Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:04, доклад
Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.
ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ,
Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.
Важнейшим
событием конца XIX в. стало открытие
в 1898 г. Художественного театра в
Москве. Его основателями были К.С. Станиславский
и В.И. Немирович-Данченко -- крупнейшие
театральные режиссеры и
Начинают работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.З. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке лермонтовского "Маскарада" даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах "новой театральности" в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-хгг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись "Бродячая собака" и "Летучая мышь", ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. "Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра", - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.
Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной школы классического танца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне "Русские сезоны" -- выступления балетных и оперных звезд -- стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная". Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, "мирискусникам" удалось "возвеличить русское искусство на Западе".
Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).
МАЛЫЙ ТЕАТР
Театр ставит
Чехова («Иванов») иЛермонтова («Маскарад»),
«Горе от ума» Грибоедова и «Ярмарку
щеславия» Теккерея. В нем по-прежнему
работают лучшие русские актеры: А.И. Южин,
И.Я. Судаков, М.И. Царев, Н.А. Анненков, Б.А.
Бабочкин, М.И. Жаров, Е.Н. Гоголева, П.А.
Константинов, Э.Л. Быстрицкая, Е.П. Велихов,
В.И. Коршунов,
Е.С. Матвеев, В.В. Борцов, В.И. Хохряков,
Н.В. Подгорный и многие другие.
Современная театральная культура немыслима
без традиций Малого театра, без его постоянной
опоры на классику и большое искусство
актера. Он, как «большой корабль» отечественной
культуры, не стремится к бесконечному
обновлению. Его цель — сохранить лучшее,
оградить от разрушения сами принципы
существования старого русского театра.
И сегодня в его репертуаре блестяще играют
классику. Можно с уверенностью сказать,
что Островского нигде не умеют играть
так, как в Малом. Современное поколение
артистов и режиссеров Малого театра по-прежнему
верно традиции. Основу репертуара, естественно,
составляют пьесы Островского: «Волки
и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын»,
«Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб»,
«Свои люди —сочтемся!». В театре идет
Чехов, великолепная трилогия А.К. Толстого
— «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович»,
«Царь
Борис». В этих спектаклях звучит музыка
великого русского композитора Г.В. Свиридова.
Театр возглавляет Ю.М. Соломин, генеральным
директором театра является В.И. Коршунов.
До своей смерти, последовавшей после
столетнего юбилея, в театре работал легендарный
Н.А. Анненков. Великолепная труппа театра
насчитывает более 100 человек (общее число
работников театра — более 700).
В Малом
работают известные всей стране артисты
— Е.В. Самойлов, Э.А. Быстрицкая, Т.П. Панкова,
А.И. Кочетков, И.В. Муравьева, А.Я. Михайлов,
Ю.И. Каюров, В.П. Павлов, Э.Е. Марцевич, В.М.
Соломин, Л.В. Титова, О.А. Чуваева, Л.Н. Щербинина,
Н.П. Швец, А.Н. Анохин, В.В. Бунаков, И.В.
Иванова, С.А. Коршунов, Л.А. Пашкова и многие,
многие другие.
В октябре 1995 года был открыт после ремонта
филиал Малого театра на улице Большая
Ордынка. Творческая жизнь театра по прежнему
плодотворна. В каждом сезоне театр выпускает
по несколько новых спектаклей. Указом
Президента России Малому театру присвоен
статус национального достояния. Сам Малый
теат? включен в список особо ценных культурных
объектов страны, наряду с Большим театром.
Третьяковской галереей, Эрмитажем.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР
Александрийский театр — старейший
драматический театр России.
Он был создан в 1756 году в Санкт-Петербурге
как первый профессиональный постоянный
публичный императорский театр и имел
название «Русский для представления
трагедий и комедий театр». Его первым
директором был А. П. Сумароков, а затем
— Ф.Г. Волков.
Труппа театра формировалась под руководством
знаменитого актера, режиссера и
педагога И.А. Дмитревского. В репертуар
театра второй половины XVIII века входили
Здание Александрийского театра драматические
произведенеия А. П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина,
комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И.
Фонвизина, бытовые драмы В.И. Лукина, П.А.
Плавилыцикова, а также западноевропейских
драматургов — П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера,
Мольера, Бомарше.
С начала 1770-х годов ведущее место в репетуаре
театра занимает комическая опера — своеобразный
театральный жанр, сочетавший в себе драматическое
действие с музыкальными номерами, пением
и танцами. Основанная на сюжетах из жизни
«простых людей», она быстро стала популярна.
Знаменитым был в свое время спектакль
«Недоросль» Фонвизина, впервые поставленный
на сцене петербургского театра в 1782 году
с участием Дмитревского (Стародум), Плавилыцикова
(Правдин), Михайловой (Простакова), Соколова
(Скотинин) и, Шумского (Еремеевна). Конечно
же, исполнительское искусство
театра вплоть до начала XIX века было связано
с театральным классицизмом — этому учил
Дмитревский. Но с изменением драматургии,
с расширением жанровых законов усиливались
эмоциональнопсихологические тенденции
в актерском искусстве. На сцене театра
блистали С.Н. Сандунов, A.M. Крутицкий, П.А.
Плавильщиков,!
А.Д. Каратыгина, Я.Е. Шушерин. Сентиментальная
драма и мелод-і
рама, занимавшие значительное место в
репертуаре, требовали OT|
актеров большей естественности и простоты.
Публика любила эти жанры, поскольку они
воспроизводили «обыкновенную жизнь».
Конечно, представления о «простоте»,
«естественности» и «обыкновенной жизни»,
отраженной в драматургии в разные периоды
истории театра, были достаточно заметно
несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы,
или «слезные драмы», как «Лиза, или Торжество
благодарности» Ильина, «Лиза, или Следствие
гордости и обольщения» Федорова, вряд
ли бы показались жизненными. Но таков
был дух времени — на театре ценили всяческую
чувствительность.
Во время Отечественной войны 1812 года
важнейшее значение для общества приобрели
постановки трагедий В.А. Озерова — «Эдип
в Афинах» и «Дмитрий Донской». Значительность
их проблематики, их патриотизм были поддержаны
великолепной игрой трагических актеров
— Е.С. Семеновой и А. С. Яковлевым.
В 20-х годах XIX века все больше место в репертуаре
театра стали занимать комедия и водевиль
А. Шаховского, М. Загоскина, Н. Хмельницкого.
Лучшими комедийными исполнителями были
признаны М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий.
В это время на петербургской сцене были
поставлены ранние комедии А.С. Грибоедова
— «Молодые супруги» и «Притворная неверность».
В конце 20-х годов театр обратился к романтическому
репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, романов В. Скотта. В актерском
искусстве также скалдываются принципы
романтического, эмоционально-действенного
сценического поведения.
Спектакли театра давались в различных
помещениях города. В 1832 году было построено
новое театральное здание. С этого времени
театр и стал называться Александрийским
— в честь жены Николая I, императрицы
Александры Федоровны. Здание театра —
одно из лучших произведений русского
классицизма. Оно сооружено в 1828—1832 годы
зодчим К.И. Росси, который для этой цели
перепланировал значительный участок
города у Невского проспекта, создав большой
архитектурный ансамбль. Основным зданием
ансамбля является театр, поставленный
в глубине площади, открытой в сторону
проспекта. Главный, южный, фасад здания
выразительно оттенен глубокой лоджией
с шестью коринфскими колоннами. На аттике
фасада — колесница Аполлона (скульптор
С.С. Пименов). На боковых фасадах восьмиколонные
выступы подъездов. Северный фасад повторяет
южный, но не имеет лоджии.
Открытие театра в новом помещении состоялось
31 августа 1832 года патриотическим спектаклем
«Пожарский, или Освобожденная Москва»
Крюковского. Как императорский Александринский
театр всегда ставил патриотическую драматургию.
В первой половине XIX столетия она была
представлена именами Н.В. Кукольника,
Н.А. Полевого, П.Г. Ободовского, P.M. Зотова
и др. Водевили мелодрамы по-прежнему были
в почете и с удовольствием игрались актерами.
Н.О. Дюр был крупнейшим комическим актером,
а В.А. Каратыгин и Я.Г. Брянский — трагическими
актерами. Каратыгин был героем, любимцем
александрийской сцены. Он, воплотивший
традиции русского романтизма, не оставил
после себя равных ему наследников. Он
был технически совершенным актером. Он
был придворным актером — любимым актером
императора. Его походка была величественна,
его чувства красиво размеренны, его
жесты были страстными, а мысли, подчеркнутые
в ролях — благородны и назидательны.
Он сам словно был отзвуком императорского
величия и имперского величия России.
Если в Малом театре существовал некий
общий актерский стиль (при всех индивудуальных
проявлениях актера), то в Александрийском
театре всегда существовало несколько
сценических направлений. Рядом с величественным
и великолепным Каратыгиным играл Мартынов
— вынесший на сцену образ «среднего человека»,
с его чувствами, его болями и
радостями.
С середины XIX века, когда на сцене Александрийского
театра все еще заметны романтические
приемы, развлекательность мелодрам и
опереточность, все же происходят заметные
изменения в репертуаре. Бытовая драма
занимала все настойчивее ведущее положение.
В театре ставят Гоголя и Сухово-Кобылина,
пишутся пьесы в «стиле Островского» его
эпигонами. Репертуар театра был огромен.
С 1855 по
1881 год в Александрийском театре была
сыграна 1101 пьеса. Среди них 464 водевиля.
А так называемые большие пьесы в подавляющем
большинстве принадлежали русским авторам
— 31 б оригинальных пьес и 170 переводных.
Многие из авторов этих пьес совершенно
забыты и не оставили никакого следа в
драматургии. Они были ничтожны в художественном
отношении, низкое литературное качество,
тем не менее, не мешало им пользоваться
успехом у публики. Конечно же, благодаря
отменной актерской игре. Большая настоящая
литература медленно входила в репертуар
театра. Так, Шекспиру за25 лет принадлежало
113 поставленных спектаклей при его 8 пьесах,
Мольеру — 50 спектаклей (10 пьес), Шиллеру
— 8 спектаклей (3 пьесы). Многие из поставленных
пьес выдерживали только по 3-—4 представления.
Классики не казались живыми, их ставили
и играли без мощного творческого раскрытия
содержания, а напыщенная