Танцевальная культура Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:12, доклад

Описание работы

Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.

Файлы: 1 файл

белоруссия.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Танцевальная культура Белоруссии.

 

      Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.

       На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за ее пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого— талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссер, актер и танцор. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траiстай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы.

       Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнiкi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцелiца», «Мiкiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры».

          На протяжении своей истории белорусский народ создал множество танцев. Белорусские танцы часто сопровождаются пением, поэтому их названия нередко совпадают с названиями соответствующих песен.

       Отличительной особенностью белорусских народных танцев является их жизнерадостный характер. Чаще всего они исполняются коллективно и сопровождаются игрой на музыкальных инструментах.

       Белорусские народные танцы часто вдохновляли профессиональных композиторов. Мелодии танцев использовались в симфониях, операх, становились основой самостоятельных произведений. Наиболее известны «Белорусские танцы», созданные И. Жиновичем.;

          Белорусский композитор И. Жинович создал удивительный венок из белорусских народных танцев. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых — Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль «Хорошки», «Лявониха».

            «Лявонiха», из традиционных народных танцев — самый популярный и любимый в Белоруссии. В нем ярко выражены душа белорусского народа, его национальные черты. «Лявонiха» танец парно-массовый. Его музыкальное сопровождение — мелодия одноименной песни. Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар; композиционно строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях.

            Танец «Крыжачок» принадлежит к наиболее популярным белорусским народным танцам.. Его название происходит от белорусского слова «крыж», что в переводе значит «крест». И, действительно, рисунок этого танца напоминает вышивку крестом.;сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц («крыжак» - селезень). «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе.

 

              «Юрочка»— танец, который отражает характер человека. Главный его герой –  шутник, деревенский парень, который заигрывает с девушками, но при этом никому не отдает предпочтения…

            Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, свое музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только утверждает различные типы движений. Он придает им весьма разнообразный пластический облик»

         Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе.

Мужской костюм.

            Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние — из темного сукна (суконники). Узкие штанины соединяли в верхней части ромбовидной вставкой, спереди делали прореху. Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали. Большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха).Постолы (поршни) — старинная кожаная обувь, сшитая из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.

 

 

Женский костюм.

 

       Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Женщины поверх рубахи носили понёву.Имелось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором.; безрукавки (гарсет)— вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение.Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок. Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях.


Информация о работе Танцевальная культура Белоруссии