Средневековый театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:21, реферат

Описание работы

Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей отражает столкновение народа и церковников. Церковь была практически самым действенным орудием феодалов и подавляла все земное, жизнеутверждающее, а проповедовала аскетизм и отречение от мирских утех, от деятельной, полноценной жизни. С театром церковь боролась потому, что не принимала любых стремлений человека к плотскому, радостному наслаждению жизнью. В связи с этим история театра того периода показывает напряженную борьбу этих двух начал. Результатом усиления антифеодальной оппозиции стал постепенный переход театра от религиозного к светскому содержанию.

Содержание работы

Театр средневековья……………………………………………………………………3
Церковная драма………………………………………………………………………..5
Миракль…………………………………………………………………………………6
Мистерия………………………………………………………………………………..7
Моралите………………………………………………………………………………..8
Фарс……………………………………………………………………………………..9
Светская драматургия………………………………………………………………...10
Жонглеры……………………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Сценической задачей  фарсеров было воссоздание определенных типов: ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация- следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.

Фарс оказал большое  влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании - творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда; а Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд, в Германии - Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали искусство Мольера. Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.

 

Светская драматургия

Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (т. е. трубадура) Адама де Ла - Аль (около 1238 - 1287) из французского города Арраса. Де Ла - Аль был страстно увлечен поэзией, музыкой и театром. Он жил в Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как поэт, музыкант, драматург.

В творчестве Адама де Ла - Аль народно - поэтическое начало сочеталось с сатирическим. В его  произведениях были зачатки будущего театра Возрождения. Но на протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей. Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов.

Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама  де Ла - Аль нашло свое продолжение в фарсах, героями которых были то ярмарочный зазывала, то врач - шарлатан, то циничный поводырь слепца. Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже, в XV веке. В XIII же веке комедийная струя заглушалась театром миракля, тоже имевшим своей темой жизненные события, но обращенным к религии.

Жонглеры

Профессиональные артисты - Жонглеры. “Жонглер тот, кто вращается среди людей со смехом и с игрой и высмеивает себя, свою жену, своих детей и всех прочих” (Брунотто Латини. “Книга сокровищ”). Судя по маргинальным иллюстрациям, жонглеры предпочитали объединяться в маленькие замкнутые группы из двух-трех человек - участников коллективного спектакля. Нередко ядром актерской компании была супружеская пара: мужу - главному кормильцу и “премьеру” - помогала его подруга - танцовщица, аккомпаниаторша, певица.

Обличители мирской  суетности считали беспутное  ремесло жонглера, призванное забавлять каждого встречного и потворствовать низменным страстям, несовместимым с религиозной моралью. Актеры средневековья - существа бесправные, хоть и выше “воров и преступников”, но все же “Актерам и всем тем, которые передают себя в собственность другого, служит в качестве возмещения тень человека” (Саксонское зерцало, XIII в) то есть можно наказать только тень обидчика.

В местечке Санс - давно  ль, недавно –

 Один жонглер несчастный жил,

В отрепьях жалких он ходил.

Не знаю, как жонглер тот звался,

А в кости лихо он сражался,

Бродил, продувшись, невеселый,

Без куртки он и без  виолы...

Жонглеру, как другим бездомным,

Кабак приютом был  укромным

Жонглер не на турнирах дрался,

Он в пьяных драках подвизался,

Ну, что ж еще? Скажу, что он

Усердно посещал притон:

Красоток лапал, пил, играл,

Последний грош там оставлял...

Бродяга знать не знал труда,

Был праздник для него всегда.

“О святом Петре и  жонглере.” 

Пренебрежительное отношение не исключало зависти к тем, кто при всем убожестве и неустроенности своего бытия, при всей зависимости от щедрости зрителей или знатного покровителя обладал “карнавальными” правами и вольностями. За бесшабашными отщепенцами закрепилась праздничная привилегия осмеивать всех и вся. “Этим языкам в тягость мир и тихое молчание, им по душе только сплетня; они или лживо хвалят, или завистливо бранят, и где не могут отнять деньги, отнимают славу. Одни правила у скоморохов с нахлебниками, оружие тех и других - лесть, те и другие приходят со счастьем и уходят с несчастьем. Только тем достаточно наполнить себе брюхо; у этих - другой голод, упоминание о хлебе для них род оскорбления, надо насытить их бездонную алчность” (Петрарка, “Лекарства от превратностей судьбы”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, театр в Средневековье родился  из борьбы двух начал, религиозного и народного. Сам варварский быт, народные игры и ритуалы, о которых мы говорили вначале, не могли дать толчок в развитии театра. Зрелища, театральные действия, но не сам театр. Связь с античностью была слишком слаба, чтобы принести зрелые плоды; их мы увидим гораздо позже, в эпоху Возрождения. Одна церковь с ее христианской догматикой, идеологической доктриной также не дала бы театру питательную среду. Да, театр возник из католического ритуала, но литургическая драма не просуществовала бы долго, если бы в нее не вторглись элементы светского, живого, настоящего восприятия жизни. Предпосылки к рождению театра заключались в самой феодальной эпохе, которая пришла на смену рабовладельческому строю; заключались в отношении человека к жизни и к развлечениям; к земному и небесному; реальному и нереальному. Но в любой эпохе человеку необходимо выражаться, реализовываться в своем творчестве – в эпоху средних веков человечество осознавало себя как коллектив, общее, массовое, поэтому мы практически не находим громких имен драматургов и творцов. В более поздний этап – да; но позднее средневековье мало походило на раннее, уже господствовали другие идеи, уже был близок перелом в искусстве. Театр был таким, каким его видело средневековое мировоззрение: на протяжении почти десяти веков мы наблюдаем бесконечное столкновение двух идейных линий, и в конце концов светское одерживает победу над церковным – как и требует того наступивший буржуазный строй. Как церковь не пыталась подчинить себе искусство, ей это не удалось. Чтобы творить, художнику, актеру, драматургу необходим свежий воздух, простор для творчества, а не доктрина с одной единственно возможной идеологией. Средневековье не было провалом, оно было тем отрезком времени, который должен был связать Античность и Возрождение, с их возвышенными гуманистическими идеями. Представлять средние века в качестве мрачного, темного времени – неверно, так же как и представлять его временем, олицетворяющим светлую эпоху веры. Сам термин – средние века – придуманный немецкими философами, олицетворяет собой нечто промежуточное, временное, плавно перетекающее не во что иное, как в Новое время.

Театр был порождением той общественно-экономической формации, которая была в феодальное время. Предпосылки к его созданию – быт варварских племен, остатки римской культуры, католический ритуал – словом, языческое и христианское, массовое и культовое; и все слишком противоречивое и неустойчивое, чтобы стать твердой почвой для театрального творчества. Средневековый театр был тем промежуточным этапом, которому нужно было быть, чтобы потом возник профессиональный и великий театр эпохи Возрождения. Но в эту эпоху Европа входила с "дрожащими коленками"; оставить старое оказалось не так-то просто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

Мокульский  С. "История западно-европейского театра", Гос.издат; Искусство, Москва 1956 г.

Бояджиев Г. Н. "От Софокла  до Брехта за сорок театральных вечеров", Москва, Просвещение, 1981 г.

Бояджиев Г. Н. и Образцова  А. Г. "История зарубежного театра", Москва, Искусство, 1972 г.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой  народной культуры, Москва, Просвещение, 1984 г.

 


Информация о работе Средневековый театр