Создание мультипликационного фильма по мотивам сказки северных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:44, творческая работа

Описание работы

Цель нашей работы: получить представление о сказках Хантов и Манси. Познакомиться с фольклорным искусством северных народов.
Мы выдвинули гипотезу: Если создать мультипликационный фильм по мотивам сказок северных народов, то у детей появится интерес к культуре и быту коренного населения ХМАО- Югра.
Задачи
1. Познакомиться с историей возникновения сказок, их разнообразием у северных народов.
2. Пополнить знания о культурных традициях народа, духовных ценностях
3. Создать мультипликационный фильм по мотивам мансийской сказки.

Содержание работы

Введение 3-4
I Кто такие ханты и манси 5
II Сказки народов Югры 6-9
III Создание мультипликационного фильма по мотивам мансийской сказки 10-12
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение 15

Файлы: 1 файл

КОНФЕРЕНЦИЯ ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ БЕРЕЧЬ ГУМЕРОВА Э.А..docx

— 7.35 Мб (Скачать файл)

       Такой принцип повествования становится более понятным, если его сопоставить с изобразительным творчеством хантов. Художник стремится изобразить любой предмет не так, как он выглядит со стороны, а таким, каким он его знает. Он как бы находится внутри изображаемого предмета, и в таком случае все его стороны оказываются "доступны" взору. Поэтому, когда ханты видят фотографию или рисунок, выполненные в соответствии с современными правилами, они говорят, что изображена лишь половина предмета.

      Фольклорное творчество хантов и манси не являлось самостоятельной эстетической ценностью, оно органически связано с системой верований и с насущными потребностями людей, входит в повседневную жизнь коллектива, регулируя ее и выступая как важный социализующий фактор. Его своеобразие состоит в сочетании функционирования с изысканностью и даже изощренностью поэтического стиля и формул. Так, художественный стиль обско-угорского фольклора отличают обилие параллелизмов (например, "супруга-гусыня, супруга-утка"; "белые, как небесный лед, белые, как небесный снег"; "долго шли, коротко шли" и т. д.), ритмика, аллитерации, постоянные эпитеты, тавтологии (например, "пока вскипит кипящий котел"; "на площади города, имеющего площадь"; "жердяная пристань, состоящая из множества жердей" и т. д.), метафоры. Особенно много метафор в медвежьих песнях, где они выступают как подставные обозначения, эвфемизмы: глаз медведя называется "звездой", ухо - "пеньком" и т. д.; другие примеры метафор: "сушить пот" - ждать угощения; "мясная неделя" - радостная неделя; "с добрыми пожеланиями вперед, с добрыми пожеланиями назад" - со всевозможными пожеланиями на будущее и т. д..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Глава

Создание мультипликационного  фильма по мотивам мансийской сказки «Пумасипа»

      Напомним, что у обских угров героическое сказание имеет много общего с героической песней, и исследование этих жанров трудно разграничить.

     Основные темы героических сказаний типичны для богатырской сказки. Это военные походы богатырей с целью сватовства либо кровной мести, сражения с другими богатырями или с иноплеменниками, иногда с мифологическими существами. Повествование начинается с выезда героя из дома и заканчивается либо прибытием его в иной город, иную землю, либо возвращением домой.

     Мы выбрали  сказку «Пумасипа» не случайно она относится к богатырской сказке. Пумасипа с мансийского языка пероводится как спасибо. В этой сказке учат быть благодарным. Сюжет сказки начинается со сватовства к девушке по имени Най, двух охотников.

Сценарий  сказки «Пумасипа»

        Жили- были два охотника. Альсин- удачливый и ловкий. И трусливый, да ленивый, зато очень хвастливый Гонлобас. И жила в том селении прекрасная девушка Най. Многие приходили к ней свататься… И наши охотники тоже решили попытать свое счастье.

-Трудно мне выбрать одного из вас. Кто больше добычи из тайги принесет, за того замуж пойду. Сказала красавица Най.

       Пошли наши охотники за своей судьбой. Путь был не близкий и не легкий, через дремучий урман (лес по мансийский). Устали наши путники. Замерзли.

-Давай дрова искать  , костер разведем, согреемся - сказал Альсин.

-Зачем искать я уже нашел . Дернул Гондлобас за корягу.  Снег осыпался. . Оказалось что это избушка. А коряга труба .

-О! О! О! старуха Мишь.

-Зачем вы мне трубу сломали? - сказала старуха Мишь.

-Не сердись, бабушка, я ее починю. Починил трубу Альсин,  а бабка пригласила их в хот (дом по мансийский). Сели они у костра тепло…

      А Гонлобас , говорит, какой я однако молодец, если -бы я трубу не сломал, не сидели бы мы в тепле. Старуха Мишь смотрит на охотников и говорит ему в ответ: «Ты чего сидишь, пустомеля? Угостил бы бабушку...» А у Гонлобаса  глазки забегали: «У меня все кончилось, попросите у него» «Конечно, бабушка, возьмите на здоровье» - сказал Альсин.

-Ой как вкусно. Ням, ням, ням!

     Снова начал хвастать Гонлобас : «Вот какой я молодец однако, если бы не я, он бы не угостил тебя старуха»

     Ну раз ты такой молодец, дам я тебе и другу твоему добрый совет: «Далеко на краю света под  огромным камнем живет мой старший брат. Отправляйтесь к нему и угостите его вашей вкусной строганиной. Он за это даст каждому из вас по волшебному сундуку. А в тех сундуках для вас самая достойная награда.» Попрощались со старухой. Отправились в долгий путь. Пришли наши путники к большому камню. Обошли его вокруг. Открылся камень и попали в подземелье.

- «О подземный владыко, мы пришли к тебе от твоей младшей сестры Мишь, мы принесли тебе привет и вкусной строганины… Шум, гам , топот раздался вокруг…

-Спасибо, за привет от сестры . Давайте ваши коробы поскорее. Альсин дал вкусной строганины. А Гонлобас щепки.

-«Хороша, ой ,  хороша , однако строганина. Ням,ням вкусно.Ну вот вам и награда.»

-«Мне , мне»- закричал Гонлабас и схватил золотой сундук. А Альсин взял железный сундук.

-«Эй , подземный владыка помоги нам найти короткую дорогу к дому. Шибко сундуки тяжелые.

Встряхнул землю подземный владыка, и охотники на сундуках полетели домой.

Прибыли охотники в родное стойбище. Собрался народ.

-«Итак, кто из вас лучший охотник?» спросила красавица Най.

Альсин начал первым говорить. -«Никакого зверя ,я не добыл ,а принес железный сундук , а что в нем давай посмотрим.»

Открылся сундук. Засосало туда Альсина. Сундук закрылся. Народ уже испугался. Но позже снова открылся сундук. Вылетел от туда наш жених в красивой малице. Потом и олени появились. Много разных украшений.

А в это время, Гондлобас смотрит и думает если в его железном сундуке столько богатства, и оленей , то в моем золотом их и не счесть , открыл свой сундук и кричит,  . –« И будет у меня 100 жен и тысяча детей». «И будет  мой род самый большой на  свете». Затянул Гонлобаса сундук. А из сундука раздался писк.

Исполнилось желание  Гонлобаса , стал его род самым большим, ведь комаров в тайге больше всех и не счесть…

Вот по такому сценарию мы снимали  мультфильм.

Этапы работы над итоговой частью проекта.

1.  Составили сценарий

2. Слепили из пластилина  фигурки северных народов. Нарисовали  зимние пейзажи. Подобрали окружение  для различных сцен из мультфильма.

3. Взяли обычную видеокамеру и начали снимать.

4. Отсняли первичный материал. Смонтировали. Озвучили фильм.

5. Получили результат  - мультипликационный фильм «Пумасипа».

 

     Мы сделали  вывод: сказка выступает как  хранитель  философских, нравственных и фольклёрных ценностей северных народов.

    В сказках Югорской земли в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Когда начинаешь рассматривать сказки северных народов, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о культуре, философии, богах, и быте народов ханты и манси.

     В сказках  можно найти полный перечень  человеческих проблем и способы  их решения. Есть у русских поговорка «Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» В югорской монсь «правда жизни  в переплете с духами», для передачи культуры, опыта, фольклора следующему поколению!

     После окончания проекта, полученный мультфильм, мы показали учащимся 2,3,4,5 классов. И действительно, ребята нашей школы проявили интерес к сказкам народов севера. Но также задумались и о том, какие сказки есть у татар, украинцев, азербайджанцев, чеченцев и многих других народов. Ведь наш город многонациональный. Подтвердилась гипотеза о том, что при просмотре мультипликационного фильма у детей проявится интерес к культуре народов Югры.

     Поставленные  задачи выполнены. Мы познакомились с историей возникновения сказок, их разнообразием. По мотивам мансийской сказки создали мультипликационный фильм «Пумасипа», пополнили знания о культурных традициях народа.

     Проведенная  работа была интересной и завораживающей. Мы приобрели новые знания  и навык работы с видеокамерой и монтажом.  Немного затронули тему синтетических искусств, а точнее создание фильма. Думаем, что дальше будем работать в направлении связанным с созданием фильмов. Опубликовали данный мультфильм в www.youtube.com, для того что бы получить еще больший резонанс от проделанной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

•      http://images.yandex.ru/

•      http://nova.rambler.ru/pictures

•      http://r.mail.ru/cln3221/go.mail.ru/?tab=images

•      Ионова Е.Н. Учить трудно, а переучивать еще  труднее // Начальная школа -

2000год №2 , стр.28-34

•        Полозова Т.Д. Русская литература для детей. - М., Академия, 1998.

•        Зубарева Е.Е. Детская литература. – М., Просвещение, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пумасипа»

 

 

Скриншот с www.youtube.com

 


Информация о работе Создание мультипликационного фильма по мотивам сказки северных народов