Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:59, курсовая работа
Ар деко - стилистическая общность, возникновение и существование которой обусловлено десятками воздействий - от первобытного искусства до авангарда; явление, которое в равной степени характеризуют избыточный декоративизм и пуристический минимализм, внимание к традиции и восторг перед динамизмом современной жизни, изучение национальных культур и космополитический интернационализм, меланхолическая задумчивость и экзальтированность, использование эбена и золота и удешевленных стальных трубок, уникальные произведения и общедоступные массовые товары. Это стройная и вместе с тем бесконечно изменчивая стилистическая система, сотканная из множества противоречий, необычайно активная и в то же время стремящаяся к иллюзии постоянства и устойчивости, подобно самой жизни общества в 1920-1930-е годы.
ВВЕДЕНИЕ
1. АРТ ДЕКО КАК СТИЛЬ В ИСКУСССТВЕ И ДИЗАЙНЕ
1.1. Понятие стиля. Возникновения стиля Арт деко (Ар деко)
1.2. Общая характеристика стиля Арт деко. Виднейшие представители
1.3. Становление и развитие стиля Арт деко за рубежом и в России
2. СТИЛЬ АРТ ДЕКО В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ
2.1. Применение стиля Арт деко в современном интерьере: основные черты, материалы, цвета
2.2. Особенности создания интерьера в стиле Арт-деко. Применение данного стиля для создания интерьера спальни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1. |
АРТ ДЕКО КАК СТИЛЬ В ИСКУСССТВЕ И ДИЗАЙНЕ |
5 |
1.1. |
Понятие стиля. Возникновения стиля Арт деко (Ар деко) |
5 |
1.2. |
Общая характеристика стиля Арт деко. Виднейшие представители |
7 |
1.3. |
Становление и развитие стиля Арт деко за рубежом и в России |
10 |
2. |
СТИЛЬ АРТ ДЕКО В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРЬЕРОВ |
23 |
2.1. |
Применение стиля Арт деко в современном интерьере: основные черты, материалы, цвета |
23 |
2.2. |
Особенности создания интерьера в стиле Арт-деко. Применение данного стиля для создания интерьера спальни |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
31 | |
ГЛОССАРИЙ |
||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Стиль Ар Деко… какой он? Далеко не каждый имеет четкое представление о том, какие же отличительные особенности ему присущи и как оформить свой интерьер так, чтобы он соответствовал этому стилю. Давайте попробуем разобраться в этих непростых вопросах.
++++
Ар деко - стилистическая общность, возникновение и существование которой обусловлено десятками воздействий - от первобытного искусства до авангарда; явление, которое в равной степени характеризуют избыточный декоративизм и пуристический минимализм, внимание к традиции и восторг перед динамизмом современной жизни, изучение национальных культур и космополитический интернационализм, меланхолическая задумчивость и экзальтированность, использование эбена и золота и удешевленных стальных трубок, уникальные произведения и общедоступные массовые товары. Это стройная и вместе с тем бесконечно изменчивая стилистическая система, сотканная из множества противоречий, необычайно активная и в то же время стремящаяся к иллюзии постоянства и устойчивости, подобно самой жизни общества в 1920-1930-е годы. Ар деко, часто называемое стилем согласно зарубежной традиции, представляет собой не просто «совокупность направлений в дизайне», но уникальный феномен, захватывающий художественно-социальный документ, запечатлевший и смену тенденций в различных видах искусства эпохи, и сам образ мысли и жизни людей межвоенного двадцатилетия.
Ар деко принадлежит не только сфере прикладного искусства. Это явление не вышло бы за рамки малозаметного, наследующего модерну, направления в искусстве художественной обработки материалов и организации интерьера, не стало бы масштабным "современным стилем" без единственного в своем роде соединения и совмещения в себе художественных, эстетических, технических течений, социальных и политических аспектов эпохи.
Объект курсовой работы: дизайн среды.
Предмет курсовой работы: стиль Ар деко в дизайне интерьера.
Цель курсовой работы – выявить основные художественно-стилистические, материаловедческие и технологические аспекты применения стиля Арт Деко в современном дизайне среды (на примере дизайна интерьера спальной комнаты).
Задачи курсовой работы:
Методологическая база. При исследовании этой темы использовались следующие методы: сравнительно-исторический метод, анализ, моделирование, метод наблюдений. +++
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1. Понятие стиля. Возникновения стиля Арт деко (Ар деко)
Ар-деко, также арт-деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.
Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.
Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.
Примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки. Древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех. «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста. Гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма.
Растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая чёрно-белая гамма клавиш рояля, мотив Солнца.
Гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флэпперов.
Технологические достижения «века машин» — такие как радио и небоскрёбы.
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилкок, зданий и холодильников.
Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
1.2.Общая характеристика
Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей[en], изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Парижская выставка 1925 г., где показывались последние
достижения в области архитектуры, проектирования
интерьера, мебели, изделий из металла,
стекла, керамики. Для этой выставки знаменитый
французский архитектор Ле Корбюзье, один
из основателей конструктивизма и функционализма,
спроектировал и построил павильон «Эспри
Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»);
знаменитый художник Р. Лалик - фонтан
из цветного стекла со световыми эффектами
и «стеклянный интерьер» павильона Севрской
фарфоровой мануфактуры. Если для архитектора
Ле Корбюзье его произведение знаменовало
отход от конструктивизма к идеям, позднее
получившим название «неопластицизма»,
то для ювелира Р. Лалика - эволюцию от
прихотливо изогнутых линий и флореалъных
стилизаций Ар Нуво к более простым геометрическим
формам. В целом стиль «Art Deco» можно рассматривать
как последнюю стадию развития искусства
периода Модерна или как переходный стиль
от Модерна к послевоенному функционализму,
дизайну «интернационального стиля».
В искусстве Art Deco продолжаются излюбленные
темы и мотивы Модерна - точнее стиля Ар
Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание
дорогих и экзотических материалов, изображение
фантастических существ, формы волны,
раковины, драконов и павлинов, лебединых
шей и томных бледных женщин с распущенными
волосами. Во всем чувствуется какая-то
усталость, пресыщенность, но кроме этого
и устремленность к использованию геометрических
форм: прямых углов и линий, окружностей
и широких плоскостей чистого цвета. Именно
эти качества отличают интерьеры, оформленные
по проектам Ж. Деламара, архитектурно-дизайнерские
разработки Р. Малле-Стевенса, ювелирные
изделия мастеров парижской фирмы Картье.
С искусством Модерна рубежа XIX-XX веков
стиль Art Deco объединяет и желание многих
художников (исполняющих волю богатых
заказчиков) создать иллюзию благополучия
и «роскошной жизни» в трудные годы «потерянного
поколения» между двумя мировыми войнами.
Это был последний «шикарный стиль» европейских
столиц, сознательно ориентированный
в прошлое. Духовная растерянность и смешение
эстетических критериев, будто предвещавших
ужасы второй мировой войны и пустоту
первых послевоенных лет, заслонялись
сознательной, программной эклектикой
ретростилей. В ход пошли элементы Ампира,
архаики египетского и крито-микенского
искусства, соединялись находки декораторов
Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-
1.3.Становление и развитие
Период 1930-х годов – время параллельного развития и конкуренции ардеко и неоклассики – стилей, премированных на конкурсе проектов Дворца Советов. Архитекторы советской версии ардеко обращаются к опыту зарубежной архитектуры, Б.М.Иофан – к американскому ардеко, работам Р.Худа и Э.Сааринена, И.А.Голосов работает в сложном безассоциативном ардеко, близком к итальянскому. Довоенный период был связан с деятельностью иного поколения мастеров, чем послевоенный, что требует использования для архитектуры 1930-х иных терминов, нежели «сталинский ампир» или «культура два», в условиях абсолютной воли вождя архитектура 1930-50-х была достаточно разнообразна и вовсе не вся обращена к образам ампира. Явное движение от индивидуальности стиля 1930-х к послевоенной типизации архитектуры еще раз подчеркивает различие двух периодов. Чтобы понять стилевую структуру отечественной архитектуры 1930-х, необходимо рассмотреть эволюцию стиля Иофана от ребристого проекта ДС к его послевоенному проекту МГУ, анализируя архитектурные истоки – исторические и актуальные, зарубежные и отечественные.
Ардеко в широком понимании есть период параллельного развития нескольких версий архитектуры межвоенного времени – неоготической (линия Сааринена, Худа), неоацтекской (линия Ф.-Л.Райта, А.Сент-Элиа, Х.Ферриса) неоклассической (итальянское и советское ардеко) и модернистской. Архитектура 1930-х опиралась на три группы источников – новаторские актуальные (приемы модерна и авангарда), европейские исторические (средневековые и классические – древнеримские и ренессансные) и архаические (ближневосточные и экзотические). И ардеко оказалось способно переплести все эти стили прошлого, что предопределило международный характер распространения и успешности метода ардеко, заключавшегося в декорировании, приспособлении древних мотивов к новым заданиям, потребностям и нуждам XX века.
Новация ардеко состояла не столько в изобретении художественных средств, сколько в использовании и трансформации редких, уже созданных исторических приемов. Влияние новой моды распространялось и на творения, возводимые в самих колониях. Многолетнее строительство дворца в Нью-Дели превратит творение Лаченса, начатое еще в эпоху протоардеко, уже в памятник ардеко. Это же можно сказать и о творении У.Стаккини – вокзале в Милане. Ардеко обращалось к архаическим и экзотическим декоративным и композиционным приемам мавзолеев Вавилона и Египта, ступ Юго-Восточной Азии, в первую очередь, Ангкора. Удивительную неканоничную, архаическую пластику демонстрирует грандиозный вокзал в Милане и особняки Райта, лондонские здания архитектора Т.Тейта Адалаида-хаус и Дейли-телеграф, а также павильоны выставки 1925 г. в Париже1. Апофеозом этого интереса стало возведение павильона Ангкор на парижской выставке 1931 г., а также украшенного барельефами на африканские темы Музея Колоний А.Лапраде.