Украинский танец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц
является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко
за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный
народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец
занимает особое место.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Реферат: Украинский танец 

                          Ульяновское Училище Культуры                         

                                     РЕФЕРАТ                                    

                               По предмету К.П.Т.                              

                                Украинский танец                               

                                                    Автор – студентка гр. 2 “ХП”

                                                                 Архипова Наташа

                                                                   Преподаватель

                                                                 Кыштымова Н. И.

                                      2000                                     

Среди богатейшей истории народного  творчества одной из самых ярких  страниц

является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и  далеко

за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро  одаренный

народ украинский создал многожанровое  искусство. И среди всех искусств танец

занимает особое место.

     Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества,

развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым

содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое

отображение радость  творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная

веселость, мягкий юмор и  другие черты, присущие украинскому  национальному

характеру.

Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен.

Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю  и

жизнь украинского народа, его в  прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения

Украины с Россией украинский народ  подвергался поработительным набегам,

грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная  из

века в век борьба с крымскими  татарами, польской шляхтой, австро –

венгерскими панами, наложила оттенок  на все народное творчество, в

особенности на песенное  и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных

бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее

драматичен, нежели весел. Особенно это  заметно по песням и танцам женщин, в

которых говорится о тяжелой  женской доле. В силу необходимости постоянно

отражать набеги иноземцев, мужское  население Украины, образовав Запорожье  и

другие казачества, почти все  время проводило в походах. На плечи женщин

ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и

воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые

порождались самой борьбой украинского  народа за свою независимость. Тут же

имеет место и общепризнанный искрометный  украинский юмор, с которым казаки,

а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая

своих врагов.

Сегодня народное искусство Украины  по своим отличительным чертам и

этнографическим особенностям делится  на 5 этнографических зон.

I – я зона – Центральная  Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская,

север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и

Запорожской областей. Этот район  характеризует то, что обычно принято  считать

общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем

слияния киевского и полтавского  наречий. Танцем культура этого района очень

богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но

разговор о них пойдет ниже, при  детальном рассмотрении каждого  из этих

танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как

и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России,

Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского  ханства и др..

II – я зона – Полесье. Тут  особенно сказывается географическое  положение этой

зоны и ее климатические условия  и соседство с другими народами. Золотистая

местность и по сей день нетронутые леса. особый род занятий породили в этом

краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с

прискоком, осторожные, мало чем похожие  на движения танцев степной Украины.

Наиболее распространенными в этих краях являются такие  танцы как “Крутняк”.

Само  название этого танца говорит  за себя – это значит крутиться, вертеться.

Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг

встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки,

быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся  по движению часовой стрелки,

Также распространен здесь и “полесский гопак”, который является

разновидностью  общественного гопака.

В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго  –

восток Львовской и некоторые  части других областей. Из географического

положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют  Польша и

Белоруссия.

III – я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к

границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она  включает в себя Хмельницкую,

Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго  – запад Иваново – Франковской  областей. В

этих местах издавна развивались  овцеводство, скотоводство, имеющие решающее

значение в оформлении быта и  культуры этого края. В танцах преобладают

трудовые и игровые темы. Повсеместно  бытуют в этой местности такие  танцы как

“Роман”, “Никола”,  “Марина” и  пр., которые чаще всего строятся на игровом

элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут

обрядовые пляски и хороводы, но о  них ниже.

IV – я зона – Карпаты. Наиболее  в этнографическом плане большая  зона. Карпаты

населяет множество больших  и малых народов. Культура здесь  очень богата и

своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается

близость и влияние соседей. Каждый район и область очень  своеобразны и

неповторимы. Гуцулы, буковинцы. бойки, станиславцы, верховинцы и множество

других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную

культуру, свой костюм, свои обряды и  обычаи. Изучение этой богатой культуры

составляет отдельную тему.

V – я зона – Крым с прилегающими  к нему крайне южными областями  Украины. Сюда

входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской

областей, Николаевская область. Тут  чувствуется влияние татарской  культуры,

тат как эта территория была территорией  Крымского ханства. Из танцев,

относящихся к украинским, здесь  наиболее распространен херсонский гопак. Это

танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество

чумаков, их песни и танцы имели  огромное значение для развития украинских

тенденций в Крыму.

Характеризуя общенациональные танцы  Украины, следует прежде всего отметить

то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие

народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые  традиции,

новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других

славянских народов. Как и у  большинства этих народов на Украине тоже

существуют купальские обряды с  их весенними играми и забавами, рождественские

праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились  наследием еще

языческой Руси. порождали массу  ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы

вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают,

и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски

известны под общим характеризующим  названием – “Веснянка”. В них  наряду с

девичьими хороводами имеются и  пляски ряженых. Удалы пляски парней с

девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины,

является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был  воинственный

танец запорожских казаков, и первоначально  плясать гопак разрешалось только

мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль. смелость. Часто

изображались в гопаке целые  сцены боя, походов. О танцующем  гопак казаке в

народе говорили: “Казак пляшет, как  на коне скачет”. У запорожских казаков

гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов,

когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане  казаков не было

единства в отношении плана  действия и когда все способы  для достижения

единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву – символ гетманской

власти – выходили в круг и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки,

начинали  плясать гопак. Тот из казаков, который  входил в круг плясать, тем

самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что  гопак

всех  увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в

деревнях, и в городах. Сначала, как и  на Сечи, его танцевали одни мужчины. но

постепенно  входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму,

которую мы наблюдаем сейчас.

Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский

парный  танец – “Казачок”, названный  так народом в честь своих  защитников.

Фактически  это гопак, только в несколько  упрощенной форме. Казачок

обязательно и всегда танцевали парами, и ,вследствие участия в нем девушек,

казачок более лиричен, не имеет больших  трюков, рисунков.

Украинское  искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца  и

очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его

новыми  выразительными средствами, обогащает хореографический язык.

Разнообразие  хореографических средств, глубина  образов и сюжетов, богатство

эмоциональных красок и красота рисунка придают  украинскому танцу необычайную

привлекательность и делают его ценной составной  частью многонационального

хореографического искусства.

    


Информация о работе Украинский танец