Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать роль хореографии в танцевально-двигательной арт-терапии.

Задачи курсовой работы:

1. Определить сущность арттерапии и её функции;
2. Показать проявление взаимосвязи арт-терапии с народным художественным творчеством непосредственно через танец и хореографию.

Содержание работы

Введение________________________________________________________4
Глава 1
1.1 Сущность и содержание арт-терапии_____________________________6
1.2 Функции арт-терапии_________________________________________10
Глава 2
2.1 Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец__________________________________________________________13
2.2 Хореотерапия. Хореография в арт-терапии_______________________19
Заключение____________________________________________________22
Список используемой литературы________________________________24

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.2 Хореотерапия. Хореография в арт-терапии.

 

Хореотерапия (лечение танцем) это активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку.

 

Терапия танцем появилась  на основе современных танцев. Но это  не тот танец, который воспринимается в категориях фигур или па. Это  скорее разновидность творческого, спонтанного танца, можно сказать, что это танец души.

 

Наша двигательная экспрессия является ответом тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Для одних  это будет разгрузка от напряжений и стрессов, для других – встреча  с самим собой, а еще для  кого-то – милое и приятное развлечение  и общение с другими.

 
Можно сказать, что для каждого  она значит что-то иное. А можно  иначе – каждый, кто попадает на занятия этого рода, находит  то, что ему нужно на данный момент для работы и для контакта с  самим собой.

 

Однако хореотерапия выполняет свои задания без или с участием нашего сознания, мы чувствуем это со временем, даже если ранее и не предполагали такого эффекта.

 

К числу таких заданий  принадлежат в том числе:

открытие себя и своих  потребностей;

повышение самоосознания – распознавание и правильное выражение своих чувств;

осознание собственного тела, его потребностей и границ;

принятие себя и своего тела;

рост ощущения собственной  значимости и самоопределенности;

создание возможности  для снятия напряжения и стресса;

успокоение, расслабленность, но при этом рост жизненной энергии;

рост двигательной натренированности;

улучшение межличностных  контактов с людьми;

создание гармоничной  индивидуальности и психофизическая  интеграция.

 

Семинары по танцевальной терапии дают много возможностей и способов для исцеления разных аспектов вашей жизни. От увеличения радости и жизненной энергии  до успокоения, утешения и внутреннего  отдыха. С помощью разного рода вспомогательного реквизита, такого как  цветные платки, свечи или даже музыкальные инструменты, можно  выразить то, что мы чувствуем и  увидеть то, как мы это чувствуем.

Музыка имеет здесь  большое значение. Она создает  фон для разного вида упражнений, который трогает нас и помогает, испытать красоту и пережить ее. Это представляет собой элемент  музыкотерапии – терапевт может  целенаправленность подбирать конкретные произведения для тех или иных заданий, облегчая тем самым работу участникам занятий. Может также  выступать иметь место элемент  активной музыкотерапии – то есть изготовление воспроизведение музыки при помощи разного вида музыкальных инструментов, что также представляет собой интересное развлечение и дает ощущение творческого процесса.

 

Замечательным элементом  семинаров являются также танцы  в кругу. Они объединяют и связывают  с другими участниками занятий, создавая ощущение единства и взаимосвязанности. В них мы учимся делать самые простые  шаги, которое может освоить каждый, поскольку они очень легки и гармонично связаны с музыкой. Изучение танцев разных стран мира вдохновляет к использованию новых движений или жестов, и дает нам возможно замечательно проводить время с собой и с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии  искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной  медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления. 
 
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. 
 
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танц-терапию, хореотерапию, коррекционную ритмику -- лечебное воздействие движениями) т. д. 
 
Существует заметная связь арт-терапии с народным художественным творчеством, которая в основном проявляется через музыку и вокальное пение, а также через танец. Именно танец и музыка являются самыми эффективными методами лечебного и коррекционного воздействия искусства на человека и берут свое начало и зарождение из глубин народного художественного творчества.

Терапия танцем просто захватывает  всем своим разнообразием влияния  на разум и душу, объединяя их в одно целое и создавая гармонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические  основы художественного творчества. -- М., 1995. 
 
2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. -- М., 1980. 
 
3. Античная музыкальная эстетика. -- М., 1960. 
 
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -- М., 1994. 
 
5. АсмоловА Психология, искусство, образование // Искусство в школе. - 1993 -№6. 
 
6. Бечак Б. А. Воспитание искусством. -- М., 1981. 
 
7. Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. -- 1998. -- № 3. 
 
8. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. -- М., 1985. 
 
9. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит?//Химия и жизнь. -- 1987. -- №11. 
 
10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. -- М., 1974. 
 
11. Вольпер И.Е. Психотерапия. -- Л., 1972. 
 
12. Выготский Л.С. Психология искусства. -- М., 1968. 
 
13. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. -- 1998. -- Т. 9. - № 2. 
 
14. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. -- М., 1963. 
 
15. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. -- 1987. -- № 3. 
 
16. Каган М.С. Философия культуры. -- СПб., 1996. 
 
17. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. -- 1976. -- Т. 70. 
 
18. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. -- М., 1995. 
 
19. Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. -- М., 1989. 
 
20. Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. -- М., 1986. 
 
21. Копытин А.И. Основы Арттерапии. -- СПб., 1999. 
 
22. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. -- М., 2000. 
 
23. Медведева Е. А., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального развития, коррекционная ритмика: Программа по спец. 0318 -- «Специальное дошкольное образование». -- М., 1999. 
 
24. Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. -- 2000. -- № 1. 
 
25. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981. 
 
26. Мухина B.C. Возрастная психология. -- М., 1997. 
 
27. Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. -- Л., 1963. -- Вып. 2. 
 
28. Петрушин В. И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -- 1991. -- № 3. 
 
29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. -- М., 1999. 
 
30. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. -- 1991. -- № 11. 
 
31. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. - М, 1985. - Т 1. 
 
32. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. -- Новосибирск, 1989. 
 
33. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.

 

 


Информация о работе Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец