Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 04:23, реферат
В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции. Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну.
70-е годы
В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции. Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства.Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов. Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников — И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта «зеленая улица» для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля». «Целина» и «Возрождение». Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л. И. Брежнева в ряды писательского Союза.Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. П. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».. Эстрада в 1970 - 1980-х годах
В этот период появляется новая звезда эстрады - молодой артист Геннадий Хазанов, дерзко рискнувший выступить с моноспектаклем "Мелочи жизни". Впервые показанный в 1977 году на сцене Московского театра эстрады, он в течение четырех сезонов собирал публику. Красочное оформление, женский балетный ансамбль придавали ему яркую зрелищность, мюзик-холльность. Пьеса Аркадия Хайта позволила раскрыться разным граням индивидуальности артиста, а форма моноспектакля диктовала особый характер взаимоотношений с публикой. Осенью 1981 года появился новый спектакль Хазанова и Хайта "Очевидное и невероятное".
Перспективность начинания Хазанова обнаружилась очень скоро. Вслед за ним с моноспектаклями выступали еще два молодых артиста: "Доброе слово и кошке приятно" (автор А. Хайт) показал Евгений Петросян, "Выхожу один я..." (автор А. Арканов) - Владимир Винокур.
Новое направление эстрадного творчества предлагает обильный материал для размышлений, ставит ряд новых теоретических вопросов. Прежде всего, что дает моноспектакль самому актеру, требуя от него огромного труда, физического и нервного напряжения? Почему именно моноспектакль, а не сборная, пусть даже театрализованная, программа пользуется у зрителя наибольшим успехом?
Метод театрализации стали использовать даже в речевых жанрах. Получило распространение новое понятие - "Театр песни", которое появилось в творчестве ведущих звезд эстрады Людмилы Зыкиной, Аллы Пугачевой. Маленькие спектакли создают вокально-инструментальные ансамбли - опера А. Журбина "Орфей и Эвридика" в репертуаре "Голубых гитар". В хореографическом жанре создаются ансамбли - "Хореографические миниатюры", "Московский балет", "Новый балет" и другие - с оригинальными постановками. Эстрадным спектаклем со своей внутренней темой можно считать программу номеров оригинального жанра С. Каштеляна.
Эстрадные приемы и формы активно проникают на сцены драматических театров, в спектакли Театра на Таганке ("Десять дней, которые потрясли мир"), Московского театра имени Ленинского комсомола ("Тиль", "Юнона и Авось"), даже в один из лучших спектаклей ленинградского Большого драматического театра "История лошади". Вместе с мюзиклом, занявшим заметное место на афишах драматических театров, на сцену пришли всевозможные музыкальные ансамбли. Поющим драматическим артистам понадобились микрофоны не только в качестве усилителей звука, но и как особое средство выразительности, необходимое для более тесного и доверительного ("эстрадного") контакта со зрите лем. Артисты драматического театра приходят на эстраду не со сценами из спектаклей, как это бывало раньше, а со своим оригинальным репертуаром - песнями, стихами, пародиями.
В эти годы в Центральном концертном зале с успехом гастролировал Ленинградский мюзик-холл, показывающий спектакль "Балтийский ветер", представляющий собой эстрадное обозрение (или, как принято говорить, ревю) в двух отделениях.
Программы Ленинградского мюзик-холла - это не просто случайное собрание номеров, но даже номера, претендующие на самостоятельное значение, органически вплетаются в действие. Ленинградский мюзик-холл - это театр с постоянной труппой. Он даже располагает студией, готовящей для него кадры. И то, что труппа постоянна, позволяет иметь в репертуаре несколько разных спектаклей. Конечно, могут быть приглашены гастролеры, в том числе зарубежные, но это ничего принципиально не изменит. Театр остается театром.
Песни театрализуются, исполнители выступают в костюмах, соответствующих песням. Конечно, они необязательно надевают военные гимнастерки и пилотки, но костюмы соединяют качества концертных туалетов, а это значит - особую парадность и даже шик, с какими-то деталями, идущими от бытовой одежды. И это не все: цвет костюма, игра прожекторов, органическое включение балета - все усиливает эмоциональное звучание песни, придает большую временную конкретность, создает атмосферу места и времени действия. И то, что песни поют то соло, то дуэты, то ансамбли, как и то, что танец "Колокола", исполненный скорби о павших, сменяется оптимистической "Матросской пляской", придает всему действию разнообразие и выразительность (оба танца поставлены И Вельским). Именно с эстрадным танцем дело обстояло далеко не всег да благополучно. Было несколько мастеров эстрадного танца высокого класса, но средний уровень эстрадной хореографии оставлял желать лучшего. Первоклассных специалистов акробатических, эксцентрических танцев, чечетки было совсем немного. Однако мюзик-холлов в стране было мало. Номинально существовал Московский. Когда-то под руководством талантливого режиссера А. Конникова он ставил интересные спектакли, выступал с ними и в нашей стране, и за рубежом. Но затем этот театр (во всяком случае, творчески) развалился. Был еще мюзик-холл в Ташкенте, но и в нем уже не появлялось принципиально новых спектаклей, Ленинградский мюзик-холл превратился по преимуществу в вокально- танцевальный коллектив, и включаемые в его представления цирковые номера так или иначе были связаны с хореографией. В эти годы расцветает талант Аллы Пугачевой. Сначала популярность Пугачевой носит конфликтный характер, в чем-то раздражительный, тревожный, будирующий и публику, и актрису, имеющий для творчества певицы и свои явные плюсы, и свои вполне ощутимые минусы. Слава к Пугачевой пришла в 1975 году, на фестивале "Золотой Орфей", где ей был присужден приз за исполнение песни "Арлекино". Именно с этого фестиваля, который проходил в Болгарии, началось ее победное шествие по эстрадным подмосткам нашей страны и за рубежом. Но и сразу же продолжилось нелегкое сражение певицы за сохранение своего самобытного таланта, ювелирная работа по его шлифовке, творческая битва за его расцвет. Борьба серьезная, болезненная, полная побед и поражений, ставшая основой ее жизни. Имя ее, до того мало кому известное, после фестиваля, как по волшебству, заискрилось и засверкало. В те дни дороги ее в прямом и переносном смысле были усыпаны цветами - страна роз щедро дарила их певице, которая за несколько минут приобрела мировую известность. Болгарский композитор, директор фестиваля "Золотой Орфей" Георгий Ганев сказал о ней: "Она оторвалась от остальных участников, как космический корабль, устремившийся к звездам". Сегодня об исполнении ею песни "Арлекино" (аранжировка известной песни болгарского певца Э. Димитрова сделана П. Слободкиным, русский текст Б. Баркаса) написано очень много. Верно замечены и абсолютная музыкальность певицы, и ее яркое актерское дарование, способность к мгновенному перевоплощению, открытый темперамент, искренность. Она рассказывала о клоуне, что умеет смеяться сквозь слезы, о том, кто, неся людям радость, вкладывает в свое искусство собственную душу. Она посвятила эту песню памяти замечательного советского клоуна Енгибарова В вечер фестиваля Пугачева щедро отдавала свой талант людям и обретала имя. А потом радость успеха сменилась нелегкими думами о будущем.
Не менее яркой звездой эстрады в эти годы был Иосиф Кобзон.
В 1950 году, в двадцать два года, он начал петь на эстраде - вначале в дуэте с Виктором Кохно, потом один. Легко контактировал с залом, с товарищами по эстраде. Быстро был замечен композиторами. Не реже других приходил на разного рода встречи, обсуждения, собрания, куда любят ходить молодые: показать свои работы, услышать советы, а того лучше - напутствие маститых, быть раскритикованным или, наоборот, еще и еще раз увериться в своем назначении. Кобзон легко показывал свои работы. Держался он просто, без юношеского стеснения, чреватого заносчивостью или фамильярностью. В каждой его фразе был какой-то свой особый "нерв". Он учился тогда в Гнесинском институте Уже спел в оперной студии Онегина, Фигаро, Елецкого, Валентина в "Фаусте". Ему прочили карьеру оперного певца. У него был отличный голос, внешность героя и бесспорный актерский дар И этот дар порой заменял ему умение, мастерство. Многое было сыро. Но даже в том, что было недоделано, проглядывала зрелость.
Начал он с песен Островского: "Мальчишки, мальчишки", "Ты слышишь, Куба", "Возможно", "Песня остается с человеком". Ему явно не хватало эстрадного шарма. Это не искупали ни голос, ни достойная манера серьезного певца, с какой он держался на сцене. И тем не менее, его сразу же полюбили.
Каким-то необъяснимым способом он возвращал словам, которые звучали в его песнях, их изначальный смысл. Он научился делать событием даже то, что событием отнюдь не являлось. Он пел о том, что любовь может настигнуть человека везде, что она прекрасна, что "в любви ничего невозможного нет". И делал это как-то просто, без тени патетики, превращая давно известные и банальные истины в истины вечные, а потому возможные для повторения. Он стороной обходил патетику и выспренность. Но едва его успевали похвалить за это, как он пел вдруг выспренне, словно делая выпад против всех, кому неприятна патетика. А то неожиданно придумывал новый подтекст песни. Уже известный в ту пору гимн песне "Песня остается с человеком" он раскрывал вдруг с какой-то щемящей душу проницательностью. Он забирался в такие духовные сферы, которые лежали далеко за пределами текста.
В 1966 году на международном фестивале "Золотой Орфей", где он стал лауреатом, Кобзон спел песню Ногинского и Байлина "Роза была алой". Это запомнилось многим. На эстраде прозвучала песня огромного человеческого содержания. И спета она была с мастерством настоящего музыканта. Сила чувства, сдержанного и сдерживаемого, звучала в подтексте песни. И чем спокойнее пел певец, тем больше бередила она сердце. А вопрос, нужна ли человеческая гибель, звучал вовсе не отвлеченным пацифизмом. Певец настойчиво вел к мысли, не отдаленной от чувства, а той, единственно выстраданной, которая будто бы выплавилась из эмоции, - к мысли об антигуманности войн.
Он пел это так, как поют о самом главном в своей собственной жизни. И ему поверили.
Кобзон много пел. Казалось, он может петь бесконечно. Композиторы несли ему свои песни. Он брал. Лирическое. Героическое. Патетическое. Лирико-героическое. И герои- ко-патриотическое. Серьезное и шутливое. Печальное и веселое. Нежное, задушевное, сердечное. По-прежнему хорошо звучал голос. Но что-то вдруг случилось. Появились песни, которые показались безликими. Будто бы исчезло сердце - живое, умное, страстное.
К пятидесятилетию Октября Кобзон сделал целую программу. Впервые вышел на эстраду не с песенками, не со шлягерами. Он вышел со своей личной, собственной темой. Зрители поняли - эта тема выстрадана. И еще все поняли - это второе рождение, второе начало.
Все знатоки и любители песни справедливо назвали его программу лучшей. "Непостижимо, - удивлялись многие, - более сорока песен, три больших концертных отделения". "Настоящий подвиг артиста, подвиг творческий и человеческий", - так оценила программу Александра Пахмутова.
Это казалось всем примечательным не потому только, что он сумел музыкально, интонационно объединить песни Дунаевского и Блантера, Пахмутовой и Петрова, Фрадкина и Фельцмана, Новикова и Хренникова. Не потому даже, что он сумел выплавить революционную, героическую тему как тему свою, выстраданно-личную. Актер сумел отказаться от всего наносного и мелкого, что налипло к его песням за последнее время шумного успеха.
Эстрада 70-х - начала 80-х старалась увидеть жизнь как нескончаемый праздник. Не случайно одним из самых распространенных образов на ее подмостках стал образ карнавала "Карнавал на Кубе", "На карнавале", просто "Карнавал" - название танцев, песен, номеров и даже целых программ. Нынешней эстраде обычная жизнь рядового человека кажется невыразительной и скучной. Она закружилась в нескончаемом веселье, нарядилась в поражающие воображение костюмы, соорудила немыслимые прически. В клубах дыма, заполняющего со всех сторон подмостки, в скользящих лучах разноцветных софитов какими-то неживыми маскарадными масками кажутся фигуры, перемещающиеся по сцене в странных танцевальных движениях. Всеми доступными ей средствами стремится нынешняя эстрада подчеркнуть исключительность еще более ослепительным, она погружает зрительный зал в темноту.
Эстрада 80-х на границе искусства и жизни вновь воздвигла барьер - переливающуюся разноцветными огнями рампу. Простая повседневная жизнь отступила с подмостков. На эстраде стал царить мир грез.
Каждый исторический отрезок - срок огромный для любого искусства, а для эстрады особенно. Перемены касались самого существа искусства эстрады, строения ее норм и жанров.