Венгерские народные танцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 05:14, реферат

Описание работы

Музыкально-песенное и танцевальное искусство венгерского народа имеет свои древние традиции. Лучшие его образцы давно стали достоянием мировой музыкально-театральной культуры.
Популярности венгерских танцев немало способствовали выдающиеся композиторы такие как Лист, Шуберт, Брамс, Бела Барток и Золтан Кодай.

Файлы: 1 файл

Венгерский народный танец.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

 

Бурная военная история Венгрии, борьба за политическую независимость от Габсбургов, отразилась в мужской национальной одежде. В те времена военная форма была в почете и гордо именовавшие себя венгерской нацией, только благородные сословия, дворянство, духовенство носили ее. Простолюдины носили иную национальную одежду – полукафтан (доломана), узкие штаны с сапогами, плащ (ментик) и высокую шапку с пером. Доломан молодого человека был короток. Люди постарше носили длиннее, но самый длинный доломан одевали служащие. Ментик обычно был по краю оторочен мехом и его вместе с доломаном богато украшали зеленые, желтые, синие, красные галуны. Со временем после поражения крупного восстания против Габсбургов, доломан, и ментик стал короче, и в XIX веке превратился в мундир и куртку русских гусар. Первые гусарские полки были сформированы из бежавших приспешников, захлебнувшегося восстания. Девятнадцатый век в Венгрии был отмечен европеизмом повседневной одежды. Прогрессивная учащаяся молодежь и аристократия перенимали столичный образ жизни и чаще носили западноевропейскую одежду - туфли с пряжками, кружевные сорочки, парики с косичками. Казалось, что венгры, копируя Европу, постепенно теряют свой внешний облик, забывая суровую простоту предков. Очередные желания монарха ликвидировать автономии в рамках империи, возмутили общество и венгры, чтобы лишний раз показать свой патриотизм и негодование, специально облачились в национальные костюмы. Такое мощное выражение протеста народом заставило монарха изменить свои планы. Национальный костюм становится символом победы над Габсбургами. Восстановив Государственного собрания (органы самоуправления дворян), венгры проводили собрания в национальных костюмах и, пропитываясь духом национального дворянства, даже дома запрещали своим родственникам носить чужеземные платья и прически. В 1790 году свершилось важнейшее событие – вернулась на родину корона св. Иштвана (главная святыня страны). Корону дворяне решили сами сопровождать до древней столицы королевства, города Буда. Не доверяя имперской охране, были организованны специальные полувоенные отряды бандерии, одевающиеся в форму куруцев, так как эта форма участников ранних освободительных войн против Габсбургов.

С тех пор на людях, в публичных  собраниях, светских раутах, на балах  стало принято надевать национальную одежду. Всерьез задумались над одеждой даже для священников. Национализация захлестнула Венгрию, и теперь многих дворян было не отличить от мастеровых, а дам от их горничных — все они носили одинаковую одежду. В ходу была такая фраза: « Теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски». Техника изготовления ткани, орнамент и расцветка имеет много элементов схожих с европейскими узорами: несложные геометрические фигуры, разноцветные полосы. Преобладающие цвета ткани – синий, белый, черный, красный. Вышивка появилась позже. В старину вышивка была с геометрическим орнаментом одного или двух цветов. Современная вышивка разноцветная, с акцентом на вышивание цветов. 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ   

 

Народная музыка в  Венгрии является самой неотъемлемой частью их культуры. Во всем её разнообразии были заметны черты музыкальной культуры соседей: Словакии, Румынии, Моравии, северной Польши. На музыку венгров (или как ещё их называли - мадьяры) сильное влияние оказала музыка цыган, и вплоть до 19 века её отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры. Среди старинных национальных музыкальных инструментов Венгрии можно выделить духовные: волынку, свирель; щипковые - цитра и ударные - дарбук. Волынка (или как называли венгры Duda) появилась в эпоху подъема общеевропейской культуры. Это было связано, прежде всего, с крестовыми походами, с её победами и поражениями. Волынка представляет собой резервуар, который наполняется воздухом. Сам резервуар делался из телячьей или козьей шкуры, зашивали наглухо и снабжали трубкой (чантером) для наполнения мешка воздухом. Снизу прикрепляли две игральные язычковые трубочки (трость и бурбон) для создания полифонического звучания. Современные чантеры, трости и бурбоны заканчиваются рогом и латунным раструбом. Этот музыкальный инструмент не потерял свою популярность среди народов Венгрии по настоящий день. Свирель представляла собой простую деревянную дудку, где на одном из концов делали в виде "клюва" свистковое устройство, а на середине лицевой стороны вырезали разное количество отверстий для игры. Обычно вырезали 6 отверстий. Во многих сказаниях европейских народов можно найти, что свирель изготавливалась из дерева или камыша, которое выросло на могиле убитого или убитой. По их сказаниям, она вещала миру о преступлении. Цитра относится к щипковым музыкальным инструментам. Она была очень похожа на русские гусли. В конструкции цитра имела плоский деревянный корпус неправильной формы. В зависимости от размеров цитры на лицевой стороне было натянуто от 30 до 45 струн. Струны делились на голосовые (чтобы играть мелодию) и хоровые (для поддержки мелодии аккордовым сопровождением). С этим инструментом связаны некоторые приметы. Например, если во сне услышать звуки цитры, то человека ждет большая любовь, или если приснится сам инструмент, то человека ждут любовные переживания. Волшебные звуки цитры очаровывали слушателей. Дарбук (или, как называли венгры, Dobouk) в настоящее время не существует в Венгрии как ударный народный инструмент. Этот музыкальный инструмент широко известен в восточных странах, существует и по настоящее время, но в Европе он неожиданно исчез. Это был барабан в форме кубка, изготовленный традиционно из глины и козлиной кожи. Имел два отверстия, самое широкое было закрыто мембраной. Эти барабаны встречались в разных формах. Похоже, древние мастера дарбуки экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти ему оптимальное звучание. В настоящее время народ Венгрии больше используют другие музыкальные инструменты, которые хорошо известны в странах Европы: кларнет, аккордеон и особенно скрипку. Но это не говорит о том, что звучания волынки, свирели и цитры мы больше не услышим, когда побываем в Венгрии. 


Информация о работе Венгерские народные танцы