Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:51, отчет по практике
Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.
Отчет о прохождении
ознакомительной практике
Тема: Спасо-Ефимиев монастырь
Суздаль
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырь был основан в
1352 году князем суздальским и
нижегородским Константином
Первый игумен монастыря - Евф
Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало
множество сел, деревень и земель в среднерусской
полосе. Все это было пожаловано монастырю
князьями и боярами, благоволившими к
нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала
и примыкавшая к нему большая слобода
Скучилиха, в которой были построены Смоленская
и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики
и кирпичники, и прочий «работный люд».
В XVII веке монастырь обстраивается
новыми крепостными стенами, с огромными
и мощными оборонительными башнями, видными
издалека над высоким берегом реки. Из-за
стен выглядывают и многочисленные главы
монастырских храмов и крыши его построек.
От Каменки и от Покровского
монастыря Спасо-Евфимиев монастырь
виден во всей своей красе и мощи.
Центральное сооружение
монастыря - массивный Спасо-
прежняя церковь
стала выглядеть как придел и была названа
Евфимьевским приделом. Стены нового храма
были разделены пилястрами с закомарами
на три части, а в XVII веке украшены наружной
росписью. По периметру собор опоясан
аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора
были объединены в одну галерею, идущую
вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили
придел Сергия Радонежского. Все это добавило
массивности собору, прежде сходному с Рождественским
собором Суздальского кремля.
Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие
барабаны - световые, с узкими
высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше
венчают два храмовых придела. С востока
к собору примыкают глубокие алтарные
апсиды с гладкими стенами и глубокими
нишами окон без наличников.
Интерьер собора очень богат. Росписи
конца XVII века выполнены костромскими
мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.
При реставрации собора в южном приделе
были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова
частично расчищены фрески XVI века, изображавшие
главным образом житие игумена Евфимия.
Рядом с собором,
с восточной его стороны,
В 2008 году раскопки в монастыре возобновились.
Бетонная плита советских времен была
снята и передана детской школе-интернату
Кадетского корпуса им. Д.М.Пожарского
в г.Радужный Владимирской области. Мавзолей
Пожарских был восстановлен по обмерам,
чертежам и фотографиям, в большом количестве
сохранившимся в архивах. В полном объеме
воссоздан резной декор фасадных стен
по рисункам из архивов. Бронзовая дверь
с барельефом и горельефом выполнены в
мастерских Российской академии художеств.
На главном фасаде установлена копия мозаичной
иконы Спаса Вседержителя. Новый мавзолей
поставлен не на месте прежней усыпальницы,
а немного дальше от апсид собора. 10 ноября
2009 года мавзолей был освящен архиепископом
Владимирским и Суздальским Евлогием.
На месте прежней часовни-усыпальницы
установлен памятный каменный крест.
Небольшую площадь
перед Спасо-Преображенским собором
окружают еще два незаурядных сооружения:
звонница и Успенская трапезная церковь.
Успенская церковь (1525) - уникальный образец
русского зодчества XV-XVI веков. Здание объединяет
в себе церковь и трапезную палату -хозяйственное строение.
Шатровая центрическая церковь построена
по типу «восьмерик на четверике» и увенчана
шатром, опирающимся на два яруса кокошников.
Маленькую главку придела также поддерживают
кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие
эффект ажурности и пышности. Под гладким
граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая
легкости и стройности всему храму и гармонирующая
с крытой лемехом главкой.
С западной стороны к церкви пристроена
двухэтажная трапезная палата, в которой
размещались хозяйственные помещения.
В нижнем этаже были складские помещения
и кухня, второй этаж был занят просторным
трапезным залом, перекрытым сложной системой
сводов, поддерживаемых стенами и центральным
столпом. В подвалах под трапезной хранились
богатые запасы монастырской провизии.
С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI-XVIIвв.),
с интересным опоясывающим их на уровне
второго этажа балконом-гульбищем.
Звонница (XVI-XVIIвв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в Покровский монастырь, и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, вXVII веке, - еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов. Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.
Восточнее Спасо-Преображенского
собора находится Никольская больничная
церковь (1669) с больничной палатой для
монастырской братии. Первый этаж двухэтажного
корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами,
был отведен под трапезную, а второй занимали
больничные покои, ряд маленьких окон
которых украшен резными наличниками.
Никольская церковь, возведенная как молельня
для больных монахов и узников монастырской
тюрьмы, декорирована скромно и увенчана
одной деревянной главкой. Несколько оживляют
гладкую белую стену перспективный портал,
окна с наличниками и ряд кокошников.
Сейчас в здании размещается «Золотая
кладовая».
Братский корпус (XVIIв.) - двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
К весьма примечательным
для истории монастыря
Надвратная Благовещенская
церковь (первая половина XVIIв.) - массивный, впечатляющий
памятник монастырского зодчества. Вероятно,
она была въездной башней до времени постройки
новой крепостной стены с башнями.
Основание надвратной церкви исследователи
относят к началу XVII века (по другим источникам
– даже к концу XVI века). В городской
описи 1628-1629гг. церковь уже упоминается
как каменная двухшатровая. К 1722г. она
уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание
претерпело существенные изменения. Позднее
церковь была перестроена в одноглавую.
В ней два арочных проезда - под центральной частью
– больший, и меньший – под высоко поднятой
папертью. Паперть украшена пятью красивыми
окнами с висячими «бусинами» и резными
перспективными килевидными наличниками.
Сама церковь декорирована главным образом
с южной стороны, считавшейся, вероятно,
парадной. Между двумя окнами помещен
киот для иконы, убранной оттуда в советское
время и сейчас снова помещенной на место.
С востока к основному четверику примыкает
массивная трехапсидная алтарная часть.
Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVIIв.). До XVII века стены оставались деревянными; в 1660г. после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки -естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Главная
проездная башня в высоту достигает
двадцати двух метров и доминирует с южного
фасада стены. В ее массивном прямоугольном
в плане объеме проделаны две проездные
арки, в которых сейчас располагаются
книжная лавка и билетная касса музея.
В ее декоре совмещаются строгость и узорочье;
над почти абсолютно гладкой нижней
частью в верху башни в изобилии размещены
бойницы и кирпичные украшения: наличники,
колонки, карнизы, пояски. Венчает башню
четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния,
но восстановили ее нескоро, только в 1860г.
Прочие башни украшены гораздо скромнее,
но разнообразие их форм не может не оживлять
общего вида стен. Выходящие на берег реки
башни проще и скромнее; напротив, с восточной
части стены, выходящей к городу, башни
декорированы более нарядно, с зубцами
и широкими лопатками.
Стенам монастыря не пришлось выполнять
свою оборонительную функцию: к тому времени,
когда они были построены, нападения на
город прекратились.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Музей Усадьба
Рукавишниковых Собрание Нижегородского государственного
историко-архитектурного музея-заповедника
богато и разнообразно. Мебель разного
времени составляет одну из интереснейших
музейных коллекций. В качестве объекта
показа на выставке выбран стул как непременный
бытовой предмет с многовековой историей.
Это тот предмет, который может дать достаточно
полное представление о мебельных стилях
в целом. Стул, как наиболее подвижная
и часто меняющаяся часть обстановки,
был более всего подвержен частым изменениям
моды и способен продемонстрировать такое
разнообразие вариантов и стилистических
нюансов, которое вряд ли можно проследить
на других объектах мебели.
На выставке представлены произведения
мебельного искусства разных стран ХV
– первой четверти ХХ вв.. Для их изготовления
использовались различные материалы и
техники обработки дерева, они отличаются
по своей конструкции и декору.
Экспонаты двух первых залов являются
частью «юринской» коллекции нижегородских
помещиков Шереметевых, которая поступила
в музей в 1923 году из знаменитого замка,
построенного В. П. Шереметевым в с. Юрино
Васильского уезда Нижегородской губернии
(ныне территория республики Марий Эл).
Музейные предметы, размещенные в других
залах, пополнили коллекцию музея позднее
и переданы из разных источников. В числе
экспонатов выставки вещи, которые когда-то
были частью интерьеров господского дома
графов Орловых-Давыдовых усадьбы с. Симбилеи
Нижегородского уезда Нижегородской губернии.
Здесь же можно увидеть стулья, бытовавшие
в залах особняков нижегородского купечества:
Д.В. Сироткина, С.М. Рукавишникова, В.М.Бурмистровой.
Отдельный комплекс представляет многообразие
популярных до настоящего времени знаменитых
венских стульев.
Выставку дополняют образцы тканей, соответствующего
стиля и времени, которые использовались
для обивки мебели и декоративного убранства
интерьеров. Значительная часть музейных
предметов экспонируется впервые.