Учебный рисунок с натуры (натюрморт из геометрических тел)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 05:36, творческая работа

Описание работы

Главная задача учебного рисунка – изучение и практическое рисование с натуры многообразных форм, созданных природой и человеком. Рисуя с натуры какой-либо конкретный предмет, нужно постоянно возвращаться к повторению общих понятий и принципов учебного рисунка, чтобы они твердо вошли в создание и в конце концов применялись бы при рисовании автоматически.
Практическая часть рекомендаций построена по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над более сложными формами.
Приведенные в работе упражнения служат для приобретения необходимых основ мышления и навыков в рисунке, владея которыми можно решать любые задачи. Практическая часть рекомендаций показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм.

Файлы: 1 файл

Методическая работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА  

«УЧЕБНЫЙ  РИСУНОК С НАТУРЫ»

( натюрморт из геометрических  тел).

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила: Н.В.Юрганова,                     

                                                           преподаватель 

                                                           художественного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г.

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

 

Методическая работа по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры (геометрические тела) включает теоретические вопросы, содержащие необходимые сведения о рисуемых предметах и практические аспекты рисования с натуры конкретных форм. При данном подходе одновременного освоения теоретических закономерностей и технических средств рисунка увеличивается значимость практического обучения.

Содержание данной работы соответствует программе дисциплины «Рисунок» в детских художественных школах.

Главная задача учебного рисунка – изучение и практическое рисование с натуры многообразных форм, созданных природой и человеком. Рисуя с натуры какой-либо конкретный предмет, нужно постоянно возвращаться к повторению общих понятий и принципов учебного рисунка, чтобы они твердо вошли в создание и в конце концов применялись бы при рисовании автоматически.

Практическая часть рекомендаций построена по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над более сложными формами.

 Освоение  принципов  рисунка, его технического и графического  исполнения осуществляется вначале  на простых формах геометрических  тел и предметов быта, для рисования  которых достаточно представления  о внешнем облике, а уже далее  на голове и фигуре человека, в изображении которых решающую роль играет знание внутренней конструкции и умение увидеть связь анатомического строения с внешней формой.

Приведенные в работе упражнения служат для приобретения необходимых основ мышления и навыков в рисунке, владея которыми можно решать любые задачи. Практическая часть рекомендаций показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм.

 

 

I.     В В О Д Н О Е   З А Н Я Т И Е

 

 

Прежде всего, необходимо ознакомиться с последовательностью выполнения учебного рисунка. Она такова:

-            пометка композиционного размещения крайними точками;

-        нахождение геометрического центра композиции, от которого должно  идти дальнейшее построение;

-     пометка точками основных конструктивных узлов с учетом пропорций и перспективы и нанесение линиями направлений движения основных масс;

-         прорисовка линиями больших форм с последующей дорисовкой деталей;

-       нанесение светотени, начиная с линий собственных теней, проработки теней и кончая моделировкой формы на свету;

-         обобщение и придание цельности рисунку.

На каждой стадии работы необходима строгая проверка и исправление ошибок, допущенных в предыдущих стадиях.

В методических таблицах проведен принцип применения минимума средств для решения той или иной задачи и разумного использования точек, линий и тушевки, различной их силы в начале, середине и конце выполнения работы.

Прежде чем приступить к выполнению рисунка, поставить первую точку и провести первую линию, нужно осознать, что и для чего делать и в какой последовательности во времени вести работу. Необходимо учитывать, что ученик не может сразу ответить на все вопросы правильно, ему свойственно ошибаться, поэтому манеру в начале работы должна быть такой, которая обеспечивает возможность ясно видеть ошибки и исправить их с минимальной затратой времени и усилий. Последнее достигается использованием в рисунке точек и линий различной силы.

Первые пометки на листе бумаги в учебном рисунке, как с натуры, так и  по представлению должны быть слабыми, скупыми или, как говорят, исчезающими, а после анализа и сравнения с натурой исправления следует вносить более сильной линией. Первые пометки по контрасту с последующими при этом становятся незаметными, а к резинке при такой манере учебного рисунка приходится прибегать крайне редко. Стирать ошибочные пометки рекомендуется только после того, как найдены правильные.

Большое значение имеют кратковременные рисунки с натуры и по представлению. Поэтому перед тем, как делать длительный учебный рисунок с той или другой точки зрения, рекомендуется осмотреть рисуемый предмет-модель со всех сторон и сделать с характерных точек кратковременные рисунки-наброски, как правило, линейные, позволяющие полнее изучить рисуемую форму в целом, более уверенно и успешно вести длительный рисунок с нее. С помощью набросков можно получить ясное представление о внешней форме, о движении в пространстве и о пропорциях рисуемого объекта. Если форма предмета сложная, то для ясного ее понимания полезно сделать мысленно ряд сечений плоскостью и изобразить эти сечения на бумаге линией. Иногда быстрый набросок может решать одну из частных задач рисунка: в одном случае – конструктивную, в другом – задачу пропорций и передачи характера, в третьем – движения, светотени или композиции. Для решения каждой из задач следует выбирать соответствующую манеру изображения и степень законченности.

Так, на приведенных ниже рисунках, где показана последовательность ведения рисунка,

вторая стадия может служить примером учебного наброска, решающего задачи композиционного размещения, движения и пропорций основных масс;

третья – уточнения пропорций, конструктивного и перспективного построения;

четвертая стадия – общего светотеневого решения.

При рисовании с натуры можно рекомендовать ряд механических приемов определения основных больших размеров и направлений, позволяющих избежать, особенно вначале, грубых ошибок в размерах, движении и перспективе. Однако способом визирования нельзя злоупотреблять, так как он тормозит развитие глазомера. Поэтому лучше, сначала выявлять пропорциональные отношения «на глаз», быстро переводя взгляд с предмета на рисунок, а потом проверять правильность определенных с помощью глазомера пропорций визированием. На рис. 1 и 2 показан способ измерения видимых с данной точки линейных размеров натуры и сравнения их в рисунке при помощи карандаша. Карандаш помещается между глазом и натурой и на нем пальцем отмечаются видимые размеры частей натуры. Следует помнить, что карандаш нужно держать строго перпендикулярно лучу зрения и на одинаковом расстоянии от глаза, лучше всего на расстоянии вытянутой руки.

Так как движение принято рассматривать по отношению к вертикали или горизонтали, то для облегчения определения наклона всей формы или ее части полезно поместить карандаш между глазом и натурой в вертикальном положении и сравнить с ним наклон основных осей и линий формы, а также расположение ее отдельных частей. Такую же проверку следует провести в горизонтальном направлении . (рис.1)

       Рисовать  группу геометрических тел более  сложно по сравнению с рисованием отдельных предметов. На одном рисунке кроме определения пропорций и тональных отношений нужно совместить перспективное построение нескольких предметов в разных поворотах к рисующему. К тому же эти предметы различны по форме. Каждый предмет, входящий в группу (натюрморт), должен быть согласован с другими. Так на одном рисунке возникает ряд схем построения: для каждого направления параллельных прямых своя точка схода, для тел вращения с разными наклонами свои схемы построения окружностей. 
Данный анализ полезно применять при рисовании. Для закрепления этих положений можно выполнить рисунки группы предметов, компонуя их примерно так. Для постановки можно использовать книги, раскрытую шкатулку или этюдник. Основное внимание в них нужно уделять построению рисунка. Предметы, расположенные на горизонтальной плоскости, на рисунке не должны казаться как бы находящимися на наклонной. Некоторые рисунки нужно доводить до их завершенности, чтобы продолжать дальнейшее усвоение закономерностей светотени, оттачивать технику рисунка, передачу пространства и тональных 
отношений. Наряду с перспективными рисунками, сделанными с одной точки, для изучения конструктивного построения и истинных пропорций предмета необходимо рисовать основные его виды с разных сторон – сверху, спереди, сзади, снизу, справа, слева методом ортогональных проекций

В тех случаях, когда конструкция и пластическая форма предмета достаточно сложны, полезно мысленно представить ряд характерных разрезов, а также нарисовать их ортогональные изображения. Такой метод сопоставления перспективного изображения предмета с ортогональными проекциями основных видов и с характерными сечениями способствует, во-первых, лучшему изучению рисуемого предмета и, во-вторых, развитию объемно-пространственного мышления, которое обеспечивает более убедительное изображение предмета на плоскости не только с натуры.

После изучения и рисования предмета с натуры рекомендуется нарисовать его по памяти в разных положениях. Для закрепления знаний о светотени целесообразно нарисовать предмет с натуры в линиях, а тени нанести без натуры, по представлению, задавшись определенным положением источника света в пространстве. Для последующей проверки следует поместить источник света в задуманное место и сравнить рисунок с натурой. Для более углубленного изучения бесконечного богатства и разнообразия форм природы, их конструкции, пластики и окружающих их условий необходимо рисовать приведенные ниже предметы, разнообразя их повороты и освещение, а также расширить руг упражнений рисованием любых других предметов, что существенно дополнит и обогатит познания и умения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.   Р И С О В А Н И Е     Г Е О М Е Т Р И Ч Е С К И Х 

  Т Е Л

 
 
. Школа конструктивного рисования  основывается на последовательности  обучения – от простого к сложному. Освоение принципов рисунка лучше всего начать с упражнений в рисовании простых пространственных форм. Для этой цели больше всего подходят геометрические тела, имеющие ясное конструктивное построение. На них легче всего проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкции, перспективного ее изображения и закономерности светотени. Внимание рисующего целиком сосредоточивается на главных элементах грамоты рисования, он не отвлекается на многообразие задач.. Закономерности, понятые и усвоенные при рисовании простых форм, помогают затем в изучении более сложных форм и осознанном их изображении.

Рисование геометрических форм имеет непосредственное практическое значение. Такие базовые геометрические тела, как куб, призма, пирамида, конус, цилиндр и шар, наиболее часто употребляются в учебном рисовании.

 «Прозрачность» каркасных  моделей позволяет видеть сразу  все основные узлы их конструкции, невидимые на обычных предметах. Это в значительной степени  облегчает построение рисунка,: рисующий ясно понимает, как располагаются в пространстве «видимые» и «невидимые» углы, ребра и грани тела в различных поворотах. Рисование каркасов уже в начале обучения помогает развитию объемно-пространственного мышления.

В дальнейшей работе для усвоения закономерностей распределения светотени следует использовать модели, сделанные из листа ватмана или картона: куб, призмы и пирамиды с различным числом граней, цилиндр и конус.

Поворачивая эти тела по отношению к точке зрения и к источнику света, ставя их в несложных комбинациях друг с другом, можно получить целый ряд интересных для рисования постановок, охватывающих все принципиальные задачи конструктивного рисунка: построение конструкции, пропорции, закономерности перспективы и светотени и тональные отношения.

Рассмотрим изображения куба с полной светотеневой проработкой и основные последовательные стадии его рисования (рис3 ):

1-я стадия – пометка композиционного размещения на листе крайними точками, определение центра размещения изображения и нахождение основных точек вершин углов куба с учетом движения, пропорций и перспективы при данной точке зрения.

2-я стадия – прорисовка конструкций куба легкими тонкими линиями по помеченным узловым пунктам с учетом горизонта и точек схода.

3-я стадия – уточнение пропорций и перспективного построения более сильными линиями. Нахождение пунктов собственной тени и определение соответствующих им пунктов падающей тени.

4-я стадия – решение больших тональных отношений: нанесение собственной тени, падающей тени и определение фона.

5-я стадия – полная тональная проработка всего рисунка: передача отношений в тенях и света до выявления рефлексов и бликов; нахождение обобщающих тональных отношений для придания цельности рисунку.

Такова же последовательность стадий и при рисовании цилиндра (рис.4), шара (рис.5) соответственно с полной светотеневой проработкой.

Рисование геометрических тел, проиллюстрированное (рис. 6 и 7), основано на тех же принципах и последовательности и может быть усвоено без дополнительного описания. Следует помнить, что при практическом учебном рисовании с натуры для приобретения твердых знаний и навыков нужно постоянно обращаться к теоретической части учебников по рисунку, в которых даны понятия о конструкции, движении, пропорциях, перспективе, светотени и композиции.

 

lll.       РИСОВАНИЕ     НАТЮРМОРТА    ИЗ     ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ   

 ТЕЛ

 

Рисование натюрморта ставит более сложные задачи, нежели рисунок отдельных  геометрических тел. В этой работе мы не просто изображаем предметы, пририсовывая их друг к другу, а определяем их взаимное расположение в пространстве. Рисуем их одновременно.

Для начала, в качестве натюрморта, берем два-три гипсовых предмета разных по форме, но, примерно, равных по объему. Геометрические тела из гипса не являются произведениями искусства, однако каждому начинающему художнику необходимо пройти школу их рисования. Натюрморт лучше осветить искусственным светом. Источник света желательно использовать одиночный, так как он дает конкретную тень, в этом случае хорошо видно тональную разницу между собственной и падающей тенью. Фон постановки лучше выбрать нейтральным, светло серым, без складок, чтобы он не мешал видеть объемы тел. Гипсы с белой матовой поверхностью, в зависимости от освещения, дают богатые тональные градации света и тени. Под лучами направленного света возникают четкие, контрастные градации, а при рассеянном освещении светотеневые отношения становятся мягкими, сближенными по тону, воздушными, с едва уловимыми бликами и рефлексами.

Информация о работе Учебный рисунок с натуры (натюрморт из геометрических тел)