Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:35, творческая работа
История Сент-Шапель началась с одного из самых постыдных событий в летописи крестовых походов. В 1204 году жадные крестоносцы, в четвертый раз отправившись отвоевывать Иерусалим у «неверных», настолько соблазнились богатством союзной им Византии, что не нашли ничего лучшего, как разграбить ее столицу Константинополь. Христианский город пал под напором христианских же рыцарей, и на его обломках была провозглашена Латинская империя.
Святая
капелла Сент-Шапель
Выполнила студентка
1 курса группы и1-05
Суслина Е.А.
Сент-Шапель, или Святая Капелла — это чудо готической архитектуры, которое нельзя сравнить ни с одним из католических соборов. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.
История Сент-Шапель началась с одного из самых постыдных событий в летописи крестовых походов. В 1204 году жадные крестоносцы, в четвертый раз отправившись отвоевывать Иерусалим у «неверных», настолько соблазнились богатством союзной им Византии, что не нашли ничего лучшего, как разграбить ее столицу Константинополь. Христианский город пал под напором христианских же рыцарей, и на его обломках была провозглашена Латинская империя.
Среди прочих богатств, которые достались крестоносцам, было неисчислимое количество христианских реликвий, собранных к тому времени в Константинополе. Подлинность их, конечно, внушала подозрения, к тому же они чудесным образом размножились при доставке в Европу. Впрочем, церковь этим нимало не смущалась, считая, что истинная вера — и денежные поступления — могут вдохновляться и реликвиями сомнительного происхождения.
Капелла Сент-Шапель построена по заказу Людовика IX Святого для хранения христианской реликвии — тернового венца. Король купил эту реликвию в Венеции в 1239 году, куда она была привезена из Константинополя. Примечательно, что за терновый венец король уплатил немаленькую сумму, достаточно сказать, что она почти на порядок превышала затраты на строительство капеллы Сент-Шапель. Так как эта небольшая капелла заведомо задумывалась как хранилище для особо ценных реликвий — поэтому её и построили такой пышной. Реликвиями были Терновый Венец Христа, частица Креста Господня и другие, которые привез из Константинополя в 1239 году король. Священные реликвии хранились на втором этаже в апсиде под деревянным балдахином, но во время Великой французской революции их конфисковали.
Сент-Шапель, простоявшую в центре Парижа уже восемь столетий, выстроили всего за три года, с 1245 по 1248. Создатель капеллы, которым по-видимому был Пьер де Монтеро, построивший также церковь Сен-Жермен-де-Пре, в данном случае решил воздвигнуть две церкви, расположенные одна над другой. Строительство было завершено в 1248 году. Нижняя церковь служит как бы фундаментом для верхней. Прямо от нее поднимаются на огромную высоту колоссальные витражные окна, заканчивающиеся стрельчатыми башенками. Крутая наклонная крыша венчается ажурным, устремленным ввысь шпилем высотой 75 метров.
В целом все это производит впечатление необычайной легкости, ажурности, как будто бы все убранство сплетено из кружев. И в то же время элементы декора отличаются яркостью и красочностью. Нет ощущения подавленности, характерного для многих католических соборов. Скорее у посетителей возникает светлое, праздничное настроение. Создается впечатление, что стен вообще нет, и остаются только огромные витражные окна.
Святая Капелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором. Она поделена на два яруса равной площади, но разной высоты.
Первый из двух ярусов (нижняя капелла) освящён в честь Девы Марии и менее великолепен, его высота всего лишь около 7 метров. Он был предназначен для королевского двора — придворных, дворцовой гвардии и слуг.
Ярус имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта.
В основной ярус, верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков, в котором молилось исключительно королевское семейство, — это шедевр роскоши и архитектуры. Освящена верхняя капелла во имя Святого Креста. Витражи с люстрами-пауками.
Прежде всего зал кажется бесконечно высоким. Высота сводов здесь — 20 метров, и впечатление высоты многократно усиливается особенностями постройки: параллельными окнами высотой по 15 метров, тонкими колоннами.
Там, где стены свободны от витражей, они витиевато украшены рисунками, скульптурами или лепкой. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном XIII в., превращающими интерьер в настоящую ювелирную шкатулку.
В главной апсиде некогда располагался монументальный реликварий. Наружный портик с западной стороны, круглое окно-роза и пинакли, а также башенка были перестроены в эпоху Нового времени.
Окна занимают почти всю поверхность стен и расцвечены витражами. Посчитано, что витражи покрывают в Сент-Шапель 618 кв. метров. Свет, проникая через цветные витражи, создает мягкое золотое свечение в часовне. Ее настоящую красоту можно поэтому оценить, только поднявшись на второй этаж. Витражи Сент-Шапель изображают библейские сюжеты: от сотворения мира и вплоть до создания самой часовни. Большая часть витражей уникальна: это подлинные сохранившиеся витражи XIII века. Более молодое окно-роза над фасадом добавлено в XV веке, но тоже стало чертой готического стиля часовни.
В старые времена специальная галерея соединяла второй этаж Сент-Шапель прямо с внутренними покоями королевского дворца, в зале часовни были устроены ниши для королевской семьи.
Дата закладки капеллы неизвестна, но есть точная дата дня освящения Сент-Шапель — 26 апреля 1248 г. В дальнейшем капелла подвергалась нескольким реставрациям: в XV веке, в 1837 году — Лассю и Виолле-ле-Дюком и позднее. В 2008 году начинается реставрация семи витражей. Реставрация продлится 5 лет, стоимость работ — 10 млн. евро