Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - показать роль хореографии в танцевально-двигательной арт-терапии.
Задачи курсовой работы:
1. Определить сущность арттерапии и её функции;
2. Показать проявление взаимосвязи арт-терапии с народным художественным творчеством непосредственно через танец и хореографию.
Введение________________________________________________________4
Глава 1
1.1 Сущность и содержание арт-терапии_____________________________6
1.2 Функции арт-терапии_________________________________________10
Глава 2
2.1 Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец__________________________________________________________13
2.2 Хореотерапия. Хореография в арт-терапии_______________________19
Заключение____________________________________________________22
Список используемой литературы________________________________24
2.2 Хореотерапия. Хореография в арт-терапии.
Хореотерапия (лечение танцем) это активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку.
Терапия танцем появилась на основе современных танцев. Но это не тот танец, который воспринимается в категориях фигур или па. Это скорее разновидность творческого, спонтанного танца, можно сказать, что это танец души.
Наша двигательная экспрессия является ответом тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Для одних это будет разгрузка от напряжений и стрессов, для других – встреча с самим собой, а еще для кого-то – милое и приятное развлечение и общение с другими.
Можно сказать, что для каждого
она значит что-то иное. А можно
иначе – каждый, кто попадает
на занятия этого рода, находит
то, что ему нужно на данный момент
для работы и для контакта с
самим собой.
Однако хореотерапия выполняет свои задания без или с участием нашего сознания, мы чувствуем это со временем, даже если ранее и не предполагали такого эффекта.
К числу таких заданий принадлежат в том числе:
открытие себя и своих потребностей;
повышение самоосознания – распознавание и правильное выражение своих чувств;
осознание собственного тела, его потребностей и границ;
принятие себя и своего тела;
рост ощущения собственной значимости и самоопределенности;
создание возможности для снятия напряжения и стресса;
успокоение, расслабленность, но при этом рост жизненной энергии;
рост двигательной натренированности;
улучшение межличностных контактов с людьми;
создание гармоничной индивидуальности и психофизическая интеграция.
Семинары по танцевальной терапии дают много возможностей и способов для исцеления разных аспектов вашей жизни. От увеличения радости и жизненной энергии до успокоения, утешения и внутреннего отдыха. С помощью разного рода вспомогательного реквизита, такого как цветные платки, свечи или даже музыкальные инструменты, можно выразить то, что мы чувствуем и увидеть то, как мы это чувствуем.
Музыка имеет здесь
большое значение. Она создает
фон для разного вида упражнений,
который трогает нас и
Замечательным элементом семинаров являются также танцы в кругу. Они объединяют и связывают с другими участниками занятий, создавая ощущение единства и взаимосвязанности. В них мы учимся делать самые простые шаги, которое может освоить каждый, поскольку они очень легки и гармонично связаны с музыкой. Изучение танцев разных стран мира вдохновляет к использованию новых движений или жестов, и дает нам возможно замечательно проводить время с собой и с другими.
Заключение
Многочисленные научные работы,
связанные с изучением терапии
искусством и показывающие ее эффективность,
перспективность в области
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом
и коррекционном воздействии искусства
на субъекта и проявляется в реконструировании
психотравмирующей ситуации с помощью
художественно-творческой деятельности,
выведении переживаний, связанных с ней,
во внешнюю форму через продукт художественной
деятельности, а также создании новых
позитивных переживаний, рождении креативных
потребностей и способов их удовлетворения.
В настоящее время арт-терапия в широком
понимании включает в себя: изотерапию
(лечебное воздействие средствами изобразительного
искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным
искусством и т.д.); библиотерапию (лечебное
воздействие чтением); имаготерапию (лечебное
воздействие через образ, театрализацию);
музыкотерапию (лечебное воздействие
через восприятие музыки); вокалотерапию
(лечение пением); кинезитерапию (танц-терапию,
хореотерапию, коррекционную ритмику
-- лечебное воздействие движениями) т.
д.
Существует заметная связь арт-терапии
с народным художественным творчеством,
которая в основном проявляется через
музыку и вокальное пение, а также через
танец. Именно танец и музыка являются
самыми эффективными методами лечебного
и коррекционного воздействия искусства
на человека и берут свое начало и зарождение
из глубин народного художественного
творчества.
Терапия танцем просто захватывает всем своим разнообразием влияния на разум и душу, объединяя их в одно целое и создавая гармонию.
Список используемой литературы
1. Абрамян Д.Н.
2. Андреев А.Л. Место искусства в познании
мира. -- М., 1980.
3. Античная музыкальная эстетика. -- М.,
1960.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии
искусства. -- М., 1994.
5. АсмоловА Психология, искусство, образование
// Искусство в школе. - 1993 -№6.
6. Бечак Б. А. Воспитание искусством. --
М., 1981.
7. Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии:
Систематизация и описание основных форм
работы // Психол. журнал. -- 1998. -- № 3.
8. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство
по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова.
-- М., 1985.
9. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит?//Химия
и жизнь. -- 1987. -- №11.
10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество
и ребенок. -- М., 1974.
11. Вольпер И.Е. Психотерапия. -- Л., 1972.
12. Выготский Л.С. Психология искусства.
-- М., 1968.
13. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного
восприятия при нарушении зрения // Психол.
журнал. -- 1998. -- Т. 9. - № 2.
14. Запорожец А.В. Некоторые психологические
вопросы сенсорного воспитания в раннем
и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание
дошкольников. -- М., 1963.
15. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов.
музыка. -- 1987. -- № 3.
16. Каган М.С. Философия культуры. -- СПб.,
1996.
17. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики
// Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. -- 1976.
-- Т. 70.
18. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
-- М., 1995.
19. Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического
отношения к природе средствами музыки
// Нравственно-эстетическое воспитание
ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной.
-- М., 1989.
20. Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные
средства в музыкальном воспитании дошкольников.
-- М., 1986.
21. Копытин А.И. Основы Арттерапии. -- СПб.,
1999.
22. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория
и практика. -- М., 2000.
23. Медведева Е. А., Комиссарова Л.Н. Методика
музыкального развития, коррекционная
ритмика: Программа по спец. 0318 -- «Специальное
дошкольное образование». -- М., 1999.
24. Медведева Е.А. Пути формирования творческого
воображения у старших дошкольников с
задержкой психического развития в театрализованных
играх // Дефектология. -- 2000. -- № 1.
25. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства
и творческие способности. - М., 1981.
26. Мухина B.C. Возрастная психология. --
М., 1997.
27. Орлов А. Психологические механизмы
музыкального восприятия // Вопросы теории
и эстетики музыки. -- Л., 1963. -- Вып. 2.
28. Петрушин В. И. Теоретические основы
музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии
и психиатрии им. С. С. Корсакова. -- 1991. --
№ 3.
29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия:
Теория и практика. -- М., 1999.
30. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов.
музыка. -- 1991. -- № 11.
31. Теплов Б.М. Психология музыкальных
способностей // Избр. тр.: В 2 т. - М, 1985. -
Т 1.
32. Художественное воспитание подрастающего
поколения: Проблемы и перспективы. -- Новосибирск,
1989.
33. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы
человеческого организма. - М., 1998.
Информация о работе Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец