Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:00, реферат
Вальтер Гропиус (Вальтер Адольф Георг Гропиус, нем. Walter Adolph Georg Gropius) – немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре; основатель знаменитой школы Баухауз.
Девиз: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».
Род деятельности: архитектор, дизайнер
Дата рождения: 18 мая 1883
Дата смерти: 5 июля 1969
Гражданство: Германия
Вальтер Гропиус (Вальтер Адольф Георг Гропиус, нем. Walter Adolph Georg Gropius) – немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре; основатель знаменитой школы Баухауз.
Девиз: «Каждый предмет должен до конца отвечать
своей цели, то есть выполнять свои практические
функции, быть удобным, дешевым и красивым».
Род деятельности: архитектор, дизайнер
Дата рождения: 18 мая 1883
Дата смерти: 5 июля 1969
Гражданство: Германия
Самые известные работы: Завод “Фагус”, Образцовая фабрика,
Школа Баухаус.
Биография и творчество
Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 в Берлине. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 г. поступает учиться на архитектора в Мюнхене, а позднее продолжает учёбу в Берлине.
В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз.
Вальтер Гропиус, «Баухауз» в Дессау, Кабинет директора, фото.
Общеевропейскую известность
принесли Гропиусу здание обувной фабрики
“Фагус” в Альфельде (1911–1916) и
фабричный комплекс в Кельне (1914).
После Первой мировой войны он
получил приглашение возглавить
Художественную школу в Веймаре.
Гропиус обновил программу
Здание завода «Фагус», фото. Дом Леви в Лондоне. 1936 (совм. с М. Фраем).
С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзее» в Берлине (1930/31 гг.).
Комплекс «Баухауза» в Дессау. 1925—26, фото
Дом Франка в Питсбурге (США). 1939 (совм. с М. Л. Брёйером)
Одной из лучших работ Гропиуса
считается построенное им в 1925–1926
гг. здание Баухауза в Дессау. При
почти полном отсутствии декора четко
выявлена конструктивная основа сооружения.
Эти черты характерны и для
современного функционализма. Баухауз
стал международным художественным
центром. Гропиус стремился ввести
там универсальную гибкую программу
обучения, которая максимально
В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 г. он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с М.Фраем основал собственную компанию, просуществовавшую три года.
В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952 г. Среди его работ 1940–1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб авиакомпании “Американ эрлайнс” в Нью-Йорке (1958–1963). Гропиус написал несколько книг: Баухауз 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967).
Интерьер Муниципальная биржа т
В последние годы жизни
Гропиус возвращается в Берлин, где
проектирует девятиэтажный
Жилой дом в районе Ганза,Берлин, проект в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau). 1957.
Собственный дом Вальтера
Сельский колледж в Импингтоне (Великобритания). 1936—39 (совм. с М. Фраем).
Баухауз.
Все началось в 1919 году, когда
Вальтер Гропиус был назначен
директором двух
Слово «Баухауз» (Дом строительства) придумал сам Гропиус, оно символизировало построение своеобразного храма искусств, в котором есть место всем ремеслам и искусствам при ведущей роли архитектуры. Манифест Баухауза состоял из текста, написанного Гропиусом, в котором были отражены его идеи касающиеся преподавания и искусства, окончательно и безоговорочно порвавшего с академизмом.
Гравюра на дереве Лайонела Фейнингера с изображением готического собора с сияющими звездами украсила фронтиспис «Манифеста Баухауза». Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Гропиус писал: «Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись».
Принципиальную схему обучения изобразил сам Гропиус. Она представляла собой концентрические кольца, каждое из которых обозначало свой курс. Начиналось обучение с полугодового пропедевтического курса (наружное кольцо), придуманного в 1919 году художником и преподавателем школы Йоханнесом Иттеном, которому Гропиус позволил экспериментировать с учебным процессом. В ходе этого курса студенты изучали основные закономерности формы, цвета и знакомились с различными материалами в начальных мастерских. В наши дни пропедевтический курс расценивается как одна из самых важных инноваций Гропиуса в Баухаузе.
После окончания вводного курса следующие три года (второй и третий круг) студенты продолжали учебу в производственных мастерских. В них подробно изучались различные материалы: камень, металл, дерево, текстиль, стекло и глина, а так же осваивались законы, правила, технологии и приемы работы с материалами через изучение инструментов и конструкций. По мнению Вальтера Гропиуса, производственные мастерские стали «сердцем» нового образования в Баухаузе. Именно там ученики получали профессиональную специализацию в той или иной области, работая с ведущим художником-проектировщиком («мастером формы»).
В центре схемы находился круг, означающий проектирование. По плану Гропиуса, студенты, сдавшие экзамен после обучения в мастерских, могли переходить непосредственно к изучению архитектуры. Но даже во времена директорства Гропиуса (архитектурная секция просуществовала всего один год, с 1927-го по 1928-й) эта идея оказалась нежизнеспособной. Баухауз прежде всего оставался школой декоративного искусства и дизайна.
В веймарском Баухаузе первыми удостоились звания мастеров девять человек: скульптор Герхард Макс (1919) и художники Лайонел Фейнингер и Йоханнес Иттен (1919), Георг Мухе (1920), Оскар Шлеммер, Пауль Клее и Лотар Шайер (1921), Василий Кандинский (1922) и Ласло Мохой-Надь (1923). Их методы обучения и влияние на учеников были абсолютно разными.
Слева направо: Василий Кандинский и госпожа Нина, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус.
В 1922 году Гропиус впервые
выдвинул требования, которым должны
были соответствовать все объекты,
производимые в мастерских: отныне
все предметы конструируются из минимума
элементов, каждая деталь должна выполняться
в различных вариациях. Подобный
подход был призван облегчить
промышленное производство вещей.
В 1924 году термин «функционализм»
вошел в Баухауз, чтобы навсегда остаться
в школе. Это слово никогда не получало
в Баухаузе точного определения, но было
призвано отразить хрупкое равновесие
между целесообразностью, материалом
и формой, применительно к реальному объекту.
Некоторые предметы, отвечающие
всем этим требованиям, в наши дни стали
иконами стиля, образцом функционального
дизайна. Среди них стоит отметить стул
работы Марселя Брейера и заварочный чайник
Марианны Брандт.
Обстановка директорского кабинета Гропиуса, спроектированного в 1924 году, была собрана из уникальных объектов дизайна нового стиля. Интерьер этой комнаты стал гимном квадрату: с помощью разделения пространства и съемного потолка Гропиусу удалось превратить вытянутую комнату в куб со сторонами по пять метров. Люстра, составленная из трех люминесцентных трубок, напоминала светильник Ритвельда. Дизайн ковра, сотканного по рисунку Клее, нарочито прямоугольной мебели (выполненной по проектам Гропиуса, Альберса и Брейера) и других предметов интерьера, включал в себя мотив квадрата. Позднее Гропиус отрекся от влиянии искусства группы Де Стиль, выдвинув лозунг «Искусство и техника - новое единство».
Приход Ханнеса Мейера на пост директора ознаменовал коренной перелом в истории Баухауза. В 1928 году Гропиус раньше срока ушел в отставку, что было связано как с экономическими, так и с организационными проблемами. В частности, с ухудшением его отношений с мэром Дессау Фрицем Хессе. Подписывая в 1925 году свой контракт, Гропиус брал на себя определенные финансовые обязательства, но у школы достаточно быстро появились долги. Надежды на прибыль от продукции, производимой в мастерских Баухауза, не оправдались, излишне завышенные зарплаты преподавателей, огромные расходы на строительство здания Баухауза и дома мастеров «съели» все накопления. Изъяны в конструкции строений и высокие цены на дома в поселке Дессау-Тортен вызвали недовольство жителей города. Частые отлучки Гропиуса обрели политическое звучание.
В конце 20-х –начале 30-х годов Гропиус работал в собственном бюро. Он являлся одним из самых авторитетных архитекторов Германии. По его проектам строились жилые и промышленные здания и комплексы по всей стране: например, в Берлине, Кельне, Гамбурге, Дрездене. Он создал проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Кстати, Гропиус участвовал и в архитектурных конкурсах, проводившихся в Советском Союзе. Ему принадлежат проекты театра в Харькове и Дворца Советов в Москве (который должен был быть построен на месте взорванного и в наши дни вновь возведенного храма Христа Спасителя).
С приходом к власти национал-социалистов усилилось давление на архитектора со стороны его противников. Помимо собственно государственной власти, против идей "Баухауса" выступали представители официального искусства, консервативные промышленники, обладатели крупных капиталов. Это был давний и принципиальный конфликт, из-за которого школе и ранее приходилось переезжать из города в город.
В апреле 1933 года "Баухаус" был официально закрыт, а его здание передано партийной молодежной организации.
За то небольшое время
что просуществовала эта школа,
«семена Баухауза» разлетелись
по всему миру. В Чикаго эмигранты
Мохой-Надь и Гропиус открыли
«Новый Баухауз». Выпускники школы
активно работали в графическом
дизайне и архитектуре. В послевоенные
годы они стали первыми
"Баухаус" был назван "церковью
марксизма", а его участники
– группой "еврейско-
Три года Гропиус прожил в Лондоне. Он продолжал свою работу как архитектор, сотрудничая с Максвеллом Фраем. Кроме того он занимался научной деятельностью. В Лондоне была написана книга "Новая архитектура и "Баухаус". В 1937 году Гропиус принял приглашение стать профессором Гарвардского университета и переехал в США.
Америка с распростертыми объятиями приняла отвергнутых нацистами архитекторов и художников. Участники "Баухауса" возглавили отделения архитектуры в лучших американских университетах.
В Америке Гропиус получил
С 1946 года Гропиус работал в составе
группы ТАС, тем самым подтверждая
свои взгляды на искусство вообще
и в особенности на архитектуру
как на коллективную, а не индивидуальную
деятельность. Работа группы ТАС была
весьма плодотворной и распространялась
далеко за пределы США. В творческом
активе группы – американское посольство
в Афинах, Багдадский университет, жилой
городок Буков-Рудов под
Продолжение принципов Гропиуса
Трудно переоценить влияние, которое оказали на американскую и мировую архитектуру идеи "Баухауса". Продолжение принципов Гропиуса и созданного им художественного объединения очевидно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и тому подобных зданий. Идея сочетания в одном лице художника, ремесленника и технолога оказала глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство: от книжной иллюстрации и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Гропиус воспитал целое поколение американских архитекторов.
Вальтер Гропиус имел счастье при жизни увидеть воплощение и развитие своих идей. Один из районов Берлина, выстроенный в 60-х годах по его проекту, получил название Гропиусштадт. Архитектор стал лауреатом многочисленных премий, получил звание почетного доктора несметного числа университетов.