Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:05, контрольная работа
Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь — непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.
ВВЕДЕНИЕ.
Флоренция. Начало творческого пути.
Римский период.
Создание скульптуры Давида.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Эпоха Возрождения на редкость
богата выдающимися мастерами, но она
все же не выдвинула художника, равного
Микеланджело. По своей универсальности,
по величию и глубочайшей
Великий художник и борец неразделимы
в представлении о Микеланджело. Вся его
жизнь — непрестанная героическая борьба
за утверждение права человека на свободу,
на творчество. На всем протяжении долгого
творческого пути в центре внимания художника
находился человек, действенный, активный,
готовый к подвигу, охваченный великой
страстью. В его произведениях позднего
периода отражено трагическое крушение
ренессансных идеалов. Новый виток в развитии
общества поставил перед искусством новые
задачи — обновление художественного
языка как в поэзии, так и в живописи. Возрождение, если так можно
сказать, «остановило свой выбор» на изобразительном
искусстве, где художественные образы
по выразительности намного превосходили
литературу, музыку и науку.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее - управляющим флорентинской таможней. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Уже в зрелые годы Микеланджело говорил Вазари: "Джорджо, все хорошее в моем таланте получено мною от мягкого климата родного вашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи". В этой простой деревенской среде, в окружении прекрасной тосканской природы прошли детские годы Микеланджело. Индивидуальная одаренность в сочетании с благоприятствующими условиями эпохи привела Микеланджело к художественным свершениям столь масштабным и многосторонним, что аналоги им трудно найти во всей истории пластических искусств. Время, в которое Микеланджело жил и творил, было одной из вершин духовной эволюции человечества. Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой исторической эпохи не дала миру стольких выдающихся мастеров, как Италия в период Ренессанса. В течение трех столетий складывался колоссальный художественный потенциал Возрождения - времени, до предела насыщенного духом интенсивного творческого созидания. Творческий и жизненный путь Микеланджело занимает почти девяностолетний период истории Италии.
Творчество великого мастера не ограничивается пределами Высокого Ренессанса. В рамках этого периода прошла лишь первая половина его творческого пути. В отличие от подавляющего большинства других мастеров данного этапа, деятельность которых исчерпывалась именно этим промежутком времени, Микеланджело сохранил всю полноту творческой активности и в следующей, финальной фазе эпохи в период Позднего Возрождения. Отсюда видно, что творчество Микелпнджело захватывает два крупнейших этапа, каждый из которых отмечен кругом идей и образпв различной направленности, своими особыми средствами художественного языка.
Следует отметить еще один важный момент - в течение всей своей жизни, захватившей оба этапа ренессансного не кусства, Микеланджело всегда находился в авангарде художественного процесса, был ведущим в поиске нового художественного языка, определяя своим творчеством магистральную линию эпохи. В чем жг причина этого обстоятельства, столь заметно выделившего Микеланджело среди других великих мастеров XVI столетия? ^Здесь сыграли свою роль два взаимосвязанных фактора; прежде всего — специфические особенности его художественного мировосприятия и творческого метода, а затем - всесторонняя одаренность, позволившая Микеланджело с такой необычайной энергией про-янить себя во всех видах пластических искусств.
Вначале о первом из этих факторов. Как известно, искусство Возрождения знаменовало собой открытие реального человека и окружающего его реального мира. Для итальянского Возрождения в этой формуле всегда был характерен перевес человеческого образа над его окружением — своего рода антропоцентризм творческого мировосприятия. Микеланджело воплощает собой титанизм, порожденный противоборством между светскими воззрениями и «божественным» началом; впоследствии такое противоборство вознаграждается, и человек возвеличивается, освобождаясь от догм непостижимости мира, которые сковывали его волю. У Микеланджело не существует мира вне человека — человеческий образ объемлет и исчерпывает собою все. Что касается показа реальной среды пребывания человека, то она мастера не интересует или почти ке интересует. В человеке и только в нем, в. его облике, внутреннем мире, в его чувствах и поступках он обнаруживает неисчерпаемые возможности для раскрытия всего сущего.
Ренесеансный идеал человека - сильного, уверенного в себе, в котором телесная красота соединялась с энергией страстей и мощью разума. — был воплощен в различных своих сторонах многими предшественниками и современниками Микеланджело.
Флоренция. Начало творческого пути.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Но школярская учеба не привлекала мальчика. По словам Варки, "он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины; часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают живописцы; и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится". На этой почве у Микеланджело возник конфликт с отцом, который был полон кастовых предрассудков и для которого занятие искусством, приравниваемым им по старинке к artes mechanicae, казалось "недостойным древнего рода Буонарроти". В его представлении не было никакой "разницы между скульптором и каменотесом". Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Поддерживаемый живописцем Франческо Граначчи, его близким другом и единомышленником, он поступил в 1488 году в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайо, где пробыл около года.
Первый учитель Микеланджело был солидным и добротным мастером, но ему не хватало темперамента и творческой фантазии. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз абсолютно чуждо Микеланджело. Уже с юных лет его увлекали героические идеалы, и благонамеренные бюргеры, жизнь и быт которых так любил изображать в своих фресках Гирландайо, ни в какой мере не интересовали молодого художника. Тем не менее в мастерской Гирландайо он смог пройти хорошую школу рисунка и в совершенстве изучить перспективу и анатомию - эти азы ренессансного реалистического искусства. Уже в этих ранних произведениях Микеланджело можно почувствовать своеобразие и силу его дарования. Исполненные 15—17-летним художником, они не только представляются совершенно зрелыми, но и по-настоящему новаторскими для своего времени. В этих юношеских произведениях вырисовываются главные черты творчества Микеланджело - тяготение к монументальной укрупненности форм, монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека, в них видно наличие собственного скульптурного стиля юного Микеланджело. Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей.
Наряду с занятиями скульптурой Микеланджело не прекратил изучения живописи, преимущественно монументальной, свидетельством чего служат его рисунки с фресок Джотто. Попутно в графике Микеланджело возникают самостоятельные мотивы.
Пятнадцатилетний юноша был убежден, что рисовать и тем более создавать скульптуру нельзя, глядя на человека только снаружи. Он был первым скульптором, который решил изучить внутреннее строение человеческого тела. Этобыло стожайше запрещено, поэтому ему даже пришлось приступить закон. Он тайно, по ночам, проникал в покойницкую, находившуюся при монастыре, вскрывал тела умерших, изучал анатомию для того, чтобы в своих рисунках и в мраморе показать людям все совершенство человеческого тела. Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры. Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо, иначе говоря те живописцы, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас. Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. С помощью сильных, энергичных линий, то идущих параллельно, то перекрещивающихся, художник строит форму так, что она кажется высеченной из камня. Отбойный молот и резец скульптора ему заменяет перо, и одним пером, не прибегая к размывке, он воссоздает на плоскости листа объем формы, ее впадины и выпуклости, ее затененные и освещенные части. В результате фигуры обретают могучий рельеф и ту внутреннюю силу, которая выражает твердость их характера. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.
«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Тонкая градация лепки форм этого трехпланового рельефа придает ему живописный характер, словно подчеркивая связь этого вида скульптуры с живописью. Если учесть то обстоятельство, что Микеланджело начинал обучение у живописца, то становится яснее причина обращения его на первых порах именно к этому виду скульптуры и соответствующая его трактовка. Но молодой Микеланджело дает, однако, пример совершению не традиционного образа: Мадонна и Младенц Христос наделены непривычной для искусства кватроченто мощью и внутренним драматизмом.
В 1492 году Лоренцо умер, и Микеланджело оставил его дом. Когда умер Лоренцо, Микеланджело было семнадцать лет. Он задумал и выполнил статую Геркулеса величеною больше роста человека, в которой проявился его мощный талант. Это была первая, законченная попытка гения, устремившегося к выражению в искусстве героических идей. Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет, трудясь над статуей Геркулеса, он продолжал в то же время учиться. Микеланджело изучал анатомию на трупах, с разрешения приора госпиталя СанСпирито. По мнению проф. С. Стама, Микеланджело начал рассекать трупы примерно с 1493г. В одной из отдаленных зал монастыря Сан Спирито он одиноко проводил ночи, при свете лампады рассекая трупы анатомическим ножом. Придавая различные положения частям тела и мускулам, он изучал размеры и пропорции и тщательно отделывал рисунки, заменяя таким образом, мертвым телом живую натуру. Создавая живой образ, он как бы видел сквозь кожу, облегающую тело, весь механизм этих движений.
Увлечение анатомией мастер
сохранил на всю жизнь. Знаменитый анатом
Андреас Везалий (1515-1564) свидетельствовал,
что Микеланджело собирался написать
необычный анатомический
Мощный талант проявился
уже в статуе «Геркулеса». К сожалению,
«Геркулес» не сохранился. Совершенно
необычным для наших
Покровитель и постоянный заказчик Микеланджело Лоренцо Великолепный умер в 1492 году. Лоренцо Медичи был сильным, харизматичным правителем, успешным лидером. Его сыну Пьеро, унаследовавшему империю отца, недоставало этих черт характера. За несколько месяцев он полностью утатил влияние. Жизнь юного скульптора с этих пор значительно изменилась. Ему пришлось покинуть прекрасную Флоренцию и отправиться в изгнание.
После смерти Лоренцо Медичи, из-за опасности вторжения французов, художник на время перебрался в Болонью, последовав за остатками великой фамилии Медичи.
В Болонье Микеланджело изучает творения Данте и Петрарки, под воздействием канцон которого начинает создавать свои первые стихи. Сильное впечатление произвели на него рельефы церкви Сан Петронио, исполненные Якопо делла Кверча. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора.
Через некоторое время Микеланджело перебрался в Венецию. В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью.
Молодой скульптор все время чился, постоянно искал новые пути, чтобы узнать больше о человеческом теле. Он добился разрешения исследовать трупы в морге при больнице Санто-Спирито.
Микеланджело пробует
свои силы в разных творческих задачах,
в дополнениях к уже
- Св. Прокл (1494),
- Св. Петроний (1494),
- ангел, держащий канделябр (1494-1495) для алтаря капеллы,
самое миловидное из его произведений.
Образы их исполнены внутренней жизни и несут ясный отпечаток индивидуальности их создателя. Очень естественна и красива фигура коленопреклоненного ангела, точно рассчитанная на обозрение с определенной точки зрения. Простыми экономными жестами он обхватывает резную подставку канделябра, простроное одеяние объемными складками обтекает его склоненные ноги. Миловидностью черт и отрешенным выражением лица ангел напоминает античную статую.
Римский период.
В 1496 г. Микеланджело отправился в Рим с рекомендательным письмом Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, адресованным кардиналу-меценату Рафаэлю Риарио, который пользовался значительным влиянием в кругу римского духовенства. Как и Лоренцо Медичи, кардинал был страстным поклонником античного искусства и владел обширной коллекцией античных скульптур.
Микеланджело вступил в Рим 21 летним юношей. Рим был центром жизни для многих людей, живущих в северной Италии. Это был также религиозным центром римско-католической церкви. Папа жил там в церкви комплекса под названием Ватикан. Многие великие шедевры искусства эпохи Возрождения были созданы в Риме, в частности по заказу папы или других важных церковных лиц. Для творчества Микеланджело в Риме открывались новые возможности, однако, появлялись и ограничения. Свободомыслящему юноше не хотелось ограничивать себя лишь религиозным искусством, в произведениях которого следовало выражать религиозные идеи и устремления, задачей которого, в итоге, является возобновление и подкрепление религиозных верований. Микеланджело же ощущал себя ближе к Богу, пребывая в процессе творчества, создавая великолепные статуи, отражающие красоту человеческого тела.