Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:41, доклад
Театральная жизнь Дубровника была очень разнообразной. История драматургии и театра Дубровника представляет большой интерес, хотя мы располагаем лишь незначительной частью дубровницкой драматургии, остававшейся в рукописях, и еще более скудными сведениями о театре и сценическом искусстве. Разрушения, вызванные сильным землетрясением 1667 года, и возникшие затем пожары уничтожили почти все каменные здания города и огромное количество документов, которые могли бы осветить нам театральную жизнь республики.
Драматургическая деятельность Држича началась с работы по приспособлению для сцены пьесы Ветранича "Жертва Авраамова". Затем последовали собственные произведения Држича, которые можно разделить на две основные группы: первую составляют пасторальные драмы в стихах ("Тирена", "Венера и Адонис"); вторую - прозаические комедии "Дядя Маройе", "Комедия о Помете", "Скупой", "Аркулин", "Манде". Особняком стоит карнавальная игра "Шутка над Станацем". Основным содержанием первой группы Пьес Држича является прославление любви, а главными героями - пастухи и вилы. Все эти произведения были написаны для исполнения на масленице или для свадебных торжеств. В комедиях и пасторалях Држича ярко отражалась дубровницкая действительность, критически воспринимаемая драматургом.
Наиболее совершенным из
драматических произведений
"Тирена" пользовалась большим успехом в Дубровнике - до 1632 года она была издана четыре раза. Как и в других дубровницких пасторалях, здесь в пасторальную схему настойчиво врываются правдивые, взятые из жизни моменты. Ряд эпизодов пародирует условность пасторального жанра.
В представленной в 1548 году на свадебном празднестве одноактной пасторали Држича "Венера и Адонис" прихотливо перемешаны реальные персонажи с мифологическими: В ней нет сюжетного единства - это ряд отдельных сцен, не связанных между собой. Држич удачно делит сцену на две части. На одной - действуют реальные дубровничане, перед которыми время от времени раздвигается занавес второй части сцены, и они видят изображение - как правило, пантомимическое - мифа о Венере и Адонисе.
Одноактная "Шутка над Станацем", представленная в 1551 году на свадебных торжествах, по своему содержанию приближается к фарсу, в котором реализм сплетается с элементами народной фантастики. Крестьянин из Герцеговины, старик Станац, имеющий молодую жену, становится жертвой своей наивной веры в способность вилы превратить старика в двадцатилетнего юношу. В образах вил выступают веселящиеся в карнавальную ночь ряженые. "Шутка над Станацем" занимает переходное положение от пасторали к комедии. Написанная живым народным языком, она полна бытовых деталей, указывающих на хорошее знание автором местной жизни. Особенно интересна первая сцена, в которой трое юношей бродят в ночь карнавала по улицам Дубровника в поисках развлечений. Эта сцена является великолепной зарисовкой дубровницкого быта; в ней действуют живые люди, полные радости, веселья, молодости.
Столь же крупным и самостоятельным мастером показывает себя Држич и в комедиях. Основным произведением этого жанра является пятиактовая комедия "Дядя Маройе", впервые сыгранная в 1550 году. В комедии показаны распущенность богатой купеческой дубровницкой молодежи.
Драматический конфликт
С конца XVI века усиливается переводческая деятельность дубровницких авторов.
С переводами произведений
Софокла и Тассо связана
Еще живя в Падуе, Златарич
сделал свободный перевод
В конце XVI и начале XVII века в Дубровнике усиливается католическая реакция. Это сказывается и на дубровницкой драматургии, в которой демократические тенденции постепенно уступают место аристократическим, реалистические мотивы уступают место фантастическим и мифологическим. В середине XVII века уже отчетливо проявляется упадок драматургии.
Иван Гундулич (1588-1638) родился в Дубровнике и происходил из старинного патрицианского рода. Отец Ивана Гундулича - Франьо известен как историк; он играл видную роль в общественно-политической жизни республики. Иван Гундулич получил прекрасное гуманитарное образование под руководством сиенца Камилло Камилли. По-видимому, Иван Гундулич был деятельным участником одного из многочисленных в Дубровнике литературных содружеств, организованных по типу итальянских академий.
В предисловии к изданию перевода псалмов (1620) Гундулич перечисляет десять написанных им драм, из которых до нас дошли только две ("Ариадна" и "Похищенная Прозерпина"), а от двух других сохранились только отрывки ("Диана" и "Армида"). Названия перечисленных пьес показывают, что сюжеты их взяты из античной мифологии. Однако Гундулич стремился придать своим произведениям местный колорит.
И все же не на этих произведениях основаны историческое значение и слава Гундулича. В литературу он вошел как автор большой эпической поэмы "Осман" и оригинальной драмы "Дубравка", относящейся к жанру пасторали. Эта пьеса была сыграна впервые 3 февраля 1628 года.
Хотя действие "Дубравки" перенесено в языческие времена, однако все персонажи связаны с современностью, аллегорически воплощая различные стороны современной дубровницкой действительности.
Драма начинается песней пастухов на заре. Старый рыбак-далматинец, пришедший в Дубровник, чтобы "в этом гнезде милой свободы отдохнуть на старости лет", рассказывает о жизни в той части Далмации, которая находится под гнетом Венеции. Он сравнивает эту жизнь с жизнью в счастливом свободном Дубровнике.
Появляется пастух Миленко. Он давно любит пастушку Дубравку, не отвечающую ему взаимностью. Однако Миленко высказывает надежду, что, может быть, по заведенному обычаю он женится на Дубравке, так как он самый красивый парень в Дубровнике.
После своеобразного
Второй акт начинается
В третьем акте пастухи узнают Дивяка, переодетого в женское платье, и бьют его. Жене Дивяка едва удается спасти своего мужа. Старик Любдраг восхищается устроенным празднеством, но негодует на то, что родители Дубравки, подкупив золотом пастухов, добились присуждения ее богачу Гордану. Это дает повод Любдрагу обличать корыстолюбие и деньги. Его сетования прерываются сообщением, что благодаря заступничеству Лера - бога любви - Дубравка стала женой Миленко. Оказалось, что, когда Дубравка вошла с Горданом в храм Лера для венчания, под ними затряслась земля, загремел гром, жертвенный огонь погас... Но лишь только в храм вошел Миленко, все страхи кончились. В этом увидели знамение бога, и жрец повенчал Дубравку с Миленко.
Заканчивается пастораль
Все более аристократизирующаяся дубровницкая драматургия замыкается в круг сюжетов античных, историко-романтических; при этом обращается главное внимание на внешнюю занимательность сюжета, на сценические эффекты.
Снижение идейного и
Пальмотич происходил из
властельского рода и получил
прекрасное классическое
Драмы Пальмотича, в которых очень заметна морально-дидактическая тенденция, можно разделить на три группы: 1) драмы на античные сюжеты, 2) драмы на сюжеты из итальянского эпоса и 3) историко-романтические драмы, сюжеты которых заимствованы из местных хроник и народных легенд.
Наиболее оригинальной пьесой этого жанра была трехактная драма Пальмотича "Павлимир" (1623). Словенский король Радослав, которого старший сын лишил престола, живет изгнанником в Риме. Там родились его сын Петрислав и внук Павлимир. Словенские баны предлагают Пав-лимиру вступить на дедовский престол. Павлимир со своей дружиной переправляется через море и высаживается на берег вблизи развалин греческого города Эпидавра. Здесь он женится на дочери пустынника и племяннице святого Иллариона, который, по народной легенде, освободил окрестных жителей от кровожадного змея. Преодолев различные препятствия, какие чинят ему вилы, колдуны и колдуньи, Павлимир основывает подле развалин Эпидавра новый город, свободный и славный Дубровник, за что местные жители выбирают его своим королем. Драма заканчивается поэтическим апофеозом Дубровника.
Во второй половине XVII века и в XVIII веке обнаруживается уже полная деградация оригинальной дубровницкой драмы. Все большее место в ней начинают занимать переводы и переделки иностранных пьес. Среди дубровницких драматургов XVIII века мы не находим ни одной яркой творческой индивидуальности. Даже наиболее крупные из них идут по следам своих предшественников.