Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:33, творческая работа
Сцена «Умирающая принцесса», датированная началом 5 в н.э. находится в пещере №16 комплекса Аджанты. Сцена изображает смерть принцессы Сундари, жены раджи Нанды. Согласно поэме «Сундарананда» (Сундари и Нанда) буддийского драматурга и проповедника Ашвагхоши, Нанда, сводный брат Будды, женится на красавице Сундари и, охваченный страстью к молодой супруге, не мыслит пробыть без нее и нескольких минут. Будда объясняет брату, к каким страданиям могут привести его земные наслаждения. Нанда не преклонен: его любовь к молодой жене прочна и неколебима. Будда берет с собой Ннанду в небесный рай Индры, где брата окружают божественные девы – апсары.
«Умирающая принцесса»
Сцена «Умирающая принцесса», датированная началом 5 в н.э. находится в пещере №16 комплекса Аджанты. Сцена изображает смерть принцессы Сундари, жены раджи Нанды. Согласно поэме «Сундарананда» (Сундари и Нанда) буддийского драматурга и проповедника Ашвагхоши, Нанда, сводный брат Будды, женится на красавице Сундари и, охваченный страстью к молодой супруге, не мыслит пробыть без нее и нескольких минут. Будда объясняет брату, к каким страданиям могут привести его земные наслаждения. Нанда не преклонен: его любовь к молодой жене прочна и неколебима. Будда берет с собой Ннанду в небесный рай Индры, где брата окружают божественные девы – апсары. Когда Нанда поддается соблазну и на миг забывает о Сундари, Будда возвращает его на землю. Нанда осознает свое душевное бессилие, пытается отрешиться от жажды земных радостей и встать на праведный путь. Будда обращает брата в свою веру, и тот удаляется в лесную обитель, где проводит время в медитации. В последствии Нанда вступает в общину и становится проповедником буддийской доктрины.
Нанда, став последователем Будды – монахом, отрекся от мирской жизни и прислал Сундари корону в знак отречения от власти. Принцесса страдает, увидев корону мужа и, шокированная новостью, умирает.
Это одна из самых замечательных картин Аджанты - движение уверенной и твердой линии. Твёрдость линии является характерной для всей восточной живописи и одним из самых больших достижений Аджанты. Эмоции и пафос выражаются здесь в контролируемости и уравновешенности тела и в то же время красноречивых жестах рук.
Сцена происходит в небольших княжеских покоях, которые написаны так, что их внутреннее пространство как-то незаметно соединяется с окружающей природой, и помещение отчасти напоминает открытую террасу.
Умирающая женщина с поникшей головой и полузакрытыми глазами и ослабевшими конечностями откидывается назад на кровать. Она нежно поддерживается своей в то время как другая пристально смотрящая в ее лицо и обнимающей больную принцессу женщина, которая вероятно проверяет ее пульс.
Выражение ее лица – это глубокое беспокойство, кажется, что она осознала, что вскоре «жизнь покинет» того, кого она любила – принцессу Сундари.
Движения линий уверенны, благодаря теплой цветовой гамме создается впечатление, что цвет фрески остается свежим даже сейчас. Мужские и женские фигуры подтверждают традиционные стандарты красоты – изогнутые брови, длинные миндалевидные глаза, прямые носы, полные губы и слегка заостренные подбородки. Мастера изображают момент изменения поз, жестов и направления лиц, создающих разнообразие, так, что на удивление не существует ни очевидности, ни повторяемости
Почтительно преклонив колено, слуга показывает ей корону Нанды. Видно, что посланец скорбного известия сильно испуган тем сообщением, которое нанесет удар княгине, по его щекам текут слезы, У другого прибывшего слуги, стоящего рядом с первым, руки воздеты кверху и готовы соединиться кистями, в чертах лица выражено почти молитвенное сострадание, Позади главной группы, в небольшой открытой постройке видны еще две фигуры из женского придворного штата принцессы. Они печальны, но оживленно беседуют, выразительно жестикулируя.
Тематически и композиционно умирающая Сундари является центром сцены, фигуры и обстановка, размещенные справа и слева, создают зрительное равновесие. И в то же время вся восьмифигурная группа кажется монолитной, так она едина по смыслу, так гармонично перекликаются друг с другом в ритмичном построении все участники действия. Они объединены также и цветом: кожа всех обнаженных фигур имеет темно-коричневый оттенок; преобладая на зеленоватом фоне всей сцены, он придает некоторую суровость и монументальность, особую монолитность группе фигур.