Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:59, реферат
Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства.
РЕФЕРАТ
На тему: « Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики »
МДК 03. 01 «Основы выполнения графических работ»
(ПМ 03. «Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения»)
Выполнил: студент 24 группы,
специальность: 050139
Изобразительное искусство и черчение
, 2013 г.
Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спицификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей. В данной работе я постараюсь как можно точнее отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики.
На основе различных
признаков искусства можно
Во-первых, графика относится
к пространственным (пластическим)
искусствам, то есть графическое
художественное произведение
Во-вторых, графика относится
к изобразительным искусствам, то
есть она отражает
К изобразительным
искусствам кроме графики
Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:
* монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;
* станковую - выполняемую
“на станке”, не имеющую связи
с определенным интерьером, назначение
и смысл произведения
* декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.
Если графика легко
может быть классифицирована
так же, как и другие изобразительные
искусства, то чем же она
радикально отличается от
Специфику искусства
графики составляет рисунок.
Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).
Материалы и техники
графики разнообразны, но, как правило,
основой является бумажный
Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.
Эстамп - от французского estamper - штамповать, оттискивать - оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации. Но там печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой же графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непостредственный отпечаток творческой работы автора.
Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.
Основные виды гравюры, различаемые по способу печати
выпуклая
плоская
углубленная
литография
альграфия
ксилография
линогравюра
различные виды гравюры на металле (офорт, акватинта)
* плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;
* выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;
* углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.
В зависимости от
материала, из которого
Литография - печатной
формой является поверхность
камня (известняка). Камень очень
гладко полируется и
Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется аллюминиевая пластина.
Ксилография - гравюра
на дереве, вырезается специальным
резцом. Краска накатывается на
плоскость исходной доски. При
печати на бумаге белыми
Линогравюра - гравюра
на линолеуме. По технике
Гравюра по металлу
выполняется на цинке, меди, железе,
стали. Гравюра по металлу
Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Прцарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия “Большие бедствия войны” 1633г., серия “Низшие” 1622г.)
Сухая игла - рисунок
наносится непосредственно на
металл, путем процарапывания острием
твердой иглы штрихов на
Меццо-тинто - от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашеный. Вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.
Акватинта - от итальянского aquatinta - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.
Каждый из вышеупомянутых
способов гравюры имеет свои
особенности в зависимости от
материала и используемых
Небольшое лирическое отступление (личное мнение):
Непревзойденнейшим мастером офорта я считаю Рембрандта Харменса ван Рейна. Его гравюра “Три Креста” поражает соей монументальностью (вне всякой зависимости от размера). Она более живописна, чем любое из живописных полотен, благодаря высочайшему умению мастера создавать пространственный объем при помощи штриха. Главное действующее лицо на этой гравюре не Иисус, а Свет (именно Свет с большой буквы). Свет, врывающийся и всепокоряющий. Свет - онова композиции. Рембрандт - не просто мастер штриха в графике, мазка в живописи (пусть даже босая пятка коленопреклоненного сына на каритне “Возвращение блудного сына” была написана не кистью, а ладонью художника). Он - мастер Света (“Ночной дозор”, “Ассур, Аман и Эсфирь” - в живописи, “Три креста”, “Христос в Эммане” - в графике). Но линией, тончайшим легким штрихом, Рембрандт достигает невозможного - ослепительного сияния живого света.
Конец лирического отступления.
Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит совсем особняком. Как самое непостредственное, гибкое и послушное средство выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких своих условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и изображенное им с точностью отпечатывается на листе.
Но литографии недоступна
четкость линии, она мене “
Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры.
Более доступным в
исполнении, не требующим специальных
технологий травления, печати
является станковый рисунок (
Рисунок - изображение,
выполненное от руки. На глаз,
с помощью графических средств:
Зародился рисунок
еще в эпоху верхнего
Информация о работе Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики