Сквозное действие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, которые составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Константину Сергеевичу Станиславскому. Имя Станиславского известно всему миру как имя великого реформатора театрального искусства.

Содержание работы

Введение
Сверхзадача
Сквозное действие
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная сверхзадача.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

  1. Введение
  2. Сверхзадача
  3. Сквозное действие
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, которые  составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Константину  Сергеевичу Станиславскому. Имя Станиславского известно всему миру как имя великого реформатора театрального искусства.

Его эстетические взгляды, режиссерское новаторство, разработанная им система  реалистического актерского творчества оказали огромное влияние на развитие мировой театральной культуры XX века.

В «системе» Станиславского глубоко разработаны эстетические основы современного театра, обязательные для каждого актера и режиссера  реалистической школы. Эта «обязательность» не только не стесняет подлинной творческой свободы художника, а, наоборот, создает  необходимые предпосылки для  всестороннего и глубокого раскрытия  его творческой индивидуальности.

Истинный актер должен прежде всего изучать, как органически  творится роль. Он должен непрерывно совершенствовать внутреннюю и внешнюю технику  и никогда не забывать, что „не  существует искусства, которое не требовало  бы виртуозности, и не существует окончательной  меры для полноты этой виртуозности“.

Актеры часто употребляют в  своей терминологии слова «сверхзадача»  и «сквозное действие».

Немалое место в своей  системе Константин Сергеевич уделяет  таким терминам, как сверхзадача  и сквозное действие. Эти моменты  в огромной степени определяют собой  успех всей последующей работы актера. Ведь решающая роль – за сверхзадачей и сквозным действием.

«Сверхзадача  и сквозное действие,— пишет Станиславский,—  главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы... Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс  переживания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверхзадача

 

Сверхзадача — очень важный феномен для художественного  творчества. Сверхзадача — то, почему автор решил создать произведение, то, зачем он его создаёт, в сверхзадаче  выражено то, что автор хочет высказать, точнее, сверхзадача — само желание.

Сверхзадача — термин, введённый К. С. Станиславским и изначально использовавшийся в театральной практике. Согласно К. С. Станиславскому, актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа (то есть герой хочет что-то сделать и добивается или не добивается этого). Но при этом, каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль, попытаться достичь главной цели. Главная мысль произведения или главная его цель — это и есть сверхзадача.

Достоевский всю жизнь  искал в людях бога и черта. Это толкнуло его к созданию «Братьев Карамазовых». Вот почему богоискание  является сверхзадачей этого произведения.

Лев Николаевич Толстой всю  жизнь стремился к самоусовершенствованию, и многие из его произведений выросли  из этого зерна, которое является их сверхзадачей.

Антон Павлович Чехов боролся  с пошлостью, с мещанством и мечтал о лучшей жизни. Эта борьба за нее  и стремление к ней стали сверхзадачей многих его произведений.

Не чувствуете ли вы, что  такие большие жизненные цели гениев способны стать волнующей, увлекательной  задачей для творчества артиста  и что они могут притягивать  к себе все отдельные куски  пьесы и роли.

Все, что происходит в  пьесе, все ее отдельные большие  или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные  с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь  с ней и зависимость от нее  всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная  деталь, не имеющая отношения к  сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной  сущности произведения.

Станиславский постоянно  говорил, что подобно тому, как  из зерна вырастает растение, так  точно из отдельной мысли и  чувства писателя вырастает его  произведение.

Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие  его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой  пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его  жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим и наблюденные  в жизни, становятся основой драматургического  произведения, ради них он берется  за перо.

Главной задачей актеров  и режиссеров является, с точки  зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства  писателя, во имя которых он написал  пьесу.

«Условимся же на будущее  время,— пишет Константин Сергеевич,—  называть эту основную, главную, всеобъемлющую  цель, притягивающую к себе все  без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической  жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя»1.

Определение сверхзадачи  — это глубокое проникновение  в духовный мир писателя, в его  замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора.

Сверхзадача должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли  актера, эмоциональной, возбуждающей всю  его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и  физического существа». Сверхзадача  должна пробудить творческое воображение  артиста, возбудить веру, возбудить  всю его психическую жизнь.

При гениальной сверхзадаче  тяга к ней будет чрезвычайна; при не гениальной – тяга будет  слабой. При плохой сверхзадаче придется самому артисту позаботиться о заострении и углублении ее.

Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого  исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе.

«Без субъективных переживаний  творящего она суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для  того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни»2.

Очень важно при поисках  сверхзадачи точное определение  ее, меткость в ее наименовании, какими действенными словами ее выразить, так как часто неправильное обозначение  сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути.

Неверная сверхзадача  артисту не нужна. Мало того – она  опасна. Чем увлекательнее неверная сверхзадача, тем сильнее она  уводит артиста к себе, тем дальше он отходит от автора, от пьесы и  роли. Сухая, рассудочная сверхзадача  тоже не нужна. Но сознательная сверхзадача, идущая от ума, от интересной творческой мысли, просто необходима. Эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю природу актера нужна до последней степени, как воздух и солнце. Волевая сверхзадача, притягивающая к себе все душевное и физическое существо нужна чрезвычайно. А что сказать о сверхзадаче, возбуждающей творческое воображение, привлекающей к себе целиком все внимание, удовлетворяющей чувство правды, возбуждающей веру и другие элементы самочувствия артиста? Всякая сверхзадача, возбуждающая двигатели психической жизни, элементы самого артиста, необходима, как хлеб, как питание. Таким образом, оказывается, что актеру нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Вот что может вызвать не формальное, не рассудочное, а подлинное, живое, человеческое, непосредственное переживание. Или, другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста.

Станиславский утверждает, что необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадача толкнула автора на создание своего произведения — она же и должна направить творчество исполнителей.

Одна и та же сверхзадача  одной и той же роли, оставаясь  обязательной для всех исполнителей, звучит в душе у каждого из них  по-разному. Получается – та же, да не та задача.

Артист должен сам находить и любить сверхзадачу. Если же она  указана ему другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого  чувства и лица. Другими словами  – надо уметь сделать каждую сверхзадачу  своей собственной. Это значит –  найти в ней внутреннюю сущность, родственную собственной душе.

Что же дает сверхзадаче  ее особую, неуловимую притягательность, возбуждающую по-своему каждого из исполнителей одной и той же роли? В большинстве случаев эту  особенность дает сверхзадаче то, что актеры безотчетно чувствуют  в себе, то, что скрыто в области  подсознания. Сверхзадача должна быть в близком родстве с этой областью. Так долго и пытливо приходится выискивать большую, волнующую, глубокую сверхзадачу. Так важно при поисках  сверхзадачи угадать ее в произведении писателя и найти отклик в своей  собственной душе. Сколько всевозможных сверхзадач надо забраковать и вновь  вырастить. Сколько прицелов и неудачных  попаданий приходится произвести, прежде чем добиться цели.

В трудном процессе искания  и утверждения сверхзадачи большую  роль играет выбор ее наименования.

При простых кусках и задачах  меткие словесные наименования дают им силу и значительность. Замена существительного глаголом увеличивает активность и  действенность творческого стремления. Эти условия в еще большей  степени проявляются в процессе словесного наименования сверхзадачи. «Не все ли равно, как она называется!»  – говорят профаны. Но, оказывается, что от меткости названия, от скрытой  в этом названии действенности нередко  зависит и самое направление  и самая трактовка произведения.

В книге Станиславского «Работа  актера над собой» Торцов рассказывает: «Я играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу быть больным». Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным». При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства.

В другой пьесе – «Хозяйка гостиницы» Гольдони – мы вначале  назвали сверхзадачу: «Хочу избегать женщин» (женоненавистничество), но при  этом пьеса не вскрывала своего юмора  и действенности. После того как  я понял, что герой – любитель женщин, желающий не быть, а лишь прослыть женоненавистником, – установлена  сверхзадача: «Хочу ухаживать потихоньку» (прикрываясь женоненавистничеством), и пьеса сразу ожила.

Но такая задача относилась больше к моей роли, а не ко всей пьесе. Когда же, после долгой работы, мы поняли, что «хозяйкой гостиницы», или, иначе говоря, «хозяйкой нашей  жизни» является женщина (Мирандолина), и сообразно с этим установили действенную сверхзадачу, то вся  внутренняя сущность сама собой выявилась».

Эти примеры говорят о  том, что в актерском творчестве и в его технике выбор наименования сверхзадачи является чрезвычайно  важным моментом, дающим смысл и  направление всей работе.

Очень часто сверхзадача  определяется после того, как спектакль  сыгран. Нередко сами зрители помогают артисту найти верное наименование сверхзадачи.

Нужно чтобы сверхзадача  как можно крепче входила в  душу творящего артиста, в его  воображение, в мысли, в чувство, во все элементы. Чтобы она непрерывно напоминала исполнителю о внутренней жизни роли и о цели творчества. Ею во все время спектакля должен быть занят артист. Пусть она помогает удерживать чувственное внимание в  сфере жизни роли. Когда это  удается, процесс переживания протекает  нормально, если же на сцене произойдет расхождение внутренней цели роли со стремлениями человека-артиста, ее исполняющего, то создается губительный вывих.

Первая забота артиста  – в том, чтобы не терять из виду сверхзадачи. Забыть о ней – значит порвать линию жизни изображаемой пьесы. Это катастрофа и для роли, и для самого артиста, и для  всего спектакля. В этом случае внимание исполнителя мгновенно направляется в неверную сторону, душа роли пустеет, и прекращается ее жизнь.

От сверхзадачи родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сквозное действие

 

Поняв настоящую цель творческого  стремления, все двигатели и элементы бросаются по пути, начертанному автором, к общей, конечной, главной цели –  то есть к сверхзадаче.

Это действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли называется сквозное действие артисто-роли.

Информация о работе Сквозное действие