Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:21, реферат
Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.
Вензель и коды Баха
Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.
J[ohann] S[ebastian] B[ach] Окончательный вариант J[ohann] S[ebastian] B[ach]
Примечательно, что способ представлять разный материал (здесь — буквы, в музыке — музыкальные темы, или мотивы) в модифицированном виде: в увеличении, уменьшении, в зеркальном отображении, в возвратном (ракоходном) виде, — одна из самых характерных особенностей полифонической музыки и баховской в первую очередь. Из множества примеров приведем один - так называемый ракоходный канон из «Музыкального приношения», написанного на тему, полученную Бахом от короля Пруссии Фридриха Великого, которого Бах посетил в 1747 г. Суть этого музыкального ребуса хорошо изложил профессор А. Милка [Милка А. «Музыкальное приношение» И.С. Баха. - М., 1999. С. 91-92.].
Канон образован темой и ее ракоходом, которые, вступая одновременно, движутся навстречу друг другу:
АБВГДЕЖЗ
ЗЖЕДГВБА
Такой канон сочиняется следующим образом: берется первоначальная тема, например АБВГ (в данном случае это и есть «Тема короля»). Первый шаг к созданию такого канона — написать к этой теме так называемый контрапункт, то есть самостоятельную мелодию, которая хорошо сочеталась бы с темой (обозначим ее так: swqz), образуя двухголосный фрагмент:
АБВГ
swqz
Чтобы канон получился ракоходным, нужно обе мелодии переписать от конца к началу:
ГВБА
zqws
Следующий этап в создании такого канона - поменять голоса местами во второй половине канона и провести тему и контрапункт в ракоходном (возвратном) виде:
АБВГ zqws
swqz ГВБА
Весьма примечательны
выражения, в которых обычно
говорится о технике написания
подобного рода полифонических
пьес: «Бах создал тему», «...
Над монограммой надпись: «Vivat». На противоположной стороне имя Баха, записанное нотами: В - А - С - Н, подразумевающее, как мы помним, и «баховское число» - 14. Кстати, указание на это число имеется и в вензеле: ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающие внешний контур рисунка. Итак, мы видим, что вензель содержит в себе много символических деталей. Приведение их в некое художественное единство даже для Баха, с его поразительной способностью изобретать и комбинировать всё новые и новые формы, было, по-видимому, непростым делом. К этому конечному результату он пришел после ряда поисков.
Нельзя отказать этой монограмме
в изобретательности и
Опубликовано в журнале "Искусство", №16(376),
16-31 августа 2007 (И.С. Бах)