Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:35, реферат
Театральная студия Леся Курбаса - сына известного в Галичине актера Степана Яновича, приглашенного в труппу Николая Садовского в 1916 - м, - открылась в тот же год. А в сентябре 1917 - го созданный студийцами "Молодой театр" открыл свой первый сезон. Пьесой Владимира Винниченко "Черная Пантера и Белый Медведь". Двухлетняя жизнь театра - чудо, подвиг.
Театральная студия Леся Курбаса - сына
известного в Галичине актера Степана
Яновича, приглашенного в труппу Николая
Садовского в 1916 - м, - открылась в тот же
год. А в сентябре 1917 - го созданный студийцами
"Молодой театр" открыл свой первый
сезон. Пьесой Владимира Винниченко "Черная
Пантера и Белый Медведь". Двухлетняя
жизнь театра - чудо, подвиг. В условиях
гражданской войны, в неимоверно трудной
материальной обстановке репетиции в
основном проходили на частных квартирах
- был создан новый по содержанию театр.
Поставлено одиннадцать спектаклей, тому
- живые свидетели!
"Молодой театр" арендовал здание
театра "Бергонье" на Прорезной, в
помещении которого по утрам занималась
студия танца известного танцора Михаила
Мордкина, прибывшего из Москвы. Когда
балерины, заканчивая свой урок, выходили
из зала, им на смену приходили "молодотеатровцы".
С ними вели занятия Курбас и другие режиссеры.
Уроки грима преподавал Василь Василько,
слово - Валерий Васильев, а танец - тот
же Мордкин. В его студии и занималась
по утрам юная Валя Чистякова. Именно здесь
судьба свела ее с будущим мужем - Лесем
Курбасом. В одном из писем В. Гаккебушу
она подробно рассказывает об этой встрече.
"Я подошла к главному событию всей
моей жизни - встрече с Александром Степановичем
Курбасом в Киеве 1918 года. Эта встреча
решила мою судьбу - и личную жизнь, и творческую.
Могло ли быть иначе?.. Личность Александра
Степановича - гениального режиссера -
новатора, его образованность, исключительное
трудолюбие, удивительный талант и в то
же время его принципиальность, целеустремленность,
не говоря уже о его неотразимом обаянии,
не могли не покорить меня, недавнюю московскую
гимназистку, с детства мечтавшую о жизни
в искусстве". Наверное, девушка очаровала
его как чистое талантливое создание.
Конечно, он увидел в ней и задатки всесторонне
развитой "синтетической" актрисы
для своего театра. И начал сознательно
развивать их. Ваять. С присущей ему деликатностью.
Он был старше ее на 13 лет, старался определить,
как потом говорила, и пределы ее знаний.
А были они, хотя окончила гимназию с золотой
медалью, как ей казалось, крайне ограниченными.
Более эрудированного и широко образованного
человека ей не приходилось встречать
в своей жизни, напишет она через полстолетия.
Его знания охватывали самые разнообразные
отрасли науки, философии, искусств.
Особая статья - библиотека Курбаса. В
небольшой, чрезвычайно скромной комнате,
может быть, даже бедной, все стены, до
самого потолка, были заставлены стеллажами
с книгами. Книги стопками лежали на столе,
на стульях, на подоконнике и даже на полу.
На разных языках. Их владелец был врожденным
полиглотом. Театр предлагал зрителям,
кроме "Черной Пантеры", "Молодости",
"Горя лжецу", "Этюды" А. Олеся,
"В Пуще" Л. Украинки, "Доктор Штокман"
Г. Ибсена, "Царь Эдип" Софокла. Все
пьесы с иностранных языков перевел Курбас.
Он же был постановщиком вышеназванных
спектаклей, а зачастую и исполнителем
заглавных ролей. Прекрасное художественное
оформление создали М. Бойчук, А. Петрицкий,
С. Гречаный. Люди, которые со временем
стали знамениты. Родившись из студии,
театр оставался творческой школой для
молодых.
Тут была особая атмосфера доброжелательности,
готовности поддержать друг друга.
Летом 1920 - го Лесь Курбас собрал своих
лучших актеров, тех, кто добровольно присоединился
в нему из театра им. Шевченко, и под названием
"Киевский драматический театр" -
"Кийдрамте" - труппа начала свое
полное приключений и исканий турне по
городам Киевщины. Осели вначале в Белой
Церкви, а потом - в Умани. В отличие от
"Молодого театра" "Кийдрамте"
стал "производственным" профессиональным
театром того времени, - читаем мы в письмах
Чистяковой, - вынужденным давать новый
спектакль каждую неделю. Необходимо было
заработать хоть небольшие средства на
содержание коллектива составом до тридцати
человек. Для этого нужен был репертуар.
Сцена из спектакля "Маклена
Граса" М.Кулиша. "Березиль", 1933
р.
Они так хорошо принимались неискушенным
зрителем провинциальных городов и бойцами
45 - й Волынской дивизии, взявшей шефство
над театром Леся Курбаса. И не просто
шефство. Зачастую военные элементарно
подкармливали полуголодных актеров своим
пайком и подбрасывали то холсты и сукно
на декорации и костюмы, то желтые кожанки
его ведущим актерам, в которых они щеголяли
в те трудные годы.
"Березиль"... Само название этого
нового творческого объединения веяло
романтикой и лиризмом. А планы у режиссера
поначалу, пока не обрезали крылья, были
обширными и, что называется, масштабными.
МОБ - "Мистецьке об'єднання БЕРЕЗІЛЬ".
Может, планы и проекты его были несколько
преждевременными? Может, и впрямь, правы
те его критики и соратники, которые задним
числом признали, что Курбас - режиссер
просто опережал свое время.
В репертуаре театра "Березиль"
была не только украинская и западная
классика, но и злободневные пьесы современников
- И. Днепровского, М. Кулиша, И. Микитенко,
Вс. Вишневского, И. Кулика, новаторски
поставленные Лесем Курбасом. С 1935 года
курбасовский "Березиль" стал именоваться
Харьковским украинском драматическом
театре имени Т. Шевченко.
Уходил в прошлое голодный тридцать третий
год. Курбаса и его жену-актрису Валентину
Чистякову, разлучили. На этот раз не гастроли
или путешествия - один уезжает, другой
остается с театром, прикованный неумолимым
графиком спектаклей, - вмешался неотвратимый
рок в лице коллегии Наркомпроса УССР.
Уже давно украинская культурная среда
разделилась на сторонников и противников:
цепочка Курбас - "Березиль" - Кулиш
- ВАПЛИТЕ - Хвылевой - замыкалась. Становилась
цепью, звеном которой оказался и великий
украинский режиссер - новатор. Застрелился
Скрипник, ушел из жизни Хвылевой. В прессе
состоялась дискуссия о вреде и пользе
реформаторства Курбаса. Его романтичный,
революционный театр со светлым названием
"Березиль" был назван с трибун и
газетных страниц "шкідницькою організацією".
К противникам примкнули и многие друзья.
Коллегия шла вечером 5 октября, сразу
после показа спектакля по пьесе М. Кулиша
"Маклена Граса". Чудом сохранившаяся
стенограмма этого заседания опубликована
в конце 80 - х годов. Потрясает жестокость
и твердолобость некоторых участников
этой беспримерной расправы над Курбасом.
И еще - его мужество и порядочность. В
то же время - осознание своей обреченности.
Только трое молодых актеров труппы - Иосиф
Гирняк, Борис Балабан и Роман Черкашин
- да еще умудренный жизненным опытом Иван
Марьяненко отважились сказать слово
в защиту своего режиссера. Когда одного
из тех, кто промолчал, спросили "Почему?",
ответил: "Хочу работать и дальше".
Курбас держался с присущим ему достоинством.
Понимая, чем грозит молодым выступление
в его защиту, пытался даже объяснить собравшимся,
что спорили они не с партией, а с конкретными
выступавшими. Сам же отвергнул все предложения
о "переориентации". Заявил, что это
не так просто "пересмотреть позицию".
"Пересмотрим и завтра начнем работать
иначе? Я так не умею..."
И когда ему все еще продолжали предъявлять
обвинения, добавил, сходя с трибуны: "Моя
страница закончена. Я ухожу со сцены..."
В Национальном театральном музее в Киеве
на одном из стендов выставки Леся Курбаса
можно увидеть протокол этого заседания,
написанный на пожелтевшей бумаге корявым
почерком секретаря. Кое - где уже выцветшими
чернилами, простым пером перечислены
и подсуммированы все "грехи" гениального
режиссера, а главное - подчеркнуто: "позиция
украинского националиста". А еще, что
театр "Березиль" "не смог занять
соответствующее место в создании украинского
советского искусства"... Дальше - постановление:
"Снять Леся Курбаса с работы художественного
руководителя и директора театра "Березиль".
На следующий день, уже на художественном
совете в театре, артистам зачитали это
постановление. Молча сидели, склонив
головы, актеры, помрежи, работники сцены.
Женщины плакали, вспоминал Иосиф Гирняк.
В тот же вечер он провожал опечаленного
и убитого горем учителя, уезжающего в
Москву. В Харькове, в неведении и отчаянии,
оставались жена и мать Курбаса. Уехал,
не оставив адреса, не зная, где преклонить
голову, где будет работать. Приютил друг
и собрат Соломон Михоэлс. Дал прекрасную
работу - постановку "Короля Лира".
Жил Курбас, кажется, тоже у него. Связь
поддерживал только с женой и матерью,
через друзей, уезжавших и приезжавших
в столицу. На Курском вокзале его и видели
в те последние дни 33 - го Александр Дейч,
Микола Бажан и Роман Черкашин. Дейч - случайно,
а Бажан и Черкашин привозили посылочки
из Харькова - белье, теплые вещи. Казалось,
он все еще верил: "Может все обойдется..."
Жена и мать уже собирались в дорогу,
в Москву, хотелось вместе встретить Новый,
1934 год. Не довелось. 25 декабря 1933 года
Лесь Курбас был арестован. В начале марта
тридцать четвертого его перевезли в Харьков,
в тюрьму на Екатеринославской улице.
"Березильцы" догадывались об этом.
Валентина Чистякова именно по этой улице
носила кому - то передачи. "Кому? Не
говорила, - расскажет позже Роман Черкашин,
- но было ясно, что этот "кто - то"
- ее муж... Иначе вряд ли достало бы сил
и мужества у этой хрупкой и нежной женщины
выстаивать длиннющие очереди к тюремным
воротам". А еще через некоторое время
он вовсе исчез с поля зрения всех на целых
два десятилетия.
Уже в 1957 году, через несколько месяцев
после ХХ съезда партии, Валентина Николаевна
Чистякова, одна из ведущих актрис Харьковского
театра имени Т. Шевченко, возвратившись
после спектакля домой, вместе со свежими
газетами вынула из почтового ящика конверт...
Официальное письмо, подписанное помощником
военного прокурора Северного военного
округа подполковником юстиции Старцевым.
В нем сообщалось: "Определением Военного
трибунала Северного военного округа
от 31 января 1957 года дело, касательно вашего
мужа -Курбаса Александра Степановича,
дальнейшим производством в уголовном
порядке прекращено из - за отсутствия
состава преступления". А немного спустя
она получила и справку из Харьковского
областного суда: "Дело по обвинению
Курбаса Александра Степановича пересмотрено
Президиумом Харьковского областного
суда 19 апреля 1957 года. Постановление Судебной
тройки при Коллегии ГПУ СССР от 9 апреля
1934 года относительно Курбаса А. С. аннулировано
и делопроизводством прекращено".
В том, что ее муж - не враг народа и ни
в чем не виноват, она была твердо уверена
все эти годы. Но что случилось с ним? Жив
ли? Где он? Только через четыре года пришла
последняя печальная весть о муже - похоронка.
Свидетельство от 16 мая 1961 года извещало,
что Александр Курбас умер 15 ноября 1942
года в возрасте 55 лет от кровоизлияния
в мозг. Но это была неправда. Из последних
исследований стало ясно: в октябре 36 -
го, пройдя через карельские лагеря, Курбас
был переведен в Соловецкий лагерь Особого
назначения и согласно постановлению
Особой тройки расстрелян 3 ноября 1937 года
(в честь 20 - летия Великого Октября). Ни
места похорон, ни места расстрела выяснить
не удалось.