Валерий Яковлевич Брюсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Родился 13 декабря, 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца Бакулина, издавшего в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала». Фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения, Брюсов начал в Москве торговое дело. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. При этом будущий поэт получил хорошее образование, он учился в двух московских гимназиях с 1885 по 1889 год, в частной классической гимназии Ф. И. Креймана был отчислен за пропаганду атеистических идей, в 1890—1893 годах в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний великолепный педагог оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.

Файлы: 1 файл

Борис Яковлевич.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Валерий Яковлевич

Брюсов

(1873-1924гг)

Биография

Родился 13 декабря, 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца Бакулина, издавшего в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала». Фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения, Брюсов начал в Москве торговое дело. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. При этом будущий поэт получил хорошее образование, он учился в двух московских гимназиях с 1885 по 1889 год, в частной классической гимназии Ф. И. Креймана был отчислен за пропаганду атеистических идей, в 1890—1893 годах  в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний  великолепный педагог  оказал значительное влияние на юного поэта в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова, затем он был очарован поэзией Надсона.

 

 В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); бо́льшая их часть написана под несомненным влиянием французских символистов; помимо брюсовских, в сборниках широко были представлены стихотворения А. А. Миропольского (Ланга), друга Брюсова, а также А. Добролюбова, поэта-мистика. В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги», быстро обретшее известность, обеспечившее неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам.[13] Долгое время имя Брюсова не только в мещанской среде, но и в среде традиционной, «профессорской», «идейной» интеллигенции ассоциировалось именно с этим произведением — «литературным коленцем» (по выражению С. А. Венгерова)

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где, кстати, обучался вместе с другим известным однокурсником — историком литературыВладимиром Саводником[17]. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. («…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — отмечал поэт в дневнике[18]). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба; здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова — Елена Краскова — скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893[19]; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892—1893 годов); любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года.

Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится к 1894 году; вскоре оно перешло в дружбу, не прекращавшуюся вплоть до эмиграции Бальмонта), стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

В позднейших сборниках мифологические темы постепенно затухают, уступая место идеям урбанизма, — Брюсов воспевает темп жизни большого города, его социальные противоречия, городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный в кучи грязный снег. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей; он словно бы вновь обретает «отчий дом»; среда, которая взрастила его, разрушена, и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего(«Рассеется при свете сон тюрьмы, и мир дойдёт к предсказанному раю»).[24] Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова — например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворенияхН. А. Некрасова). Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» и т. п.). В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна, восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.

В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. 
 
После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле.  
 
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких. 


Информация о работе Валерий Яковлевич Брюсов