Творческо-педагогическая деятельность А.К. Саврасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

В высоком расцвете русской живописи второй половины 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи этого времени имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили мировую культуру, а замечательные достижения в этом жанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков и этапов развития. Одним из тех, кто внес неоценимый вклад в копилку мирового искусства, кто творил пейзажи кистью гения, был Алексей Кондратьевич Саврасов.

Содержание работы

1. Введение
2. Детские годы художника
3. Годы обучения.
3.1 Московское Училище Живописи и Ваяния
3.2 Ученичество под предводительством Карл Иванович Рабус. Его вклад в творчетво художника
4. Художественное становление Алексея Саврасова. Периодизация творчества
4.1 Товарищество Передвижных Художественных Выставок
4.2 Грачи прилетели
4.3 Волжские темы
5 . Педагогическая деятельность
6. Ученики педагога художника
7. завершающий этап творчества
8. Вывод
9. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Саврасов.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение

2. Детские годы художника

3. Годы обучения.

3.1 Московское Училище Живописи и Ваяния

3.2 Ученичество под предводительством Карл Иванович Рабус. Его вклад в творчетво художника

4. Художественное становление Алексея Саврасова. Периодизация творчества

            4.1 Товарищество Передвижных Художественных  Выставок

            4.2 Грачи прилетели

            4.3 Волжские темы

5 . Педагогическая деятельность

6. Ученики педагога  художника

7. завершающий этап  творчества

8. Вывод

9. Список использованной литературы

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В высоком расцвете русской  живописи второй половины 19 века пейзажу  принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной  живописи этого времени имеют  мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили мировую культуру, а замечательные достижения в этом жанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков и этапов развития. Одним из тех, кто внес неоценимый вклад в копилку мирового искусства, кто творил пейзажи кистью гения, был Алексей Кондратьевич Саврасов.

 

 При написании данной работы, я опиралась на монографию тА.А. Федорова-Давыдова - «А.К. Саврасов. 1830-1897», в которой аналогично труду Мальцевой Ф.С. «А.К. Саврасов», к которой я аналогично обращалась принаписании работы, жизнь и творчество художника рассматриваются с истоков возникновения, выявляются причины и события, повлиявшие на становление таланта мастера, прослеживается четкая хронологическая связь между периодами на протяжении всей творческой деятельности. В данных работах описаны мельчайшие подробности из жизни художника, рассмотрены и проанализированы многие произведения.

 

 

 Краткая биография  и характеристика работ А. Саврасова  дается у Богемской К.Г.1 и Островского  Н.К.2; интересно написана работа и О. Добровольского3 Кроме того, существует множество альбомов, в которых представлены работа мастера, и в которых так же дается краткая характеристика творчества художника.

 

 Конечно, их работы  основаны уже в свою очередь  и на исследованиях вышеупомянутых авторов, но, тем не менее, и они оказывают большую помощь, т.к. базируются на работах и многих других исследователей творчества А. Саврасова, обобщая и анализируя их. Благодаря этому, мы получаем более полное представление о волнующей нас проблеме.

 
Актуальность данной работы заключается  во все большем внимании к русскому пейзажу 19 века, а так же отдельных  его представителях, в частности  А. Саврасове, возросшему интересу к  его ворчеству, стилю, педагогическим методам. Это связано с тем, что стилистические особенности творческого метода А.К. Саврасова и в наши дни представляют неиссякаемый интерес к творчеству мастера.

 

Именно поэтому целью  данной работы является исследование художественно-педагогической деятельности А.К. Саврасова.

 

 Для наиболее полного  раскрытия темы и соответствия  поставленной цели, при выполнении  работы нами были поставлены  следующие задачи:

 

  1. Рассмотреть биографию русского художника;
  2. Выявить стилистические особенности в творчестве А.К. Саврасова, проследить как развивался творческий путь художника;
  3. проследить влияние на его творчество учителей А. Саврасова
  4. Рассмотреть наиболее знаменитое произведение мастера «Грачи прилетели»;
  5. Рассмотреть период его педагогической деятельности. 
    Изучить творчество его учеников, рассмотреть влияние Саврасова на их творчество 

 

 

 При работе были  использованы методы анализа  научной литературы и биографический  метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саврасов старался отыскать и в самом простом  и обыкновенном те интимные, глубоко  трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.

И. Левитан

 

 

Чем дальше уходит в прошлое  то время, когда жил и создавал свои картины и рисунки замечательный русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов, тем больший интерес вызывает его творчество и тем более отчетливо выступает роль художника в истории пейзажной живописи второй половины XIX века. Время позволило нашим современникам по-новому взглянуть на многие картины Саврасова, увидеть глубину содержания и красоту живописи в том, что часто оставалось незамеченным или вызывало непонимание его смелых новаторских поисков. Опережая в своих произведениях и замыслах современную ему пейзажную живопись, Саврасов проходит свой творческий путь с великими трудностями, и искусство его не перестает оставаться для исследователей проблемой сложной. Во многом, предвосхищая будущее и становясь "путеводной звездой" для следующих поколений пейзажистов, оно одновременно хранит в себе что-то от традиций, идущих от романтизма, уже по-новому переосмысленных и подчиненных задачам времени. Эти качественные особенности творчества Саврасова вытекали из склада его художественного дарования, отмеченного повышенной жизнью чувства

 

 

 

 

 

 

 

Детские годы художника

 

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в  семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе  на Швивой горке. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья - семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы.

Все интересы в воспитании сына определялись единственным стремлением  родителей вырастить из мальчика расчетливого и домовитого хозяина, будущего наследника в торговом деле. Но как бы наперекор стараниям отца, в натуре сына с детских лет пробудилась страстная любовь к искусству. Мальчик рано начал рисовать и уже к двенадцати годам легко исполнял большие рисунки гуашью, которые охотно покупали по дешевой цене торговцы на Никольской и у Ильинских ворот. Заимствуя для этих рисунков модные мотивы из романтических пейзажей, как, например, «Извержение Везувия» или «Буря на море», Саврасов, вероятно, в исполнении их подражал известным в то время пейзажистам. Это был первый его шаг на пути к большому искусству. Но путь в большое искусство оказался нелегким

 

Годы обучения.

Московское  училище живописи и ваяния

В 1844 году Алексей поступает  в Московское училище живописи и  ваяния (МУЖВ) (приложение 1), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. В "московской академии" царил демократический дух. "В Школу сию, - гласил Устав 1842 года, - принимаются без различия ученики всякого состояния, свободного и крепостного, и дается им одинаковое образование".

 Целая плеяда замечательных  русских художников воспитывалась и преподавала в МУЖВ, творческие биографии В.Г. Перова и В.В. Пукирева, И.И. Шишкина и Н.В. Неврева, В.Е. Маковского и А.М. Васнецова, С.А. Коровина и К.С. Коровина, И.И. Левитана, Н.А. Касаткина, А.П. Рябушкина, С.И. Светославского, М.В. Нестерова и многих других живописцев, ваятелей и архитекторов связаны с этим училищем.

    Однако в  том же, 1844 году, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден  прекратить учебу. И только  в 1848 году, благодаря помощи учеников  МУЖВ Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д. Лужина, прослышавшего о "необыкновенных художественных способностях" Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом. Более тридцати пяти лет проведет Саврасов в училище живописи, ваяния и зодчества - одном из самых передовых учебных заведений России, центра художественной жизни Москвы.

 

В 1832 году Егор Маковский, братья Алексей Добровольский и Василий Добровольский, а также Александр Ястребилов организовали в Москве «Натурный класс» — творческий кружок, позволявший художникам совершенствоваться в живописи и рисунке. Вскоре кружок получил название «Художественный класс», а в 1843 году был преобразован в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества.

Выпускники училища  фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской  Академии художеств.

В 1896 году училище было превращено в высшее учебное заведение с общеобразовательным, архитектурным и художественным отделениями. Курс обучения длился 8 лет для живописцев и скульпторов и 10 лет для архитекторов. С 1896 по 1917 г.г. директором Московского училища живописи, ваяния и зодчества был князь Львов, Алексей Евгеньевич.

С 1915 года училище находилось в ведении Министерства торговли и промышленности.

После революции, в 1918 году, училище было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, впоследствии эти Мастерские были реорганизованы в Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт.

Выпускники архитектурного отделения МУЖВЗ обычно получали звание художника архитектуры. Получившие малую серебряную медаль удостаивались  звания неклассного художника архитектуры; большую серебряную медаль — классного художника архитектуры. С 1909 года статус архитектурного отделения МУЖВЗ был повышен: выпускникам стало присваиваться звание архитектора

 

 

Ученичество под  предводительством Карл Иванович Рабус. Его вклад в творчетво художника

 

Самый значительный и  весомый вклад в развитие ворчества  Алексея Саврасова внес его педагог  Карл Иванович Рабус. (приложение 2) Это имя ныне известно немногим. А когда-то, в середине XIX века, его роль в отечественном, московском искусстве была поистине велика. Образованнейший русский художник, друг Александра Иванова, он сочетал увлечение философией и литературой с серьезным интересом к естественным наукам. Окончив петербургскую Академию художеств и довольно долгое время проведя в Германии, Рабус подружился с одним из крупнейших писателей-романтиков Людвигом Тиком и автором известного труда Иконография ботаники Карлом фон Рейхенбахом, впитал важнейшие идеи современной эстетики и живописи. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов.

 

  В то время художественное освоение природы в России стояло перед сложной задачей: каким образом, не теряя обретенного в сентиментально-романтическую эпоху идеального чувства натуры как единого прекрасного целого, приблизиться в ее изображении к чувствам и мыслям реальных людей, национальной истории и повседневной жизни

Рабус как живописец  тяготел к романтизму, но в то же время интересовался реалистическим направлением в искусстве. Такая двойственность для него весьма характерна. Конечно, в большей степени он был романтик, и это оказывало определенное влияние на учеников и, в частности, на Алексея Саврасова, его первые работы, выполненные в училище. Картины Карла Ивановича отличались тщательностью исполнения, были написаны с немалым профессиональным умением и мастерством. Таковы его виды Греции, Италии, Крыма, Малороссии, картины, на которых изображены Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Спасские ворота, общий вид Москвы с Воробьевых гор... Это была в самом буквальном значении слова - в и д о в а я живопись, недаром и самого Рабуса, как и других подобных мастеров, называли не пейзажистами, а видописцами. Они писали виды, которые действительно требовали большого мастерства, определенных традиций, знания законов пропорций и перспективы, и Саврасов тоже пройдет хорошую школу этого рода живописи, его учитель - один из лучших ее представителей.

 

Художественное  становление Алексея Саврасова. Периодизация творчества

           Становление Саврасова как художника происходило довольно быстро. В 1848 году он уже не только копировал работы Айвазовского, но и написал несколько небольших видов с Воробьевых гор. Также Саврасов был отмечен в отчете Московского художественного общества, как ученик, который представил самые лучшие эскизы. В следующем году по совету своего учителя и при материальной поддержке мецената И.В. Лихачева Саврасову удалось поехать на Украину.

 

Результатом этой поездки  можно считать ряд работ, после  которых о Саврасове стали говорить, как о молодом живописце, как о надежде русского искусства того времени. Через год после этого Совет Московского художественного общества посчитал Саврасова уже довольно зрелым художником для окончания училища и получения звания художника, присвоенного Саврасову за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) (приложение 3) и «Камень в лесу у Разлива» (1850). (приложение 4) В этих полотнах живо можно было ощутить присущую Саврасову высоту, физическую силу, но скромную чуткость к красоте и к способности возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно-правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы. В этом плане довольно интересно взглянуть на работу «Виды из окрестностей московских».(приложение 5 ) Картина была написана летом 1850 года в имении его покровителя И.Д. Лужина Кузьминки близ станции Влахернская. Это одна из умиротворенных картин. Красоту картины невозможно объяснить словами, благодаря прекрасной передаче предвечернего света.

Информация о работе Творческо-педагогическая деятельность А.К. Саврасова