Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:44, творческая работа
Цель нашей работы: получить представление о сказках Хантов и Манси. Познакомиться с фольклорным искусством северных народов.
Мы выдвинули гипотезу: Если создать мультипликационный фильм по мотивам сказок северных народов, то у детей появится интерес к культуре и быту коренного населения ХМАО- Югра.
Задачи
1. Познакомиться с историей возникновения сказок, их разнообразием у северных народов.
2. Пополнить знания о культурных традициях народа, духовных ценностях
3. Создать мультипликационный фильм по мотивам мансийской сказки.
Введение 3-4
I Кто такие ханты и манси 5
II Сказки народов Югры 6-9
III Создание мультипликационного фильма по мотивам мансийской сказки 10-12
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение 15
Такой принцип повествования становится более понятным, если его сопоставить с изобразительным творчеством хантов. Художник стремится изобразить любой предмет не так, как он выглядит со стороны, а таким, каким он его знает. Он как бы находится внутри изображаемого предмета, и в таком случае все его стороны оказываются "доступны" взору. Поэтому, когда ханты видят фотографию или рисунок, выполненные в соответствии с современными правилами, они говорят, что изображена лишь половина предмета.
Фольклорное творчество хантов и манси не являлось самостоятельной эстетической ценностью, оно органически связано с системой верований и с насущными потребностями людей, входит в повседневную жизнь коллектива, регулируя ее и выступая как важный социализующий фактор. Его своеобразие состоит в сочетании функционирования с изысканностью и даже изощренностью поэтического стиля и формул. Так, художественный стиль обско-угорского фольклора отличают обилие параллелизмов (например, "супруга-гусыня, супруга-утка"; "белые, как небесный лед, белые, как небесный снег"; "долго шли, коротко шли" и т. д.), ритмика, аллитерации, постоянные эпитеты, тавтологии (например, "пока вскипит кипящий котел"; "на площади города, имеющего площадь"; "жердяная пристань, состоящая из множества жердей" и т. д.), метафоры. Особенно много метафор в медвежьих песнях, где они выступают как подставные обозначения, эвфемизмы: глаз медведя называется "звездой", ухо - "пеньком" и т. д.; другие примеры метафор: "сушить пот" - ждать угощения; "мясная неделя" - радостная неделя; "с добрыми пожеланиями вперед, с добрыми пожеланиями назад" - со всевозможными пожеланиями на будущее и т. д..
III Глава
Создание мультипликационного фильма по мотивам мансийской сказки «Пумасипа»
Напомним, что у обских угров героическое сказание имеет много общего с героической песней, и исследование этих жанров трудно разграничить.
Основные темы героических сказаний типичны для богатырской сказки. Это военные походы богатырей с целью сватовства либо кровной мести, сражения с другими богатырями или с иноплеменниками, иногда с мифологическими существами. Повествование начинается с выезда героя из дома и заканчивается либо прибытием его в иной город, иную землю, либо возвращением домой.
Мы выбрали сказку «Пумасипа» не случайно она относится к богатырской сказке. Пумасипа с мансийского языка пероводится как спасибо. В этой сказке учат быть благодарным. Сюжет сказки начинается со сватовства к девушке по имени Най, двух охотников.
Сценарий сказки «Пумасипа»
Жили- были два охотника. Альсин- удачливый и ловкий. И трусливый, да ленивый, зато очень хвастливый Гонлобас. И жила в том селении прекрасная девушка Най. Многие приходили к ней свататься… И наши охотники тоже решили попытать свое счастье.
-Трудно мне выбрать одного из вас. Кто больше добычи из тайги принесет, за того замуж пойду. Сказала красавица Най.
Пошли наши охотники за своей судьбой. Путь был не близкий и не легкий, через дремучий урман (лес по мансийский). Устали наши путники. Замерзли.
-Давай дрова искать , костер разведем, согреемся - сказал Альсин.
-Зачем искать я уже нашел . Дернул Гондлобас за корягу. Снег осыпался. . Оказалось что это избушка. А коряга труба .
-О! О! О! старуха Мишь.
-Зачем вы мне трубу сломали? - сказала старуха Мишь.
-Не сердись, бабушка, я ее починю. Починил трубу Альсин, а бабка пригласила их в хот (дом по мансийский). Сели они у костра тепло…
А Гонлобас , говорит, какой я однако молодец, если -бы я трубу не сломал, не сидели бы мы в тепле. Старуха Мишь смотрит на охотников и говорит ему в ответ: «Ты чего сидишь, пустомеля? Угостил бы бабушку...» А у Гонлобаса глазки забегали: «У меня все кончилось, попросите у него» «Конечно, бабушка, возьмите на здоровье» - сказал Альсин.
-Ой как вкусно. Ням, ням, ням!
Снова начал хвастать Гонлобас : «Вот какой я молодец однако, если бы не я, он бы не угостил тебя старуха»
Ну раз ты такой молодец, дам я тебе и другу твоему добрый совет: «Далеко на краю света под огромным камнем живет мой старший брат. Отправляйтесь к нему и угостите его вашей вкусной строганиной. Он за это даст каждому из вас по волшебному сундуку. А в тех сундуках для вас самая достойная награда.» Попрощались со старухой. Отправились в долгий путь. Пришли наши путники к большому камню. Обошли его вокруг. Открылся камень и попали в подземелье.
- «О подземный владыко, мы пришли к тебе от твоей младшей сестры Мишь, мы принесли тебе привет и вкусной строганины… Шум, гам , топот раздался вокруг…
-Спасибо, за привет от сестры . Давайте ваши коробы поскорее. Альсин дал вкусной строганины. А Гонлобас щепки.
-«Хороша, ой , хороша , однако строганина. Ням,ням вкусно.Ну вот вам и награда.»
-«Мне , мне»- закричал Гонлабас и схватил золотой сундук. А Альсин взял железный сундук.
-«Эй , подземный владыка помоги нам найти короткую дорогу к дому. Шибко сундуки тяжелые.
Встряхнул землю подземный владыка, и охотники на сундуках полетели домой.
Прибыли охотники в родное стойбище. Собрался народ.
-«Итак, кто из вас лучший охотник?» спросила красавица Най.
Альсин начал первым говорить. -«Никакого зверя ,я не добыл ,а принес железный сундук , а что в нем давай посмотрим.»
Открылся сундук. Засосало туда Альсина. Сундук закрылся. Народ уже испугался. Но позже снова открылся сундук. Вылетел от туда наш жених в красивой малице. Потом и олени появились. Много разных украшений.
А в это время, Гондлобас смотрит и думает если в его железном сундуке столько богатства, и оленей , то в моем золотом их и не счесть , открыл свой сундук и кричит, . –« И будет у меня 100 жен и тысяча детей». «И будет мой род самый большой на свете». Затянул Гонлобаса сундук. А из сундука раздался писк.
Исполнилось желание Гонлобаса , стал его род самым большим, ведь комаров в тайге больше всех и не счесть…
Вот по такому сценарию мы снимали мультфильм.
Этапы работы над итоговой частью проекта.
1. Составили сценарий
2. Слепили из пластилина
фигурки северных народов.
3. Взяли обычную видеокамеру и начали снимать.
4. Отсняли первичный материал. Смонтировали. Озвучили фильм.
5. Получили результат - мультипликационный фильм «Пумасипа».
Мы сделали
вывод: сказка выступает как
хранитель философских,
В сказках Югорской земли в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.
Заключение
Когда начинаешь рассматривать сказки северных народов, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о культуре, философии, богах, и быте народов ханты и манси.
В сказках
можно найти полный перечень
человеческих проблем и
После окончания проекта, полученный мультфильм, мы показали учащимся 2,3,4,5 классов. И действительно, ребята нашей школы проявили интерес к сказкам народов севера. Но также задумались и о том, какие сказки есть у татар, украинцев, азербайджанцев, чеченцев и многих других народов. Ведь наш город многонациональный. Подтвердилась гипотеза о том, что при просмотре мультипликационного фильма у детей проявится интерес к культуре народов Югры.
Поставленные задачи выполнены. Мы познакомились с историей возникновения сказок, их разнообразием. По мотивам мансийской сказки создали мультипликационный фильм «Пумасипа», пополнили знания о культурных традициях народа.
Проведенная
работа была интересной и
Список литературы:
• http://images.yandex.ru/
• http://nova.rambler.ru/
• http://r.mail.ru/cln3221/go.
• Ионова Е.Н. Учить трудно, а переучивать еще труднее // Начальная школа -
2000год №2 , стр.28-34
• Полозова Т.Д. Русская литература для детей. - М., Академия, 1998.
• Зубарева Е.Е. Детская литература. – М., Просвещение, 1989.
«Пумасипа»
Скриншот с www.youtube.com
Информация о работе Создание мультипликационного фильма по мотивам сказки северных народов