Вальтер Гропиус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Вальтер Гропиус (Вальтер Адольф Георг Гропиус, нем. Walter Adolph Georg Gropius) – немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре; основатель знаменитой школы Баухауз.
Девиз: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».
Род деятельности: архитектор, дизайнер
Дата рождения: 18 мая 1883
Дата смерти: 5 июля 1969
Гражданство: Германия

Файлы: 1 файл

Вальтер Гропиус.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Вальтер Гропиус (Вальтер Адольф Георг Гропиус, нем. Walter Adolph Georg Gropius) – немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре; основатель знаменитой школы Баухауз.

Девиз: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». 
Род деятельности: архитектор, дизайнер 
Дата рождения: 18 мая 1883 
Дата смерти: 5 июля 1969 
Гражданство: Германия 
Самые известные работы: Завод “Фагус”, Образцовая фабрика, Школа Баухаус.

 

 

Биография и творчество

Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 в Берлине. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в  свое время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 г. поступает учиться на архитектора в Мюнхене, а позднее продолжает учёбу в Берлине.

В 1907 г. Гропиус приступил  к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились  и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и  Ле Корбюзье.  В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз.

Вальтер Гропиус, «Баухауз»  в Дессау, Кабинет директора, фото.

Общеевропейскую известность  принесли Гропиусу здание обувной фабрики  “Фагус” в Альфельде (1911–1916) и  фабричный комплекс в Кельне (1914). После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название “Баухауз”, а в 1925 перенес ее в  Дессау. 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Здание завода «Фагус», фото.                         Дом Леви в Лондоне. 1936 (совм. с М. Фраем).

С 1926 г. Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок  Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в  берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка  озера Ванзее» в Берлине (1930/31 гг.).

Комплекс «Баухауза» в  Дессау. 1925—26, фото

 

Дом Франка в Питсбурге (США). 1939 (совм. с М. Л. Брёйером)

 

Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 гг. здание Баухауза в Дессау. При  почти полном отсутствии декора четко  выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для  современного функционализма. Баухауз  стал международным художественным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу  обучения, которая максимально содействовала  бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 Гропиус  оставил пост директора Баухауза и переехал в Берлин.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для  рабочих, кооперативных магазинов  и домов. Стиль, в котором работал  Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом  – официальным архитектурным  стилем нацистской Германии, поэтому  в 1934 г. он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с М.Фраем  основал собственную компанию, просуществовавшую  три года.

В 1937 Гропиус переехал в  США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952 г. Среди его работ 1940–1960-х годов  следует отметить Центр выпускников  Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб  авиакомпании “Американ эрлайнс” в Нью-Йорке (1958–1963). Гропиус написал  несколько книг: Баухауз 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон  в мире демократии (1967).

Интерьер Муниципальная биржа труда в Дессау .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последние годы жизни  Гропиус возвращается в Берлин, где  проектирует девятиэтажный жилой  квартал в районе Ганзы в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (нем. Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.

Жилой дом в районе Ганза,Берлин, проект в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau). 1957.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


            Собственный дом Вальтера Гропиуса  в Линкольне, Массачусетс.

 

 


     Сельский колледж  в Импингтоне (Великобритания). 1936—39 (совм. с М. Фраем).

 

Баухауз.

         Все началось в 1919 году, когда  Вальтер Гропиус был назначен  директором двух художественных  школ в Веймаре – Школы прикладных  искусств (которая не функционировала  с 1915 года) и Высшей школы искусств. В неразберихе послевоенных лет  Гропиус, с разрешения влиятельных  лиц, объединил их в одну, создав  таким образом Баухауз (Bauhaus). Это  был первый успех его политики  художественного радикализма. 

Слово «Баухауз» (Дом строительства) придумал сам Гропиус, оно символизировало  построение своеобразного храма  искусств, в котором есть место  всем ремеслам и искусствам при ведущей  роли архитектуры. Манифест Баухауза состоял  из текста, написанного Гропиусом, в  котором были отражены его идеи касающиеся преподавания и искусства, окончательно и безоговорочно порвавшего с  академизмом. 

Гравюра на дереве Лайонела Фейнингера с изображением готического  собора с сияющими звездами украсила фронтиспис «Манифеста Баухауза». Собор  с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Гропиус писал: «Нет границ между  ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где  все будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись». 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальную схему  обучения изобразил сам Гропиус. Она представляла собой концентрические  кольца, каждое из которых обозначало свой курс. Начиналось обучение с полугодового пропедевтического курса (наружное кольцо), придуманного в 1919 году художником и преподавателем школы Йоханнесом Иттеном, которому Гропиус позволил экспериментировать с учебным процессом. В ходе этого курса студенты изучали  основные закономерности формы, цвета  и знакомились с различными материалами  в начальных мастерских. В наши дни пропедевтический курс расценивается  как одна из самых важных инноваций  Гропиуса в Баухаузе. 


После окончания вводного курса следующие три года (второй и третий круг) студенты продолжали учебу в производственных мастерских. В них подробно изучались различные  материалы: камень, металл, дерево, текстиль, стекло и глина, а так же осваивались  законы, правила, технологии и приемы работы с материалами через изучение инструментов и конструкций. По мнению Вальтера Гропиуса, производственные мастерские стали «сердцем» нового образования в Баухаузе. Именно там  ученики получали профессиональную специализацию в той или иной области, работая с ведущим художником-проектировщиком («мастером формы»). 

В центре схемы находился  круг, означающий проектирование. По плану  Гропиуса, студенты, сдавшие экзамен  после обучения в мастерских, могли  переходить непосредственно к изучению архитектуры. Но даже во времена директорства Гропиуса (архитектурная секция просуществовала  всего один год, с 1927-го по 1928-й) эта  идея оказалась нежизнеспособной. Баухауз  прежде всего оставался школой декоративного  искусства и дизайна.

В веймарском Баухаузе первыми  удостоились звания мастеров девять человек: скульптор Герхард Макс (1919) и художники Лайонел Фейнингер  и Йоханнес Иттен (1919), Георг Мухе (1920), Оскар Шлеммер, Пауль Клее и  Лотар Шайер (1921), Василий Кандинский (1922) и Ласло Мохой-Надь (1923). Их методы обучения и влияние на учеников были абсолютно разными.

 Слева направо:  Василий Кандинский и госпожа  Нина, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер  Гропиус.

В 1922 году Гропиус впервые  выдвинул требования, которым должны были соответствовать все объекты, производимые в мастерских: отныне все предметы конструируются из минимума элементов, каждая деталь должна выполняться  в различных вариациях. Подобный подход был призван облегчить  промышленное производство вещей.  
 
В 1924 году термин «функционализм» вошел в Баухауз, чтобы навсегда остаться в школе. Это слово никогда не получало в Баухаузе точного определения, но было призвано отразить хрупкое равновесие между целесообразностью, материалом и формой, применительно к реальному объекту.  
 
Некоторые предметы, отвечающие всем этим требованиям, в наши дни стали иконами стиля, образцом функционального дизайна. Среди них стоит отметить стул работы Марселя Брейера и заварочный чайник Марианны Брандт. 

 

 

Обстановка директорского  кабинета Гропиуса, спроектированного  в 1924 году, была собрана из уникальных объектов дизайна нового стиля. Интерьер этой комнаты стал гимном квадрату: с помощью разделения пространства и съемного потолка Гропиусу удалось  превратить вытянутую комнату в  куб со сторонами по пять метров. Люстра, составленная из трех люминесцентных трубок, напоминала светильник Ритвельда. Дизайн ковра, сотканного по рисунку  Клее, нарочито прямоугольной мебели (выполненной по проектам Гропиуса, Альберса и Брейера) и других предметов  интерьера, включал в себя мотив  квадрата. Позднее Гропиус отрекся  от влиянии искусства группы Де Стиль, выдвинув лозунг «Искусство и техника - новое единство». 

Приход Ханнеса Мейера на пост директора ознаменовал коренной перелом в истории Баухауза. В 1928 году Гропиус раньше срока ушел в отставку, что было связано как  с экономическими, так и с организационными проблемами. В частности, с ухудшением его отношений с мэром Дессау Фрицем Хессе. Подписывая в 1925 году свой контракт, Гропиус брал на себя определенные финансовые обязательства, но у школы  достаточно быстро появились долги. Надежды на прибыль от продукции, производимой в мастерских Баухауза, не оправдались, излишне завышенные зарплаты преподавателей, огромные расходы  на строительство здания Баухауза и  дома мастеров «съели» все накопления. Изъяны в конструкции строений и  высокие цены на дома в поселке  Дессау-Тортен вызвали недовольство жителей города. Частые отлучки Гропиуса обрели политическое звучание.

В конце 20-х –начале 30-х годов  Гропиус работал в собственном  бюро. Он являлся одним из самых  авторитетных архитекторов Германии. По его проектам строились жилые  и промышленные здания и комплексы  по всей стране: например, в Берлине, Кельне, Гамбурге, Дрездене. Он создал проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Кстати, Гропиус  участвовал и в архитектурных  конкурсах, проводившихся в Советском  Союзе. Ему принадлежат проекты  театра в Харькове и Дворца Советов  в Москве (который должен был быть построен на месте взорванного и  в наши дни вновь возведенного храма Христа Спасителя).

С приходом к власти национал-социалистов  усилилось давление на архитектора  со стороны его противников. Помимо собственно государственной власти, против идей "Баухауса" выступали  представители официального искусства, консервативные промышленники, обладатели крупных капиталов. Это был давний и принципиальный конфликт, из-за которого школе и ранее приходилось  переезжать из города в город.

В апреле 1933 года "Баухаус" был  официально закрыт, а его здание передано партийной молодежной организации.

 

За то небольшое время  что просуществовала эта школа, «семена Баухауза» разлетелись  по всему миру. В Чикаго эмигранты  Мохой-Надь и Гропиус открыли  «Новый Баухауз». Выпускники школы  активно работали в графическом  дизайне и архитектуре. В послевоенные годы они стали первыми преподавателями  возрожденных и вновь созданных  дизайнерских школ, таких, как например Ульмская школа в ФРГ. 

"Баухаус" был назван "церковью  марксизма", а его участники  – группой "еврейско-большевистских" архитекторов. Опасаясь за свою  жизнь, Вальтер Гропиус эмигрировал  в Англию.

Три года Гропиус прожил в Лондоне. Он продолжал свою работу как архитектор, сотрудничая с Максвеллом Фраем. Кроме того он занимался научной деятельностью. В Лондоне была написана книга "Новая архитектура и "Баухаус". В 1937 году Гропиус принял приглашение стать профессором Гарвардского университета и переехал в США.

Америка с распростертыми объятиями  приняла отвергнутых нацистами  архитекторов и художников. Участники "Баухауса" возглавили отделения  архитектуры в лучших американских университетах.

В Америке Гропиус получил возможность  осуществить свои идеи. Он проектировал многочисленные небоскребы, фабричные  здания, рабочие поселки, университеты, школы, театры и многое другое. Вокруг коллег Гропиуса по немецкому "Баухаусу" также образовывались группы архитекторов; создавались, так сказать, "филиалы  Баухауса". Например, Ласло Мохой-Надь создал в Чикаго "Новый Баухаус".

С 1946 года Гропиус работал в составе  группы ТАС, тем самым подтверждая  свои взгляды на искусство вообще и в особенности на архитектуру  как на коллективную, а не индивидуальную деятельность. Работа группы ТАС была весьма плодотворной и распространялась далеко за пределы США. В творческом активе группы – американское посольство в Афинах, Багдадский университет, жилой  городок Буков-Рудов под Берлином и ряд других крупных проектов.

Продолжение принципов  Гропиуса

Трудно переоценить влияние, которое  оказали на американскую и мировую  архитектуру идеи "Баухауса". Продолжение  принципов Гропиуса и созданного им художественного объединения  очевидно в функциональной архитектуре  современных офисов, фабрик и тому подобных зданий. Идея сочетания в  одном лице художника, ремесленника и технолога оказала глубокое воздействие на прикладное и изобразительное  искусство: от книжной иллюстрации  и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Гропиус воспитал целое поколение  американских архитекторов.

Вальтер Гропиус имел счастье при  жизни увидеть воплощение и развитие своих идей. Один из районов Берлина, выстроенный в 60-х годах по его  проекту, получил название Гропиусштадт. Архитектор стал лауреатом многочисленных премий, получил звание почетного  доктора несметного числа университетов.

Информация о работе Вальтер Гропиус