Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:43, лекция
Челябинскому региональному отделению Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» – 75 лет. Этот исторический отрезок времени охватил и великую трагедию Отечественной войны 1941–1945 гг., и энтузиазм восстановительного периода, и оптимистические ожидания, связанные с «хрущевской оттепелью», и переломные годы постсоветского периода, и осознание перехода в новое, ХХI столетие. Все, что происходило со страной, накладывалось на судьбы человеческие и отражалось впрямую или косвенно в творческой деятельности.
Челябинскому
региональному отделению
Объективные условия для консолидации
художественных сил на Южном Урале
сложились в 30-х гг. XX в., когда
полным ходом шли процессы индустриализации
края. Массовые десанты московских
и ленинградских художников появлялись
на строительных объектах первых пятилеток,
работали изостудии, проводилась активная
выставочная публикация нового искусства
советской эпохи. В 1935 г. коллектив профессиональных
художников Челябинска состоял из 15 человек.
7 января 1936 г. решением Президиума Челябинского
облисполкома Челябинская организация
Союза советских художников была официально
учреждена. У истоков организации стояли:
Н. А. Русаков, И. Л. Вандышев, О.
П. Перовская, А. П. Сабуров,
Д. Ф. Фехнер, Т. В. Руденко-Щелкан,
П. Г. Юдаков, В. Н. Челинцова,
Б. Н. Скребнев, А. М. Сосновский.
Из книги Л. П. Байнова «Художники Челябинска» (Челябинск, 1979): «В июне 1939 года в Челябинске прошла областная конференция живописцев, скульпторов, декораторов и работников прикладного искусства на тему: «Задачи советских художников в третьей пятилетке». Цель ее – развитие творческой деятельности работников изобразительного искусства, объединение художественных сил области и подготовка к Всесоюзному съезду художников. С отчетным докладом выступил Н. А. Русаков. Делегаты конференции обсудили и приняли устав Союза советских художников и вынесли решение о созыве областного съезда художников».
В начале 1940 г. состоялся первый съезд
художников Челябинской области, утвердивший
состав правления: А. П. Сабуров (председатель
с 1940 по 1956 гг.), А. М. Сосновский (заместитель),
П. Г. Юдаков (секретарь). На съезде обсуждались
вопросы деятельности художников в 1930-е
гг. и перспективы выставочной политики.
Участие челябинских авторов наряду с
известными художниками из центра в таких
грандиозных выставках, как «Урало-Кузбасс
в живописи», «Гиганты Урала», «Южный Урал
в живописи», сыграло стимулирующую роль
в их профессиональном росте и утверждении
авторитета молодой организации челябинских
художников. В среде художников в этот
период вызревали идеи очень важных институций
культуры – художественного музея (открыт
6 июня 1940 г.) и художественного училища
(открыто, правда, только в 1975 г.).
В годы Великой Отечественной войны Челябинск
стал не только кузницей боевой техники
и оружия, но и культурным центром тыловой
части страны. Эвакуация в Челябинск научных
институтов, представителей творческой
интеллигенции из Ленинграда, Риги, Таллинна,
Москвы, Харькова, Киева способствовала
активизации художественной жизни города.
В военное время было проведено 15 выставок.
Самым актуальным и оперативным видом
искусства стала графика. Серии сатирических
и политических плакатов «Боевой карандаш»,
«Окна ТАСС», выполняемые художниками
Челябинска (М. Ткачевым, А. Сабуровым,
Д. Фехнером, С. Алюхиным,
Яковлевым), Магнитогорска, Златоуста,
Троицка, поддерживали патриотический
дух южноуральцев. Заметным явлением в
искусстве стал государственный заказ
на оформление «Наказа танкистам-добровольцам
Уральского добровольческого танкового
корпуса в 1943 году», над которым трудились
художники Л. Малышев, И. Ногтев,
А. Пруцких, А. Сабуров, Д. Фехнер.
Важным событием того же 1943 г. была подготовка
выставки «Урал – кузница советского
оружия». Задача, поставленная перед художниками,
формулировалась так: «Запечатлеть крепкую
породу уральских людей, борцов за покорение
природы и созидателей производственных
ценностей, патриотов нашей родины, кующих
победу над врагом» (Трифонова,
Г. С. Художественная культура Южного Урала
(1900–1980-е гг.). Художественная среда. Музей.
Художники. Челябинск, 2009. С. 159). Всего на
выставке было показано 113 произведений
живописи, 182 графические работы, 20 скульптур,
а также музейные экспонаты.
Качественно новый этап в деятельности
Челябинской организации Союза художников
связан с 50–60-ми гг. XX в., когда в Челябинск
после окончания художественных училищ
и вузов приехали живописцы Р.
И. Габриэлян, А. О. Григорян, С.
Б. Качальский, В. П. Мещеряков,
В. А. Неясов, Н. Ф. Сурин; скульпторы
П. Я. Фоминых, В. А. Авакян,
И. В. Бесчастнов, Э. Э. Головницкая,
Л. Н. Головницкий, В. С. Зайков,
Е. И. Макаров, А. П. Суленев; графики
В. В. Бубнов, Г. А. Филатов и др.
– всего более 30 человек. Молодое поколение
оживило творческую атмосферу в Союзе.
Активное участие художников в
республиканских, всесоюзных и международных
выставках и заслуженный успех представленных
на них произведений вывели челябинскую
организацию на очень представительный
уровень среди других региональных отделений
Союза в целом. Изобразительное искусство
Южного Урала развивалось в русле общероссийских
художественных процессов. Оптимизм, созидательная
энергия, вера в счастливое будущее прочитывались
во всех видах и жанрах. Образ советского
человека-победителя, тема боевого и трудового
подвига народа, бытовые сюжеты нашли
яркое отражение в живописном и скульптурном
портрете, картинах В. Б. Рябинина,
В. А. Неясова, С. Б. Качальского,
В. П. Мещерякова.
Иное представление о времени и мире появилось
у художников-шестидесятников.
А. Смирнов, Н. Сурин, А. Григорян,
К. Оганесян, Р. Габриэлян,
И. Кучма, В. Дьяков, В.
Бубнов ушли от внешней подражательности
в структуру изобразительного языка, обобщенно
и лаконично отражая суровую действительность
трудовых будней, нетронутую красоту уральской
природы, психологизм внутреннего мира
человека.
Важную роль в укреплении позиций творческого
союза сыграли зональные выставки «Урал
социалистический». В 1969 г. в Челябинске
открылась III зональная выставка, посвященная
100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
А 40 лет спустя, в 2009 г., челябинское отделение
организовало Х региональную выставку
«Урал». С позиции нынешнего дня значимость
региональных смотров для художников,
может быть, несколько упала в связи с
большей свободой осуществления групповых
и авторских выставочных проектов от областного
до международного ранга, но, тем не менее,
не было и нет более отработанного, устоявшегося
механизма, позволяющего создать целостную
картину характерных особенностей и до-стижений
современного искусства отдельного региона.
Большой общественный резонанс в 60–70-х
гг. XX в. имели выставки «без жюри», на которых
экспонировались произведения без предварительного
просмотра выставочным комитетом. «Живые»
и «разные», эти экспозиции демонстрировали
порой неожиданные и интересные художественные
результаты. Новая когорта мастеров, активно
заявившая о себе в начале 70-х гг. XX в.:
Д. Н. Аникин, В. В. Качалов,
П. П. Ходаев, В. Л. Якивец (живопись),
А. П. Кудрявцев (скульптура), Л.
Я. Кудрявцева (декоративно-прикладное
искусство) – задали высокую планку изобразительному
искусству на Урале. Высокопрофессиональные
эксперименты в сочетании с широтой творческого
диапазона осмысления разных художественных
практик и точным отражением своего миропонимания
рождали чувственно-интеллектуальные
произведения, которые сегодня мы можем
считать классикой уральского искусства.
Визитной карточкой челябинской организации
Союза художников в 70–80-е гг. стало творчество
художников-монументалистов Л.
Н. Костиной, В. Г. Мишина,
К. В. Фокина, С. Л. Черкашина,
З. Н. Латфулина, чьи мозаики, витражи, росписи,
граффито эстетизировали интерьерные
и городские пространства.
К середине 80-х гг. XX в. челябинская организация
Союза художников России стала одной из
крупнейших в стране и насчитывала около
100 человек. Но приток молодых художников
в Челябинск уменьшился. Возросла потребность
в активизации работы с молодыми художниками.
Открывшийся в 1980 г. в Челябинске Выставочный
зал Союза художников способствовал формированию
очень многих выставочных традиций, в
том числе системы молодежных выставок.
В 2005 г. по инициативе челябинского отделения
была проведена I, а в 2008 г. в этом же зале
состоялась II региональные молодежные
выставки, которые подтвердили необходимость
таких смотров для активизации созидательной
личности как художника, так и зрителя.
Художники челябинской организации
достойно представляют изобразительное
искусство Южного Урала на крупнейших
выставках. За последние 5 лет – это:
всероссийские выставки «Россия-Х»
и «Молодые художники России», III
всероссийская выставка пейзажной живописи
«Образ Родины», всероссийская выставка
декоративно-прикладного искусства в
Вологде, всероссийская выставка акварели
в Кургане, выставка «Южный Урал – наша
Родина» в Совете Федерации, посвященная
70-летию Челябинской области, выставка
«Художники Южного Урала» в Баку в рамках
программы «Дни культуры Южного Урала
в Азербайджане».
Профессионализм и активная творческая
деятельность челябинских художников
были высоко оценены государством. Званий
«Народный художник России» удостоены:
В. А. Авакян, А. Н. Ладнов; «Заслуженный
художник России» – И. Е. Болотских,
Н. Я. Третьяков, Л. Я. Кудрявцева,
С. В. Селиверстов, Д. Н. Сурин,
В. Г. Мишин, В. Н. Соловьев,
В. Ф. Митрошин, Ю. В. Егаков,
В. П. Меркулов, Е. А. Варгот; «Заслуженный
деятель искусства России» –
Т. Д. Дидишвили, Л. М. Рожко; «Заслуженный
работник культуры России» –
М. А. Комиссаров, Т. А. Мамыкина.
Л. Н. Головницкий в челябинский период
творчества получил звание «Член-корреспондент
Академии художеств СССР».
Все, что происходило в эти 75 лет в художественной
жизни края, стало достоянием общественности
во многом благодаря и творчеству искус-ствоведов
– художественных критиков, которые отслеживают,
анализируют художественные процессы,
представляют творчество художников на
выставках, документально фиксируют все
в каталогах, научных докладах, проблемных
и информационных статьях, монографиях,
передачах по челябинскому радио и телевидению.
Легендарная личность Л. П. Клевенского
– журналиста, художественного критика,
члена Союза художников с 1936 г., первого
директора Челябинской картинной галереи
– определяла и направляла бурную жизнь
творческой молодежи в 30–40-х гг. XX в. В
деле сохранения наследия южноуральских
мастеров, его публикации и осмысления
неоценим вклад искусствоведов
В. С. Семенова, Н. Давыдовой,
Л. П. Байнова, В. И. Титова,
Г. И. Пантелеевой, Г. С. Трифоновой,
Л. А. Сабельфельд, О. А. Кудзоева,
И. В. Духиной, А. С. Ваганова,
Н. М. Шабалиной. В просветительной деятельности,
популяризации современных художественных
процессов активно участвуют
Т. А. Мамыкина, Е. А. Шипицына,
Е. М. Устьянцева.
В современный период членами челябинского
регионального отделения Союза являются
131 художник. Настали не самые лучшие времена
для них: практически отсутствует система
государственных заказов, не развит на
Южном Урале художественный рынок, востребованность
художественных произведений очень низка,
законодательно не закреплены права художников
на пользование творческими мастерскими,
их не хватает. Правление челябинской
организации Союза художников, возглавляемое
председателем Е. А. Варготом с 2002 г., отстояло
и сохранило за Союзом Выставочный зал,
который дает возможность художникам
представлять свои работы, вступать в
диалог со зрителями и влиять на духовные
процессы в современном обществе.