Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:34, реферат
Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц
является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко
за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный
народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец
занимает особое место.
Ульяновское Училище Культуры
По предмету К.П.Т.
Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц
является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко
за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный
народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец
занимает особое место.
Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества,
развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым
содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое
отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная
веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному
характеру.
Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен.
Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и
жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения
Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам,
грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из
века в век борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро –
венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в
особенности на песенное и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных
бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее
драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в
которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно
отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и
другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин
ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и
воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые
порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же
имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки,
а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая
своих врагов.
Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и
этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.
I – я зона – Центральная
Украина. В нее входят
север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и
Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать
общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем
слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень
богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но
разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих
танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как
и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России,
Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др..
II – я зона – Полесье. Тут
особенно сказывается
зоны и ее климатические условия и соседство с другими народами. Золотистая
местность и по сей день нетронутые леса. особый род занятий породили в этом
краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с
прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины.
Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как “Крутняк”.
Само название этого танца говорит за себя – это значит крутиться, вертеться.
Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг
встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки,
быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки,
Также
распространен здесь и “
разновидностью общественного гопака.
В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго –
восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического
положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и
Белоруссия.
III – я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к
границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя Хмельницкую,
Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго – запад Иваново – Франковской областей. В
этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее
значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают
трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как
“Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего строятся на игровом
элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут
обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.
IV – я зона – Карпаты. Наиболее
в этнографическом плане
населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и
своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается
близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и
неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество
других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную
культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры
составляет отдельную тему.
V – я зона – Крым с
входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской
областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние татарской культуры,
тат как эта территория была территорией Крымского ханства. Из танцев,
относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это
танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество
чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских
тенденций в Крыму.
Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует прежде всего отметить
то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие
народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции,
новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других
славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже
существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские
праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще
языческой Руси. порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы
вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают,
и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски
известны под общим
девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с
девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины,
является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный
танец запорожских казаков, и первоначально
плясать гопак разрешалось
мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто
изображались в гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в
народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков
гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов,
когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было
единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения
единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской
власти – выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки,
начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем
самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что гопак
всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в
деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины. но
постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму,
которую мы наблюдаем сейчас.
Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский
парный танец – “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников.
Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок
обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в нем девушек,
казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.
Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и
очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его
новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык.
Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство
эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную
привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального
хореографического искусства.