Текст] / Н. Церетели.-М.:1933.-164с
    19. Чижов, М.С. Среди миниатюристов [Текст] / М.. С. Чижов. – Л.:1982.
    20. Чичеров, В.И. Русское народное творчество [Текст] / В.И. Чичеров.-М.:1959.-324с.
    21. Шпикалова, Т.Я.  Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
    22. Яловенко, Г. В. Керамика [Текст] / Г.В. Яловенко .-М.: Просвещение, 1959 -237с.
    23. Аркин Д. Е., Образы скульптуры [Текст] / Д.Е Аркин - М., 1961.
    24. Борев Ю. А. Эстетика.4 изд.,доп. [Текст] / Ю.А. Борев -М.: Политиздат, 1988. – 496 с.
    25. Вагнер Г.К. Скульптура древней Руси  [Текст] / Г. К. Вагнер - М., 1970.
    26. Введение в историческое изучение искусства [Текст]  – М: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 386 с.
    27. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия  Под ред. проф. Горкина А.П. [Текст]  -  М.: Росмэн; 2007.
    28. Каржаницкая Т.В. Эстетика: Учеб. Пособие [Текст]  / Т. В. Каржаницкая  – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 351 с.
    29. Кепинов Г. И. Технология скульптуры [Текст]  / Г. И. Кепинов - М., 1936.
    30. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Вузов [Текст]  / Р. А. Куренкова – М.: Владос, 2010.
    31. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. [Текст]  / Н. Н. Клваленская - М., 1964.
    32. Молева Я. Г. Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры [Текст]  / Я. Г. Молева - М., 1975.
    33. Меркуров С. Д. Записки скульптора [Текст]  / С. Д. Меркуров -  М.: Изд-во Академии художеств СССР 1953 г. 100 с.

 

 

 

1 Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст]  / Б. Р. Виппер -  М.: Изобразительное искусство, 2005.

2 Вагнер Г.К. Скульптура древней Руси  [Текст] / Г. К. Вагнер - М., 1970.

3 Молева Я. Г. Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры [Текст]  / Я. Г. Молева - М., 1975.

4 Рождественская, С. Б. К вопросу о судьбах художественных промыслов РСФСР [Текст] / С. Б. Рождественская.- М.: Просвещение, 1982.-230с.: ил.

5 Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. [Текст]  / Н. Н. Клваленская -  М., 1964.

6 Кепинов Г. И. Технология скульптуры [Текст]  / Г. И. Кепинов - М., 1936.

7 Хапчаева, З.А. Развитие творческого воображения студентов средствами искусства [Текст] / З.А Хапчаева. // Вестник университета (государственный университет управления). – М., 2010. № 25. – С. 144-145. – 0,4 п.л.

 


Информация о работе Скультура и пластическая анотомия