Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:56, контрольная работа
1. Понятие "театрализации".
2. Виды сценарно-режиссерской театрализации.
3. Язык театрализации.
Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт театра
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актера
Контрольная работа
Выполнил:
Плешивцева В.В.
студ.2к., гр. РТПП – 091
Проверил: Овчарук
Татьяна Георгиевна, ст.пр.
Междуреченск 2011
План:
Режиссура - своеобразный вид художественного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно - тематического замысла произведения одного из "зрелищных искусствв" с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают режиссуру драмы, муз. театра (оперы, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и массовых праздников.
Театрализованное действие - творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами, направленная к достижению жизненной духовной цели; это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности.
Театрализация - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации (А. А. Конович).
Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка, и как особая организация поведения и действия массы людей.
Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра:
1. Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.
2. Создание художественного образа спектакля, представления.
Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств (Вершковский).
Безусловно и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового театра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем и по этому должен широко использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора массовых праздников так же важна, как и художественно-творческая подготовка.
Особенности театрализованного действа:
1. В основе
сценария театрализованного
ментальный материал ( документальный
объект внимания сценариста).
2. Театрализованное действо подразумевает
не создание психологии
вымышленных героев (персонажей), но создание
психологии ситуаций, в которых действуют
и развиваются реальные (документальные)
силы
3. Театрализованное действо полифункционально
и решает следующие задачи: дидактическую
(назидатель-ную), информационную (позвательную),
эстетическую, этическую, гедонистическую
(получение удовольствия) и коммуникативную
4. Театрализованное действо, как правило,
одноразово и существует
как бы в единственном экземпляре.
5. Театрализованное действо отличает
многообразие форм, пространственных
и стилевых.
Театрализованное представление, праздник
и обряд далеко не исчерпывают возможности
использования театрализованного действа
в различных вариантах и с различными
целями.
Если театрализованное представление
- это прежде всего зрелище, происходящее
на той или иной сценической площадке,
не требующее
непосредственного участия в нем зрителей,
то праздник и обряд суть театрализованные
действа, в которых присутствующие сами
становятся активными участниками происходящего.
Исключение составляет театрализованная
конкурсно - игровая программа, в которой
сочетаются театрализованное представление
и элементы непосредственной активизации
зрителей с вовлечением их в сценическое
действие.
Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события, с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функций театрализации связана с любыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием культурно – просветительной работы, который можно использовать на всех ее уровнях, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально – психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.
Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами массовой культурно – просветительной работы.
Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.
Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.
Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты:
Итак, режиссура массовых представлений и праздников, базируясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке с помощью театрализации реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому ходу и обязательному включению зрителей в действие. В этом театре жизни масса - всегда герой, а не просто зритель.
Театрализованное представление монет быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника.
Суммируя высказанное, можно подчеркнуть, что в театрализации, как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой.
2.Виды театрализации.
1.Театрализация компилированного
или комбинированного вида – тематический
отбор и использование готовых художественных
образов и различных видов искусства и
соединение их между собой сценарно-режиссерским
приемом или ходом.
Компилированный метод используется в
театрализованных концертах, представлениях
и т.д. главная задача сценариста в работе
с этим методом является определение сценарно-смыслового
стержня всей программы в целом, эпизода
или блока, композиционная выстроенность
всего сценария в целом, монтаж эпизода
и блока, и всего сценария в целом. В использовании
этого вида театрализации режиссеру важно
помнить главный закон художественной
целесообразности, которая требует оправданности
появления номера, его жанрового соответствия
теме.
2. Театрализация оригинального
вида – создание режиссером новых
художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому
замыслу. Применяется для создания сценариев
документального жанра, в основе которых
лежит инсценировка документа. Документальный
ряд придает современное публицистическое
звучание, если факт имеет общественную
ценность. Основные требования: злободневность
и актуальность. Здесь создается синтез
документального и художественного материалов
не только в тематическом отборе материала,
но и в органичном слиянии по главному
принципу эмоционального развития мысли
и создания сценарно-смыслового стержня
каждого эпизода и сценария в целом. Синтез
документального и художественного должен
заключаться не только в тематическом
отборе материала, но и в органическом
их слиянии по самому главному принципу
- эмоционального развития мысли. Это более
сложная форма создания сценария, требующая
организаторского опыта, умение отбирать
и монтировать готовый материал и поиска
хода для готовых номеров, но и профессионального
мастерства, режиссерского умения поставить
новый номер, согласно сценарному замыслу,
органично соединить в эпизоды художественный
и документальный материал. Это самый
сложный вид театрализации.
Инсценированный документ, инсценированный
стих, инсценированная песня - вот основные
компоненты создания художественного
образа эпизода.
3. Театрализация смешанного
вида – использование первого и второго
вида. Включает компиляцию готового и
создание нового. Построена по принципу
тематического отбора и сведение их в
композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского
хода и привнесение в эту основу своего
авторского оригинального видения и решения.
Включает в себя компиляцию готовых текстов
и номеров и оригинальное создание готовых
текстов и номеров. Театрализация смешенного
вида открывает большие возможности для
развития образного мышления режиссера
- организатора.
Все три вида театрализации в первую очередь
используются для организации театрализованных
тематических вечеров и массовых представлений,
которые выступают либо в качестве самостоятельной
формы культурно-просветительной работы,
либо в качестве составной части массового
праздника, агитационно-пропагандистской
компании или иной комплексной системы
идейно воспитательной работы.
Театрализация в сфере культурно - просветительской
деятельности, развивается по двум основным
направлениям. Первое связано с ее рекреативной
функцией(это - балы, маскарады, карнавалы;)Второе
связано с превращением жизни в художественную
ценность путем создания на ее основе
художественного образа. Оформление, краски,фейеверки
еще не есть театрализация. Нужно искать
емкий образ - обобщение, эмоционально
раскрывающий через выразительные средства
мысль режиссера.
В театрализации как в особом виде искусства
на первый план выступает важнейший компонент
- массового представления - зритель, коллективный
герой. Он жаждет такого массового действия,
которое заставило бы его, ассоциативно
выстанавливая в памяти факты и события
собственной жизни, быть участником представления,
включаться в него.
3. Язык театрализации
Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.
Создавая массовое представление, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации.
Символ в переводе с греческого языка означает знак (признак, метка, клеймо, печать, пароль, цифра, черточка, сигнал, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, оттиск, рубец ,ярлык, слеп, опечаток
, шрам и тому подобное).
Одноименный корень имеет греческий глагол, означающий: "сравниваю', "обдумываю", "заключаю", "уславливаюсь". Этимология этих греческих слов указывает на совпадение двух планов действительности.
Первоначально /в древности/ это слово означало условный вещественный опознавательный знак, понятный только определенной группе лиц. Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками.
Анализируя возникновение символа в образном действии, "Е.Тудоровская пишет: "Человека как члена рода оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты /само слово "невеста" подставное и означает "неведомое"/, чтобы сбить с толку духа родового очага, и не -раздражать его введением в род чужого человека. Иносказание с его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойства предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, ловкий молодец - ясный сокол/. Какими свойствами должно было обладать подставное слово? Оно должно было быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода»
Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ, вырабатывались условные знаки, за которыми стояли предметы, мысли или информация.
Аллегория (греч. "иносказание") - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.
Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины. Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла и т.п.В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства, -это аллегории-олицетворения; они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.
Информация о работе Теоретические основы классической режиссуры и мастерства актера