Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:39, доклад
Традиции и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним - музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Самыми древними видами традиционного театрального искусства были танцы-молитвы, танцы-заклинания, которые исполняли мико (служительницы храмов) и священники. "Эти танцы исполнялись во время охоты, рыбной ловли, и особенно посадки риса.
Театр в Древней
Японии
Традиции и история японского
театра уходит корнями в очень далёкое
прошлое. Прямая преемственность традиции
прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия,
к эпохе, когда в Японию с материка проник
буддизм, а вместе с ним - музыка и танцы
из Китая, Индии, Кореи. Самыми древними видами традиционного
театрального искусства были танцы-молитвы,
танцы-заклинания, которые исполняли мико
(служительницы храмов) и священники. "Эти
танцы исполнялись во время охоты, рыбной
ловли, и особенно посадки риса. Сопровождаемые
заклинаниями мимические танцы, связанные
с посадкой риса, его выращиванием, созреванием,
уборкой, представления, связанные с мольбами
о дожде и уничтожением на полях вредных
насекомых, сохранились в Япониии до сих
пор в виде народных сельских празднеств."
В древности театральное искусство считалось
жизненно важным ритуалом и "считалось
недопустимым наслаждаться им в качествесторонних
наблюдателей. Поэтому люди, пришедшие
на представление, должны были принимать
в нем участие, хотя бы выкрикивая поощрительные
слова или аплодируя."
Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы использовались ещё в добуддийском, напоминающем шаманские пляски лицедействе Кагура , входившем в синтоиский ритуал богопочитания. Удивительно, что даже этот ранний, относительно примитивный вид театрального искусства в Японии не умер, кое-где в провинциях представления Кагура устраиваются до сих пор. Однако рождение японского театра обычно связывают не с Кагура, а с появлением пантомимыГигаку ("актерское искусство") и танцев Бугаку("искусство танца"), заимствованных из континентальной культуры в VII веке. Гигаку просуществовало до X века, а затем было вытеснено более сложными формами пантомимической драмы, зато представления Бугаку, ставшие непременной частью храмовых праздников и дворцовых церемоний, со временем выросли в отдельный музыкально-танцевальный жанр, который не только сохранился, но после реставрации императорской власти в 1868 году пережил новый расцвет и ныне исполняется для широкой аудитории, в концертных залах.
Бугаку — самый древний экзотичный из всех жанров театрального искусства Японии. В VII— VIII веках он был создан как искусство аристократии. В этом жанре помимо японских традиций содержатся, заимствованные элементы Индии, Юго-Восточной Азии, Китае, Корее. Это бесценное культурное наследие и уникальное искусство.
Музыка бугаку носит название гагаку, она сложна и своеобразна. Именно она и легла в основу японской традиционной музыки. Музыка и танец существовали в Японии с древнейших времен и были незаменимыми атрибутами обрядов и ритуалов.
Искусство эпохи Дзёмон
Начиная с 5000 г. до н. э. племена, жившие
охотой, рыболовством и собирательством,
уже создавали вполне совершенные произведения
искусства. Речь идет о культуре Дзёмон,
которая известна в основном по горшкам,
орнаментированным рельефом, а иногда
- гравировкой. Часто они имели форму человеческой
фигуры и были оформлены "татуировкой".
Очень экспрессивные, они сегодня рассматриваются
японцами как самые древние "национальные
сокровища".
Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон (Jomon) и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (Yayoi) (300г. до н.э. - 300г. н.э.). Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (Kofun) (300-700гг. н.э.).
Японская живопись очень
разнообразна не только по содержанию,
но и по формам: это настенные росписи,
картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные
свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге,
альбомные листы и веера.
О древней живописи можно судить лишь
по упоминаниям в письменных документах.
Самые ранние из сохранившихся выдающихся
произведений относятся к периоду Хэйан
(794-1185 гг.). Это иллюстрации знаменитой
«Повести о принце Гэндзи» писательницы
Мурасаки Сикибу. Иллюстрации были выполнены
на нескольких горизонтальных свитках
и дополнены текстом. Их приписывают кисти
художника Фудзивара Такаёси (первая половина
XII в.).
Характерной особенностью культуры той
эпохи, созданной довольно узким кругом
аристократического сословия, был культ
красоты, стремление найти во всех проявлениях
материальной и духовной жизни свойственное
им очарование, подчас неуловимое и ускользающее.
Живопись того времени, получившая впоследствии
название ямато-э (в буквальном переводе
«японская живопись»), передавала не действие,
а состояние души.В IX—XI вв искусство
развилось так широко, что можно смело
утверждать о начале японской национальной
живописи в целом. Именно Ямато: японское
наименование страны подчеркивает чисто
японское происхождение этого искусства.
Яматоэ — живопись Ямато — противопоставлялось
караэ — живописи Китая.
Когда пришли к власти суровые и мужественные
представители военного сословия, наступил
закат культуры Хэйанской эпохи. В живописи
на свитках утвердилось повествовательное
начало: это полные драматических эпизодов
легенды о чудесах, жизнеописания проповедников
буддийской веры, сцены сражений воинов.
,