Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 03:52, реферат
Актуальность данной работы обусловлена тем, что ХХ век ознаменовался бурным расцветом русской культуры. Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Все новшества и открытия дались России тяжело. Многие великие люди так и не были услышаны, но все-таки нельзя умалять достоинства Серебряного века, нельзя не говорить о его величии. Именно поэтому, в XХI веке, веке информационных и нано- технологий необходимо больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её, и тогда нам будет легче создавать свою, новую культуру.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты театрального искусства. Роль и значение театрального костюма в искусстве сцены 5
1.1. Театр как искусство 5
1.2. Театральный костюм как символика театральной культуры 7
1.3. Роль театрального костюма в искусстве сцены 8
Глава 2. Русский театральный костюм начала XX века 12
2.1. Театральный костюм как образ времени 12
2.2. Особенности театрального костюма начала XX века 15
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы 24
Таким образом, в данном исследовании мною были выявлены особенности театрального костюма начала ХХ века. На протяжении всей своей истории театр использует магию костюма. Рубище бедняка, богатый наряд придворного, военные доспехи часто заранее, до близкого знакомства с человеком, многое определяют в нашем отношении к нему. Костюмная композиция, составленная из привычных деталей одежды, но особым, «говорящим» образом, может подчеркнуть те или иные черты в характере персонажа, проявить суть событий, происходящих в пьесе, рассказать об историческом времени. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные ассоциации, обогащает и углубляет впечатление и от спектакля, и от героя.
Что касается театрального костюма ХХ века, то здесь важно отметить, что если для ритуально обрядовых и фольклорных действ персонажные костюмы (как и все другие элементы сценографии) были плодом творчества народных безымянных мастеров, то в 20 веке, с самого его начала, их стали сочинять художники: И.Билибин - в опере «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1909), К.Фрыч - в «Буре» У.Шекспира (1913), В.Татлин - в «Царе Максимилиане», П.Филонов - в трагедии «Владимир Маяковский», наконец, К.Малевич - в проекте «Победа над солнцем» (все три постановки 1913). А затем, в конце 1910-х гг.- первую половину 1920-х гг. целую серию персонажных костюмов создали итальянские футуристы Э.Прамполини, Ф.Деперо и другие, О.Шлеммер из немецкого Баухауза, а в балете - П.Пикассо, показавший гротесковых Менеджеров в Параде Э.Сати и Ф.Леже - негритянских Божеств в Сотворении мира Д.Мийо.
В ХХ веке костюмы представлялись в качестве самостоятельных визуальных персонажей, показываемых отдельно от актеров, как элемент сценографии, создавали М.Китаев и С.Ставцева, а в качестве разного рода композиций на фигурах актеров - К.Шимановская, Д.Матайтене, Ю.Хариков.
Имя широко известное в начале двадцатого века – Надежда Ламанова. Она была ведущим художником-модельером страны Советов, создавала модели одежды нового направления современной женской одежды. Талант и художественный вкус Ламановой привлекли внимание театральных деятелей. Под ее руководством были созданы костюмы к самым знаменитым спектаклям театров: МХАТ, им. Е.Вахтангова, Революции, Красной Армии и работа в кино, в качестве художника-технолога по костюму (хотя должности такой тогда не было). В творческом сотрудничестве с великими именами театральных художников она создала культуру театрального производства костюмов для сцены. Она, по сути, была первой, кто создал театральную технологию изготовления костюма, выработала метод индивидуального подхода к эскизу художника, для создания костюма соответственно художественному образу и замыслу автора. В моделировании и конструировании она выработала свою теорию создания современного костюма. В театральных мастерских она экспериментировала с фактурой, цветом и кроем, которые должны соответствовать не только визуальному определению исторического времени, но быть удобными для свободы движения актеров, показывать динамику и пластику их сценического образа. Не простая задача воплощения исторического облика в спектакле или кино требует высоко профессионализма от всех, кто связан с изготовлением костюмов - мастеров пошивочного дела, сапожников, художников по росписи тканей, шляпниц. Надежда Ламанова, имея прекрасные организаторские способности, создала производственную базу в театральных мастерских, научила многих мастеров работать по своему методу. Необходимо отметить, что к сожалению, после её ухода в театрах осталось мало последователей её дела, в послевоенное время были во многом забыты старые технологии, а новые не всегда отвечали художественным требованиям.
Что касается стиля театральной одежды, то начиная с древних цивилизаций до наших дней, изменения в стилях одежды набирает ускорение в арифметической прогрессии. В Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае тысячелетиями не меняется силуэт в костюме. Культура, связанная с религиозными воззрениями, медленно движется от простого драпировочного костюма, к более сложной по крою эпохи христианской культуры. Темп средневековой Европы и эпохи Возрождения в развитии моды можно исчислять столетиями, культура Барокко дает еще большее ускорение развитию модного силуэта и где каждые 20-30 лет меняется форма в мужском и женском костюме. Восемнадцатый век меняет формы одежды по десяткам лет, в 19-ом смена одного модного платья на другое происходит в два – три года, в конце века и того быстрее. 20 век и наше время ещё более динамичны – можно в течение одного года проследить смену силуэта, фактур, цвета.
Эскиз костюма Маши к спектаклю «Три сестры» (пьеса А. П. Чехова). Режиссёр Г. Товстоногов, художник С. Юнович. БДТ, Ленинград. 1965 г.
Эскиз костюма Авроры к балету «Спящая красавица». Художник И. Всеволожский. Мариинский театр, Санкт-Петербург. 1890 г.
Эскиз костюма Старухи к спектаклю «Маскарад» (драма М.Ю. Лермонтова). Режиссёр В. Мейерхольд, художник А. Головин. Александрийский театр, Петроград. 1917 г.
Зима. Эскиз костюма к балету
«Времена года». Санкт-Петербург. 1900 г.
Петрушка. Кучер. Барабанщик. Эскизы костюмов к балету «Петрушка». Художник Н.А.Бенуа.
Девушка. Пастушок. Эскизы костюмов к балету
«Весна священная». Художник Н.К. Рёрих.