Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:07, доклад
В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение. Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.
Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.
«Сам он, как и его живопись, обладал необычайно странным характером»,— замечает Хусепе Мартинес. Хотя дошедшие до Мартинеса сведения отмечены почтенной давностью, в них, несомненно, есть отзвуки тех фактов и мнений, которые были связаны с жизнью Эль Греко в Толедо. Художник и на самом деле вел себя весьма независимо.
В 1578 году родился его любимый и единственный сын Хорхе Мануэль, матерью которого была молодая испанка, видимо, аристократка Херонима де Куэвас. Их брак в силу неизвестных обстоятельств не был освящен церковью, что было большой смелостью в Испании. Сыну Эль Греко дал свое имя.
Тип хрупкой и одухотворенной красоты Херонимы преломился в воображении художника в идеальном и условном аспектах. Его женские образы, как, например, трогательная «Св. Вероника» (Толедо, музей Санта Крус) или юная Мария из «Святого семейства» (Толедо, госпиталь Сан Хуан де Афуэра), отражают этот общий идеал и вместе с тем несут и какие-то черты различия между собой. Но достоверного изображения Херонимы де Куэвас не существует.
Широкая известность художника в Испании и за ее пределами
От полотен Эль Греко исходит волнующая сила, трудно не поддаться ее воздействию. Искусство мастера должно было захватить толедское общество. И действительно Эль Греко стал знаменитым живописцем не только в Толедо, но и за его пределами. Он был засыпан заказами, его известность все возрастала. Казалось бы, произошло наконец слияние его с Испанией, где греческий живописец нашел не только семью, друзей и славу, но и могучий источник вдохновения.
При жизни Эль Греко факт его признания в толедском обществе был абсолютно бесспорен. Он тем более удивителен, так как его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время. Обычно указывают, что художник нашел ценителей своей необычной манеры в среде утонченной толедской интеллигенции. Однако Эль Греко пользовался известностью не только в узком кругу духовно изощренной элиты.
Было бы ошибочным считать, что на испанской земле Эль Греко вернулся к практике своей далекой молодости, когда он, видимо, работал иконописцем на Крите. Однако склонность мастера к варьированию одной и той же темы способствовала дальнейшему развитию манеры, которая со все большей очевидностью утверждалась в его творчестве.
Манера проявлялась по-разному и чаще всего в формах откровенного художественного штампа. Эль Греко, столь дерзко отвергший безжизненные шаблоны, господствовавшие в церковном искусстве, породил свой собственный штамп. К сожалению, немало подобных банальных полотен вводит в заблуждение неискушенного зрителя в испанских музеях и церквах.
Нельзя не прийти к выводу, что среда Толедо, благоприятствуя развитию искусства Эль Греко, в то же время стимулировала закрепление манеры, которая ограничивала его творчество, замыкая в плену более формальных, внешне понятых задач.
Эль Греко умер в Толедо 7 апреля 1614 года и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Ангигуо. Разногласия, возникшие с местным клиром, вынудили Хорхе Мануэля перевезти тело отца в ближайший монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь в XIX веке был разрушен, и останки Эль Греко оказались утеряны.