Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:49, контрольная работа
К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств, которые обусловили параллельное развитие нескольких направлений кинематографа как искусства. Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. В историю мирового кинематографа Жан Ренуар вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры – от популярного до самого изысканного
Вятский Государственный Гуманитарный Университет.
Факультет: Философии и культурологи.
Кафедра: Культурологи и рекламы.
№ , дата регистрации_______________
Контрольная работа
по дисциплине: « История культур и цивилизаций»
раздел « кино».
«Творчество Жана Ренуара»
Киров, 2013г.
Введение.
Кино – одно из самых молодых видов искусства, имеющее тем не менее богатую историю. За век с небольшим своего существования выразительные средства киноискусства проделали огромную эволюцию. Начало творческого пути Жана Ренуара пришлось на эпоху немого кино. Изобразительные и художественные возможности немого кино были чрезвычайно высоки. Выработался совершенно особый неповторимый стиль общения со зрителем при помощи мимики и жестов. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств, которые обусловили параллельное развитие нескольких направлений кинематографа как искусства. Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. В историю мирового кинематографа Жан Ренуар вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры – от популярного до самого изысканного
Жан Ренуар родился 15 сентября 1894 в Париже, сын знаменитого художника-импрессиониста Пьера-Огюста Ренуара. Образование получил в престижном колледже, который недолюбливал и называл “своего рода элегантной тюрьмой. Во время Первой мировой войны служил в кавалерии, после ранения в ногу, лечился в госпитале и продолжил войну пилотом. В 1919 году он женится на молоденькой натурщице отца Катрин Хеслинг, оборудует керамическую мастерскую и на протяжении нескольких лет посвящает себя этой профессии. Однако, его заинтересовал кинематограф. Все перевернул в жизни Ренуара фильм «Глупые жены» в 1922 году Эриха фон Штрогейма, который предрешил его дальнейшую судьбу, а позже повлиял на ренуаровскую стилистику. Да и к тому времени Катрин Хеслинг перестает позировать художникам и сниматься кино. Для нее Жан Ренуар пишет сценарий картины «Безрадостная жизнь» в 1924 году. Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара. Стало понятно, что его истинный путь – кинематограф. На деньги отца он основал собственную кинокомпанию и в 1924 году снял первую свою картину «Дочь воды» в 1925г. с изысканными пейзажами и необычным решением сцены сна героини. «Дочь воды» трудно было назвать авангардистской, поскольку в ней слишком большое внимание уделено натурным съемкам, актерской игре и живописности, близкой импрессионизму. Все эти качества в полной мере можно отнести к большинству последующих произведений режиссера.
Тогда Жан Ренуар увлекался легендами и всем фантастическим, что полностью соответствовало таланту его жены. Он ставит с ее участием экспериментальную картину «Маленькая продавщица спичек» (1928) по сказке Андерсена, в которой пытается в павильонной обстановке при помощи макетов и различных ухищрений создать особый мир фантазий и грез – некий синтез Мельеса и немецкого экспрессионизма. Во всех лентах Ренуара эпохи немого кино центром притяжения являлась Катрин, с ее порывистостью и чувственностью. Позже Ренуар напишет: «Вся ценность моих первых работ заключена в игре Катрин Хеслинг, это была актриса потрясающая, слишком потрясающая для трусливых французских коммерсантов».
С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара. Пройдя через достижения и неудачи, он снискал славу мастера, не имеющего себе равных в мире кинематографа. Так, экранизация водевиля «Ребенку дают слабительное» (1931) произвела своего рода революцию. В то время шумы и звуки обычно имитировались в студии, а он записал подлинные шумы спускаемой в уборной воды. Этот эксперимент имел большой успех. Появляются «Ночь на перекрестке» в 1932году, «Сука» в 1931 году, «Шотар и компания» в 1932 году, «Мадам Бовари» в 1933 году, анархистский по своему духу фарс «Будю, спасенный из воды» в 1932 году. Ренуар всегда заботился о социальной достоверности своих героев. В фильме «Тони» (1935) он прибегает к строгому, почти документальному репортажному стилю. Отмеченная печатью подлинного реализма, построенная на факте уголовной хроники из жизни рабочих, картина удивительно правдива и совершенна по пластическому решению. Наконец-то французское кино заговорило о современности. Следующая лента «Преступление господина Ланжа» (1936) о жизни парижского предместья отмечена нежной симпатией к героям и чувством юмора.
Созданная по заказу историческая драма «Марсельеза» (1938) стала отражением единения левых сил с правительством Франции. Одной из самых значительных лент французского довоенного кино является «Великая иллюзия» (1937), отмеченная премией на Венецианском фестивале. Фильм был запрещен к показу Геббельсом в Третьем рейхе и в Италии, а затем и в оккупированной Франции. На экраны вновь вышел лишь в 1946 году. Не повезло и «Загородной прогулке» (1936), вышедшей на экраны лишь десять лет спустя.
Пророческий фильм «Правила игры» (1939) можно считать венцом твор-
чества режиссера и
в то же время его концом, ибо он стал предвестником грядущей
катастрофы. Публика встретила премьеру
картины улюлюканьем и свистом. А вскоре
началась война и фильм был запрещен военной
цензурой как деморализирующий. Многие
мастера покидали Европу и уезжали работать
в Голливуд. Среди них были известные французские
режиссеры Жюльен Дювивье, Рене Клер и
Жан Ренуар, а также кинозвезды Шарль Буайе,
Жан Габен, Мишель Морган.
Десять лет провел «самый французский
постановщик» вне родины. К американскому
периоду Ренуара относится ряд фильмов,
среди них типично ковбойская история
«Болотная вода» (1941), «Дневник горничной»
(1946) о Франции конца минувшего века, «Южанин»
(1945) из жизни американских фермеров, ставший
лауреатом Венецианского фестиваля как
лучший иностранный фильм.
В Индии Ренуар снимает ставшую призером
Венецианского кинофестиваля пантеистическую
элегию «Река» (1951). Что интересно, тогда
его ассистентом был ныне всемирно известный
режиссер Сатьяджит Рэй. В Риме Ренуар
совместно с Лукино Висконти работал над
«Тоской». Там же он делает «Золотую карету»
(1953) с восхитительной Анной Маньяни –
ленту, отмеченную тонким чувством цвета
и приемами, заимствованными из итальянской
народной комедии.
С 1954 года Ренуар работает
на телевидении, часто обращается к
театру в качестве автора пьес и
постановщика спектаклей. Параллельно
занимается литературным трудом. Кроме
книги воспоминаний об отце, написал книгу о себе
«Моя жизнь и мои фильмы», издал три романа.
С 1960 года преподавал режиссуру в университете
в Беркли. В 1970 году поселился в Беверли
Хиллз и принял американское гражданство.
И хотя режиссер умер в Калифорнии, его
прах покоится на родине рядом с могилами
предков.
В 1974 году Жану Ренуару была вручена почетная
премия Оскар – «Гению, который с завидной
преданностью работал в немом, звуковом,
игровом, документальном и телевизионном
кино, завоевав всемирное восхищение».
В историю мирового кинематографа Жан
Ренуар вошел как уникальный режиссер,
которому были подвластны любые жанры
– от популярного до самого изысканного.
Заключение.
Многогранность его таланта вызывает восхищение. Ренуар – автор огромного количества фильмов: это и постановки литературных произведений, и экспериментальные ленты, сатирические комедии, водевили, социальные драмы. Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования – вот козырная карта режиссера. Франсуа Трюффо отмечал: "Он повлиял на всех нас не только как кинематографист, но и в мировоззренческом плане: как философ, писатель, как человек большого ума... Ренуара интересовали живые люди. Философия Ренуара — терпимость, милосердие, желание понять окружающих..."
Библиографический список