Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:54, реферат
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка-глазурь.
В те времена стекло казалось людям божественным чудом: ведь оно было рождено землей и огнем и обладало уникальными, противоречивыми свойствами: в расплавленном виде было мягким, пластичным и прозрачным, а застывая, становилось твердым с гладкой блестящей поверхностью.
История возникновения стекла.
Обработка стекла.
Стеклоделие в Венеции. Муранское стекло.
Стеклоделие на Руси.
Стеклоделие в Чехии.
Заключение.
Список использованных сайтов.
В XVIII в. в России получили распространений расписные изделия из молочно-белого или опалового стекла. На них эмалью наносились различные мотивы, в большинстве случаев — цветочные, но встречалась и сюжетная роспись. А на рубеже ХVII-Х1Х вв. стали пользоваться популярностью и изделия из свинцового хрусталя с алмазной гранью, которые выпускал Петербургский стекольный завод. Это была не только изумительная, хрустальная посуда, но и вазы, различные светильники.
В1902 г. Эмиль Фурко разработал метод машинной вытяжки стекла. Стекло вытягивалось из стекловаренной печи в виде непрерывной ленты через прокатные валки, поступало в шахту охлаждения, где разрезалось на отдельные листы. В 1959 г. фирма «Пилкингтон» разработала иной метод изготовления стекла, так называемый флоат-метод. При этом процессе стекло поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости, в виде плоской ленты, через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг.
Этот метод обладал рядом преимуществ. Стекло не имело оптических дефектов, обладало стабильной толщиной и поверхностью высокого качества, не требующей дальнейшей полировки. Кроме того, этот метод позволил придавать стеклу некоторые необходимые свойства на стадии его производства.
Золоченые стеклянные сосуды, изготовлявшиеся
в XVII веке на Духанинском заводе под Москвой,
по свидетельству иностранцев, посещавших
Россию, превосходили своей красотой европейские
изделия. Кроме Петербургского стекольного
завода в России было много частных стекольных
заводов среди которых наиболее видную
роль играли заводы Василия Мальцева и
его наследников. Основанный в 60-х годах
XVIII века в селе Никольском, Пензенского
уезда, завод Бахметьева выпускал продукцию
высокого качества, мало отличавшуюся
от продукции петербургского казенного
завода.
В XVIII веке в большом количестве выпускались
изделия из молочно-белого или опалового
стекла, в большинстве случаев расписываемые
эмалями. Мотивами для росписи служили
цветы (розы), небольшие букетики, рассыпанные
по поверхности предмета, либо гирлянды
из цветов, перевязанные бантами. Широко
применялась и сюжетная роспись - изображения
фигур среди пейзажа и рокайльных завитков.
В конце XVIII - начале XIX в., наряду с производством
изделий из цветного и молочного стекла,
большое распространение получают изделия
из свинцового хрусталя с алмазной гранью.
Петербургский стекольный завод выпускал
в первой трети XIX века в большом количестве
и очень высокого качества граненую хрустальную
посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры
и т.д. Эти изделия нередко оправлялись
в золоченую бронзу и отличались, как правило,
высокими художественными достоинствами.
К числу выдающихся произведений начала
XIX века принадлежит, например, кувшин
из синего и бесцветного хрусталя с золоченой
бронзой, выполненный на Петербургском
заводе по проекту А.Н.Воронихина. Со второй
трети XIX столетия меняется стиль стеклянных
изделий.Цельные в художественном отношении,
выразительные классицистические формы
стеклянной посуды, декорированные, как
правило, с чувством меры и в строгом соответствии
с общим художественным обликом сосудов,
начинают уступать место формам и приемам
декорирования реставрированной готики,
а затем позднего рококо, подражаниям
формам русской деревянной посуды, древнегреческим
вазам с черно-фигурной росписью и, наконец,
формам явно эклектичным, в которых делались
попытки объединения разных отживших
стилей. В конце XIX - начале XX столетия деградация
художественного стеклоделия продолжалась.
Модерн принес с собой вялые, лишенные
конструктивности и внутренней логики
построения надуманные формы. Фирма Мальцевых,
монополизировавшая стекольную промышленность,
выпускала в большом количестве посуду,
рассчитанную на дурной купеческий и мещанский
вкусы, вычурную по своим формам, назойливо
бьющую в глаза обилием алмазной грани,
гравировки и других видов декора. После
революции перестройка стекольной промышленности
совершалась медленнее, чем других отраслей.
Итак, мы дали историческую справку о времени возникновения стекла, о старинных методах обработки, людях, которые продвигали искусство изготовления стекла, о качестве первого стекла, когда возникла технология изготовления, как украшали изделия. Стекло было известно людям с древнейших времен. Кроме того уникальные свойства этого материала позволяют ему и сейчас оставаться очень востребованным материалом, который люди используют как в повседневной жизни, так и в сложнейших современных устройствах.
Стеклоделие в Чехии.
Стекольное производство на территории Чехии имеет тысячелетнюю традицию. Печи для производства стекла здесь работали уже в IX веке. Первое письменное упоминание о производстве стекла в Чехии вышло из-под пера монаха бенедктинского монастыря на Сазаве в 1162 году.
Для производства стекла требовалось большое количество древесины, поэтому первые светские стекольные мастерские появились во второй половине XIII века в недоступных горах, где её было достаточно. Так возникли стекольные мастерские в Крушных, Йизерских и Орлицких горах, в Крконошах и на Шумаве.
Средневековые мастера производили стекло для окон, бусы и полое стекло. Они занимали исключительное положение в феодальном обществе, а некоторые даже были произведены в дворяне. Объём стекольного производства скоро превысил внутренние потребности и поэтому производители стали вывозить свои изделия в соседние страны. Большой размах стекольного производства в более широком регионе начался в XVI веке, когда пришли знаменитые мастера из Саксонии. В конце XVII и в начале XVIII веков чешские мастера стекольного дела на европейском рынке были вне конкуренции. Были вытеснены даже венецианские конкуренты, которые до сих пор доминировали на рынке. В то время были усовершенствованы многие технологии обработки стекла и отлично налажены торговля и экспорт в соседние страны.
В XVIII веке впервые было открыто производство бижутерии. Идея пришла из Турновского района, где имелись давние традиции в области обработки камня, связанные с добычей драгоценных камней на Козакове. Однако в XVIII веке турновские ювелиры страдали из-за временного недостатка сырья. Таким образом, там начал плавить стекло для искусственных камней, которые на вид почти не отличались от настоящих, но были гораздо дешевле и доступнее. В районе г. Яблонец над Ниссой местные феодалы создали для такого рода деятельности более благоприятные условия и, таким образом, в скором времени производство бижутерии из Турнова переместилась в Яблонец, где начало быстро развиваться.
В шестидесятых годах XIX века в окрестностях г. Яблонец над Ниссой производство бижутерии приобрело небывалый размах. Местные мастера не успевали удовлетворить растущие потребности рынка, и поэтому производство было расширено на область Железнобродска.
Для населения Железного Брода производство бижутерии здесь было очень желанно, так как именно в это время начинается ослабление производства сукна, которое до сих пор было для этого региона основной деятельностью.
Сначала в Железном Броде занимались шлифовкой бусин и производством т.н. скола, т.е. мелких стеклянных бусинок, колотых или резаных из стеклянных трубочек сначала металлическими ножами, а позднее с помощью простого приспособления с названием «цойк», «клемпрда» или «клемпкцойк» (от немецкого Trempelzeug). Рубленые куски были впоследствии обработаны методом шлифовки с помощью огромных шлифовальных камней из песчаника. Возникшие бусины потом нанизывали на шнурок, это была, в основном женская работа. Сначала каждую бусинку шлифовали по отдельности, но позднее этот процесс был ускорен с введением технологии шлифования на проволоке.
Кроме производства скола и шлифовки во второй половине XIX века в железнобродской области начали применять методы вытягивания и сдавливания. Вытягивание обозначает намотку горячего стекла из расплавленного конца стеклянной палочки на проволоку, таким образом стеклу придают различные формы (с помощью вспомогательных формочек и, далее с помощью пинцета и других инструментов), затем украшают. Каждое изделие – оригинал ручной работы. Вытягивание стекла, кроме Железного Брода, было, главным образом, распространено в области Малой Скалы. Технология сдавливания у печи возникла в районе Яблонца и в то время более нигде не использовалась. Самая первая мастерская, в которой использовался такой метод обработки стекла, была основана в 1860 году в Гути , следующая была построена в 1865 году в Гунтиржове, а в последствии в области между Яблонцом и Железным Бродом такие мастерские строились в большом количестве. Многие из них сохранились до наших дней и своим видом подчёркивают характерный облик этого края. Стекольных дел мастера использовали стеклянные шесты толщиной 20-25 мм, которые нагревали в печи и сдавливая раскаленное стекло с помощью клещей и форм придавали ему определённый вид.
На переломе веков производство стекла в области Железного Брода постоянно росло и становилось всё более важным для города и его окрестностей. Так в 1920 году в Железном Броде была открыта Школа стеклоделия и торговли. Этой школе вскоре удалось продвинуть новую, современную концепцию развития стекольного дела. Концепция заключалась в отходе от развития только ремесленной декоративной обработки стекла и переходе на художественную, авторскую обработку стекла и развитие новых, до сих пор не использованных технологий. Основание школы означало перелом в развитии стекольного производства в Железном Броде. Здесь возникли новые методы обработки стекла, что сыграло решающую роль в развитии города. Вскоре изделия мастеров из Железного Брода стали замечать на международных выставках художественного стекла. Прежде всего, большим успехом пользовались стеклянные фигурки, созданные по проекту профессора Ярослава Брихты.
В двадцатых годах XX века в стекольных мастерских в области Железного Брода было занято около четырёх тысяч работников, ещё тысяча работала в малых домашних мастерских. Бурное развитие стекольного производства было прервано в 1938 году. После присоединения приграничных областей к Германии, чешские стекольщики оказались под мощным прессом немецкой стороны, которая прилагала все усилия для ограничения или полной остановки стекольных предприятий. Воспользовавшись новой политической ситуацией, немцы, таким образом, отстраняли сильную чешскую конкуренцию.
Роковой перелом в развитии чешского стекольного производства произошёл в феврале 1948 года. Частные стекольные фирмы были экспроприированы, вся предпринимательская деятельность остановлена. Так же как и в других отраслях, предприниматели подвергались гонениям, а некоторые даже были заключены в тюрьму. Производство было сосредоточено на больших фабриках, так возникло народное предприятие «Железнобродское стекло». В 1950 г. «Железнобродское стекло» образовало собственный художественно-технический центр, в котором были заняты местные художники. Основным направлением деятельности центра было создание скульптур из гнутого стекла. В этой области особое место занимают выдающиеся мастера стекла Станислав Либенский и Ярослав Брихта. Произведения чешских мастеров художественного стекла были непременными участниками различных выставок.
Стекольное производство на территории Чехии имеет тысячелетнюю традицию, и именно Чешский рай связан с ней теснейшим образом. Печи для производства стекла здесь работали уже в IX веке. Первое письменное упоминание о производстве стекла в Чехии вышло из-под пера монаха бенедктинского монастыря на Сазаве в 1162 году.
Для производства стекла требовалось большое количество древесины, поэтому первые светские стекольные мастерские появились во второй половине XIII века в недоступных горах, где её было достаточно. Так возникли стекольные мастерские в Крушных, Йизерских и Орлицких горах, в Крконошах и на Шумаве.
Средневековые мастера производили стекло для окон, бусы и полое стекло. Они занимали исключительное положение в феодальном обществе, а некоторые даже были произведены в дворяне. Объём стекольного производства скоро превысил внутренние потребности и поэтому производители стали вывозить свои изделия в соседние страны. Большой размах стекольного производства в более широком регионе начался в XVI веке, когда пришли знаменитые мастера из Саксонии. В конце XVII и в начале XVIII веков чешские мастера стекольного дела на европейском рынке были вне конкуренции. Были вытеснены даже венецианские конкуренты, которые до сих пор доминировали на рынке. В то время были усовершенствованы многие технологии обработки стекла и отлично налажены торговля и экспорт в соседние страны.
В XVIII веке в нашем регионе впервые было открыто производство бижутерии. Идея пришла из Турновского района, где имелись давние традиции в области обработки камня, связанные с добычей драгоценных камней на Козакове. Однако в XVIII веке турновские ювелиры страдали из-за временного недостатка сырья. Таким образом, там начал плавить стекло для искусственных камней, которые на вид почти не отличались от настоящих, но были гораздо дешевле и доступнее. В районе г. Яблонец над Ниссой местные феодалы создали для такого рода деятельности более благоприятные условия и, таким образом, в скором времени производство бижутерии из Турнова переместилась в Яблонец, где начало быстро развиваться.
В шестидесятых годах XIX века в окрестностях г. Яблонец над Ниссой производство бижутерии приобрело небывалый размах. Местные мастера не успевали удовлетворить растущие потребности рынка, и поэтому производство было расширено на область Железнобродско. Для населения Железного Брода производство бижутерии здесь было очень желанно, так как именно в это время начинается ослабление производства сукна, которое до сих пор было для этого региона основной деятельностью.
Сначала в Железном Броде занимались шлифовкой бусин и производством т.н. скола, т.е. мелких стеклянных бусинок, колотых или резаных из стеклянных трубочек сначала металлическими ножами, а позднее с помощью простого приспособления с названием «цойк», «клемпрда» или «клемпкцойк» (от немецкого Trempelzeug). Рубленые куски были впоследствии обработаны методом шлифовки с помощью огромных шлифовальных камней из песчаника. Возникшие бусины потом нанизывали на шнурок, это была, в основном женская работа. Сначала каждую бусинку шлифовали по отдельности, но позднее этот процесс был ускорен с введением технологии шлифования на проволоке.
Кроме производства скола и шлифовки во второй половине XIX века в железнобродской области начали применять методы вытягивания и сдавливания. Вытягивание обозначает намотку горячего стекла из расплавленного конца стеклянной палочки на проволоку, таким образом стеклу придают различные формы (с помощью вспомогательных формочек и, далее с помощью пинцета и других инструментов), затем украшают. Каждое изделие – оригинал ручной работы. Вытягивание стекла, кроме Железного Брода, было, главным образом, распространено в области Малой Скалы. Технология сдавливания у печи возникла в районе Яблонца и в то время более нигде не использовалась. Самая первая мастерская, в которой использовался такой метод обработки стекла, была основана в 1860 году в Гути, следующая была построена в 1865 году в Гунтиржове , а в последствии в области между Яблонцом и Железным Бродом такие мастерские строились в большом количестве. Многие из них сохранились до наших дней и своим видом подчёркивают характерный облик этого края. Стекольных дел мастера использовали стеклянные шесты толщиной 20-25 мм, которые нагревали в печи и сдавливая раскаленное стекло с помощью клещей и форм придавали ему определённый вид.