Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:59, доклад
Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами. Позже, во время борьбы между патрициями и плебеями, в фесценнинах стали находить отражение и социальные столкновения того периода: по свидетельству Горация, фесценнинские насмешки не щадили и знати. О дальнейшем развитии этих первых ростков драмы любопытные сведения дает римский историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для совершения умилостивительной церемонии этрусские актеры.
Театр Древнего Рима
Возникновение театра
в Римской республике.
Истоки римской драмы и театра восходят
к сельским праздникам сбора урожая, справлявшимся
по деревням еще в те времена, когда Рим
представлял собой лишь небольшую общину
Лациума. Участники этих праздников, ряженые,
обменивались насмешливыми, грубоватыми
песнями, называвшимися фесценнинами.
Позже, во время борьбы между патрициями
и плебеями, в фесценнинах стали находить
отражение и социальные столкновения
того периода: по свидетельству Горация,
фесценнинские насмешки не щадили и знати.
О дальнейшем развитии этих первых ростков
драмы любопытные сведения дает римский
историк Тит Ливий. В связи с моровой язвой
в Рим были приглашены (в 364 до н. э.) для
совершения умилостивительной церемонии
этрусские актеры. Танцуя под аккомпанемент
флейты, они производили
|
Старики - ателланы. |
красивые телодвижения, но
не сопровождали их ни словами, ни жестами.
Этрусским актерам стала потом
подражать римская молодежь, которая
прибавила к пляске диалог и жестикуляцию.
Этот обычай, постепенно усовершенствуясь,
привел к тому, что исполнители, получившие
название гистрионов (от этрусского слова
ister - актер), уже не перебрасывались
друг с другом нескладными и грубыми
стихами-экспромтами, подобными фесценнинам,
но исполняли сатуры, положенные на
музыку, причем пение сопровождалось игрой
на флейте и соответствующими жестами.
Очевидно, эти драматические сатуры (дословно
"смесь", всякая всячина) представляли
собой небольшие драматические сценки
бытового и комического характера, включавшие
диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный
элемент должен был играть в них существенную
роль.
. С народной комедией ателланой связан
новый период в развитии народной драмы
в Риме.
Ателлана родственна греческому миму.
Название ее происходит от городка Ателла,
разрушенного римлянами во время войны
за его переход на сторону Ганнибала. Жители
этого городка являлись объектом постоянных
насмешек в Риме.
Отличительной особенностью ателланы
было наличие 4 постоянных комических
персонажей-масок: Макк – обжора, дурак
и простофиля (изображался лысым, с крючковатым
носом и ослиными ушами), Буккон – смышленый
и болтливый обжора ( в маске подчеткивались
отвислые губы и раздутые щеки), Папп –
богатый, скупой и глупый старик и Доссен
- хитрый горбун, невежа и шарлатан.
Действие основывалось на импровизации.
Ателланы разыгрывались вначале бродячими
гистрионами, потом молодыми римскими
гражданами, а позднее - профессиональными
актерами. Литературные обработки ателланы
появились только в I веке до н.э. Ателланы
были известны и в период Римсокой империи,
но недолго. Известен случай, когда император
Калигула живьем сжег актера Ателланы
прямо на глазах у зрителей только за то,
что тот дерзнул высказать намек на его
царскую персону.
Все эти театральные опыты в Римской республике
были крайне примитивны, и при захвате
Римом Греции было неизбежно подчинение
римлян греческой культуре, стоявшей на
более высоком уровне. Греческий язык,
литература, философия, искусство стали
модными в Риме.
Другим видом народных представлений
был мим, пришедший к римлянам из греческих
городов и воспроизводивший сценки из
народного быта, а иногда выводивший в
шутовском виде и богов.
|
Шкаф с масками для театральных представлений. Миниатюра. II в. до н. э. |
Устройство римского театра
Римский театр возник,
когда разложился
Римский театр не был связан с культом
божества, как в Греции, поэтому он не имел
того же общественного значения. Актёры
были не уважаемыми, а презираемыми людьми.
Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников
и за плохое исполнение могли побить. Спектакли
ставились в честь государственных праздников,
а также в любое другое время по инициативе
кого-либо из знатных граждан.
Долгое время в Риме не существовало постоянных
театральных зданий.
Для представлений строились специальные
временные деревянные сооружения, которые
по окончании представления ломались.
Сценической площадкой был деревянный
помост, поднятый над землёй на половину
человеческого роста. К нему вели три узких
лесенки в несколько ступеней - по ним
поднимались персонажи, приехавшие (по
сюжету) из другого города. Фоном служила
задняя стена балагана с занавеской. Для
зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть
спектакли разрешалось только стоя.Так
играли довольно долго, в том числе и комедии
Плавта.
Однако с развитием драматургии вырастала
необходимость вносить изменения и в исполнение.
Необходимость постройки постоянного
специального театрального здания в Риме
обсуждалась сенатом. Однако сенат считал,
что театр изнеживает юношество и развращает
женщин - и в 154 году прекратил начатое
несколько лет назад строительство каменного
театра.
Первый постоянный
каменный театр был сооружён
около 55 г. до н.э. полководцем
Гнеем Помпеем Великим и вмещал
17 тысяч зрителейдо К концу I в. до н.э.
в Риме появилось ещё два театра, вмещающие
до 45 тысяч зрителей. Римский театр отличался
от греческого. Размеры орхестры уменьшились
наполовину, она превратилась в полукруг.
( в эллинистическом театре орхестра занимала
три четверти круга).Хора в римских пьесах
не было, и места на орхестре занимали
знатные зрители. Римский театр был окаймлен
роскошным портиком, к которому примыкала
КУРИЯ - зал заседаний сената ( в нем в 44
году был убит Ю.Цезарь.)
Здание стало единым по высоте - трехэтажным.
Амфитиатр выравнивали по высоте со сценой.Появилась
единый пестрый парусиновый купол, защищающий
зрителей от дождя и палящего солнца -
ВЕЛАРИЙ.Сцена была покрыта монументальным
потолком.ПРОСЦЕНИУМ имел люки и подъемники.Охлаждал
зрителей в театре водопровод. Театр в
Риме имел занавес; до начала спектакля
его опускали перед сценической площадкой.
Римские театры в отличие от греческих
сооружали на ровном месте, и амфитеатр
поддерживал мощный фундамент со сводами.
Описание идеального римского театра
дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.)
(Более подробно об устройстве театра
можно ознакомиться в трактате "Об архитектуре"
Витрувия в мини-хрестоматии сайта).
Драматургия
Первым драматургом
Рима считают грека-
ского общества и утвердившие основы национальной
литературной драмы. Гней Невий перерабатывал
не только оригиналы греческие трагедий
на мифологич. сюжеты, но и был создателем
претексты - жанра исторической трагедии,
почти совсем неизвестного грекам. Сюжет
претексты заимствовался из древней римской
истории (в отд. случаях из современной
драматургам жизни). Однако наибольшей
славы Невий достиг в области комедии:
он был создателем паллиаты, т. е. римской
комедии, представлявшей собой переработку
новой аттической комедии. Персонажи паллиаты
имели греческие имена, носили греческую
одежду; действие пьесы всегда развивалось
где-нибудь в Греции. Невий первый применил
в комедии т. н. контаминацию - соединение
в римской пьесе сцен из двух греч. пьес.
От драмы Невия дошли лишь небольшие отрывки.
Частью на основании их, частью на основании
отзывов позднейших рим. критиков можно
сделать вывод о политич. независимости
Невия, демократич. тенденциях его пьес
и о его стремлении ввести в определ„нные
рамки подражание греч. драматургам. Творчество
Квинта Энния во многом отличается от
творчества Невия, что объясняется условиями
историч. обстановки его времени. Сразу
же после окончания 2-й Пунической войны
(218-201 дон. э.) начинается экспансия Рима
на Восток, приносящая римлянам ряд крупных
воен. успехов и заканчивающаяся покорением
Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в этом
же году в зап. Средиземноморье пал под
ударами римлян Карфаген). В связи с этими
походами Рима на Восток и непосредств.
знакомством с культурой Греции на е„
родине в рим. обществе возникла потребность
возможно быстрее освоить культурное
наследство экономически более развитых
стран Греции и Востока. В течение нескольких
десятилетий наука, техника, иск-во, поэзия,
красноречие Афин и Александрии торопливо
усваиваются победителями. Среди рим.
нобилитета было в это время немало сторонников
приобщения Рима к эллинистич. культуре
(напр., влиятельный род Сципионов). Человек
широкого образования и огромного лит.
дарования, Энний считал необходимым приблизить
рим. лит-ру и т-р к греческим. От трагедий
Энния дошло сравнительно много отрывков,
судя по к-рым большинство его трагедий
восходит к оригиналам Еврипида. Однако
трагедия на греч. мифологич. сюжеты приобрела
у Энния, как и у др. крупных рим. драматургов
- Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 -
ок. 85 до н. э.) ряд признаков, отличавших
е„ от греч. оригиналов. Переработка греч.
трагедии шла по линии насыщения е„ событиями,
введения запутанного действия, усиления
внешней патетики и чисто зрелищной стороны,
придания характерам героев рим. черт.
Роль хора в римской трагедии значительно
уменьшилась: хоровые партии перелагались
в монодии и дуэты актеров.
Большим успехом у зрителей пользовались
римская комедия - паллиата, выдающимися
драматургами к-рой, кроме Невия, были
Плавт, Цецилий Стаций (ок. 220-ок. 168 дон.
э.) и Теренций (ок. 185-159 дон. э.). Комедии
Плавта представляют собой искусное творческое
соединение новой аттич. комедии с элементами
нар. рим. драмы - ателланы. Плавт свободно
относился к своим греч. оригиналам (произв.
Мевандра, Дифила, Филемона и др.), иногда
пропускал целые сцены, вводил свои, прибегал
в целях большей занимательности действия
к контаминации. От Плавта дошли до нас
полностью 20 комедий ("Амфитрион",
"Клад", "Хвастливый воин", "Близнецы",
"Псевдол", "Пленники" и др.) и
одна в отрывках ("Чемодан"). Персонажи
комедий Плавта те же, что у Менандра и
др. представителей новой аттич. комедии
- старики-отцы, юноши, обычно влюбл„нные,
но бессильные сами устроить свою судьбу,
ловкие, пронырливые рабы, помогающие
своим молодым хозяевам в устройстве их
любовных дел, параситы, гетеры, сводники
и сводницы, ростовщики, хвастливые воины
и т. д. Пьесы Плавта требовали для своего
исполнения 4-6 актеров и делились на 5 актов.
Хотя Плавт и заимствовал сюжеты для своих
пьес из новой аттич. комедии, он сумел
отобразить в них черты рим. жизни. Важнейшей
стороной реформы новой аттич. комедии,
к-рую осуществил Плавт, 'было введение
им муз. элемента в свои пьесы. До него
в новой аттич. комедии пение и музыка
играли лишь роль интермедий и исполнялись
обычно в антрактах. Между тем у Плавта
этот лирич. элемент (кантики - от лат. сапо
- пою) в нек-рых комедиях является преобладающим.
Одни из кантиков представляли собой арии
актеров, другие исполнялись речитативом
под муз. аккомпанемент. Большое место
в комедиях Плавта занимает буффонада,
усвоенная им от ателланы с е„ постоянными
масками обжоры, простака, с пощ„чинами,
драками, непристойными, но остроумными
шутками. Динамичность действия, сочный
юмор, обилие элементов буффонады (выражающейся
также и в постоянном нарушении сценич.
иллюзии, обращении актеров к зрителям),
живой разговорный язык обеспечили комедиям
Плавта успех не только у плебейского
зрителя, но и в высших кругах общества.
Реформатор новой аттич. комедии и вместе
с тем создатель рим. самобытной комедии,
актер, режиссер и организатор театр. дела,
Плавт представляет собой выдающееся
и неповторимое явление в истории др.-рим.
т-ра.
Пьесы Теренция (сохранились все 6 написанных
им комедий: "Девушка с Андроса", "Евнух",
"Братья" и др.) были пост. между 166
и 160 до н. э. Сюжеты почти всех своих комедий
Теренций заимствует у Менанд-ра, прич„м
старательно подч„ркивает греч. колорит.
Темы пьес Теренция - семейные конфликты;
во всех комедиях существенную роль играет
мотив любви. В пьесах Теренция также выступают
пронырливые рабы, параситы, гетеры, но
они обычно лишены грубых черт героев
Плавта. У Теренция нет такой динамики
в развитии действия, как у Плавта, нет
и плав-товской буффонады, но он стремится
дать (или сохранить от греч. оригинала)
углубл„нную психологич. характеристику
своих персонажей. В отличие от Плавта,
у Теренция почти нет лирич. партий для
пения. Комедии Теренция нравились аристократии,
тяготевшей к греч. культуре, но не всегда
пользовались успехом у плебейского зрителя.
После смерти Теренция его пьесы ставились
еще в течение неск. десятилетий, а затем
исчезли из театр. репертуара. Однако с
течением времени за изысканный язык они
стали изучаться в школе.
Обострение обществ, противоречий в Риме
во 2-й пол. 2 в. до н. э. (восстания рабов,
реформы братьев Гракхов) оказало влияние
на развитие т-ра. В пьесах Акция, в творчестве
к-рого рим. трагедия достигла своего высшего
расцвета, встречаются изображения нар.
восстаний и борьбы с тиранами. Успеху
трагедий Акция содействовала игра знаменитого
трагич. актера Эзопа. Постановки трагедий
в это время отличались большой пышностью,
что, по словам Цицерона, было гл. приманкой
для простых зрителей. После смерти Акция
трагедия быстро ид„т к упадку. В области
комедии пал-лиату сменила тогата, изображавшая
жизнь свободных граждан, преимущественно
низших и средних слоев населения; действие
происходило обычно в к.-л. небольшом италийском
городке. Большое место занимали в этих
пьесах женские персонажи (свободные женщины,
а не гетеры). Крупнейшими драматургами
этого жанра были Титиний, Афраний и Атта,
писавшие во 2-й пол. 2 - нач.
1 вв. до н. э. (от их пьес дошло ок. 600 отд.
строк).
|
Маска комического актёра. Фрагмент мозаики в. н. э. |
Спектакли и актеры
Основным качеством
театрального представления в
древнем Риме считалась
Актерское исполнение было значительно
примитивнее, чем в греческом театре.Спектакли
как и в греческом театре были условными
- женщин играли мужчины.Однако. актеры
во всех жанрах, кроме Ателланы играли
без масок.До I века до н.э. их заменяли
гримом и париками.Правда, отказ от масок
у актеров был вынужденным.
Аристократическая римская молодежь долго
забавляясь исполнением ателланы, монополизировала
ношение маски как средство снять с себя
бесчестье актерского занятия. Так установился
принцип, что без маск может играть только
актер, получающий за свой труд денежное
вознаграждение.
Отсутствие маски нарушало общий условный
стиль спектакля.
В римсокм театре самыми известными были
актеры трагический актер Эсоп и комический
актер Росций, долго боролся за то,чтобы
играть спектакли в маске. Он получил на
это разрешение только тогда, когда он
снял с себя "бесчестье"актерского
труда и отказался от гонораров.
Но римские маски имели отверстия лоя
рта и глаз намного больше, чем греческие,
т.е. актеры могли пользоваться теперь
и мимикой.
Во времена Римской империи
Театр продолжал развиваться в сторону
интереса к зрелищности и яркости, пренебрегая
содержанием драматургии и окончательно
разывая связь с культовой обрядностью.
Стали появляться новые театральные сооружнения
- амфитеатры. Колизей вмещал 90 000 человек,
а Великий цирк в Риме - 385 000 человек. Зрелища
становились кровавыми травлями.
Император Октавиан Август (27 г. до н.э.
- 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился
возродить на сцене римского театра трагедию.
В этом начинании Августа поддержал поэт
Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил
свои взгляды на трагедию и гражданские
задачи искусства в стихотворном труде
"Наука поэзии".
В тот же период был распространён пантомим
- сольный мужской театрализованный танец.
Актёр выступал в маске и играл сразу несколько
ролей, в том числе женских. Содержание
пантомима под музыку "рассказывал"
хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха
- танцевальный спектакль в исполнении
ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета
обычно выбирали мифологическую историю.
В V в. н.э. под натиском отрядов германцев
Римская империя пала. Вместе с государством
погиб и античный театр. Искусство сцены
возродилось в новых формах и в другое
время, уже в эпоху христианства.