Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:16, творческая работа
Цель: Изучение педагогических возможностей танцтерапии.
Задачи:
- Понятие танцевальной арт-терапии.
- Методы и технологии танцтерапии.
- Применение танцтерапии.
Введение …………………………………………………………………….…….2
Глава 1. История возникновения танцедвигательной терапии………………5
1.1. Развитие танцедвигательной арт-терапии ……………………………….5
1.2. Основные принципы и цели танцедвигательной терапии……….……..14
Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцедвигательной терапии..17
2.1. Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание…..17
2.2. Виды, техники и этапы танцевальной терапии…………………………...24
2.3. Область применения танцевальной терапии и ее педагогический потенциал………………………………………………………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………............................34
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…….
Глава 1. История возникновения танцедвигательной терапии………………5
Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцедвигательной терапии..17
2.1. Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание…..17
2.2. Виды, техники и этапы танцевальной терапии…………………………...24
2.3. Область применения танцевальной
терапии и ее педагогический потенциал………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………...............
Введение.
Специфика современной
Обогащение практической
В связи с этим перед взрослым
человеком встает трудная
Решать задачу формирования у
ребенка целостной установки
на осознание своей
Возможность
занятий творчеством не имеет
границ. Особенно это касается
танца. Танец — всегда
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека [3 С. 89].
Танцевальная терапия является
относительно новым
Создание собственного
Использование
психотерапевтических
Данный
метод включает в себя все
технологические приемы
Метод
танцевальной терапии
Характеризуя степень
Именно по этому, анализ тематики данной работы достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Цель: Изучение педагогических возможностей танцтерапии.
Объект: метод танцевальной терапии.
Предмет: педагогический потенциал танцевальной терапии.
Задачи:
- Понятие танцевальной арт-терапии.
- Методы и технологии
- Применение танцтерапии.
Методологическая основа: большое влияние на развитие танцевальной терапии оказала также психоаналитическая теория, которой занимались такие ученые, как: Вильгельм Райх, Карл Юнг и Гарри Стэк Салливан.
1. История возникновения танцедвигательной терапии
1.1 Развитие танцедвигательной арт-терапии
Танцевальная арт-терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия [4 С. 190]. Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевальная терапия помогает обрести свободу и выразительность движения, развить подвижность. Психокоррекционное воздействие танцевальной терапии основано на важной роли в жизни человека его собственного тела, которое является основным средством познания и выражает суть субъекта. То, что человек чувствует, можно прочесть по положению тела. Эмоции — это телесные проявления, это движения или жесты внутри тела, обобщенный результат которых — некое внешнее действие. Через тело человеку легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя положение тела, изменяется и душевное состояние.
Движения под музыку
Корни танце-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка (Langer, 1953). Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чего появлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.
В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганием через костры, которые были приурочены к определенным временам года. А, например, подпрыгивания во время танцев служили подражательной магией, ибо танцующие так способствовали росту злаков. Древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора - муза танцев. Греки даже могли танцевать философские трактаты. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует (Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л., 1993). Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела уже может рассказать целую историю. Согласно легендам, танец в Индии был порожден богом Шивой, одним из трех верховных богов в индуизме. Он является творцом Вселенной, поэтому, танцуя, он разрушает и одновременно создает жизнь заново (Курис И., 1994). Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. В Лейпциге создан "Танц-архив", в котором находится колоссальное количество собранной печатной, видео и изобразительной продукции, посвященной истории движения.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (Рудестам К.,1990 ). В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце-двигательная терапия.
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх, 1942; Г.Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе часто выделяется 4 основных фактора, которые способствовали развитию танце-двигательной терапии:
1) После II Мировой войны многим
людям требовалась
2) 50-е годы были открыты
3) 60-е годы: "движение тренинга
человеческих отношений", что
способствовало работе с
4) Исследования невербальной
Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело" (Рудестам К, 1990, стр.245).
В 50-е - 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.(Aronow S., McGeehan T., Stark A.)
Большое влияние на развитие танце-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." К.Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь" (Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 76).
Также на развитие танце-двигательной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью. специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Своей теорией В.Райх положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования*, таким как:
Информация о работе Танц-терапия и её педагогический потенциал