Войлок в бижутерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из
самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую
обстановку. Он эко логичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из
него делаются вручную и несут тепло рук.
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует
легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге.
Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Содержание работы

1.История войлока____________________________________________2
2.Виды шерсти для валяния_____________________________________5
3.Техника войлоковаляния______________________________________6
4.Использование войлока в бижутерии____________________________14

Файлы: 1 файл

Войлок в бижутерии - Реферат «Войлок в бижутерии».docx

— 2.77 Мб (Скачать файл)


Реферат «Войлок в бижутерии»

 
 




2013

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.История войлока____________________________________________2

2.Виды шерсти для валяния_____________________________________5

3.Техника войлоковаляния______________________________________6

4.Использование войлока в бижутерии____________________________14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История войлока

 

Культовый материал кочевых народов  – войлок, сегодня стал одним  из

самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую

обстановку. Он эко логичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из

него делаются вручную и несут  тепло рук.

История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует

легенда, гласящая, что первый валяный  ковер появился на Ноевом ковчеге.

Овцы, плывшие на нем, находились в  очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов,

особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим

человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке,

одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной.

Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и

вражеских сил, спасал от зноя и холода.

В своих исследованиях мы определили проблему рассмотрения

перехода войлочного ремесла из сугубо функционального, утилитарного

явления в декоративно-прикладное искусство.

Ремесло войлоковаляние на протяжении многих веков было

жизнеопределяющим для многих кочевых  народов, вид прикладного

искусства, обладающий обширной базой  приёмов и техник исполнения и

многообещающей перспективой развития.

Кошмоделие или войлоковаляние - древнейшее занятие скотоводов

Центральной Азии и евразийской  степи на рубеже 19-20 веков сохраняло

практическое значение там, где  в культурный ареал входили киргизы, казахи,

каракалпаки, калмыки, а так же и  южные и восточные башкиры. Войлоком

покрывали юрты, застилали пол и  возвышенные спальные места в кочевых и

стационарных жилищах. Изготавливали войлочные чепраки, переметные

сумы, чехлы, молитвенные коврики. Существовали различные способы

украшения войлочных изделий. Исследователи  прикладного искусства

башкир, выделив в традиционном орнаменте шесть разновременных пластов

(комплексов), определили, что два  из них, наиболее ранние, связаны  с

формированием культуры тюркоязычных племен в пределах Центральных-

Азиатского и Южно-Сибирских регионов. Именно они лежат в основе

орнаментации башкирских войлоков. Особенно нарядными были вещи

праздничного и обрядового (свадебного) назначения.

Киргизский народ наряду с производством  одноцветных войлоков и

ковров ала кий из, украшенных валяными рисунками в форме бараньих рогов

и когтей птиц, сохраняет автохтонную  традицию изготовления шырдаков –

уникальных по своей красоте  и чёткости рисунка ковров. Изначально

шырдаки были двухцветными, при этом рисунок создавался за счёт

сочетания контрастного сырья натуральных  цветов, либо введением шерсти,

окрашенной натуральными красителями. С 1060-х годов их стали делать

многоцветными, используя яркие оттенки. Современные мастера всё чаще

возвращаются к спокойной гамме  натуральных красителей. При

производстве шырдаков в двух или более наложенных друг на друга пластах

войлока одновременно прорезается  рисунок, затем путём их

взаимозамещения собирается инкрустированное полотно. После этого ковёр

вышивается с задней стороны  для придания должной прочности  и толщины.

На изготовление ширдака уходит от 15 дней до полутора месяцев. Та же

техника может применяться и  для изготовления прочих изделий: курток,

сумок, подстилок.

Среди русских валенок ручного  производства наиболее ценны близкие

к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность

шлифуется пемзой и при необходимости  обрабатывается мелом. Валенки

могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России

характерны свои виды валенок: в  Сибири предпочитают обшитые кожаной

тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком,

татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом

Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в

течение многих веков, активно используя  творческие наработки многих

поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения

войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие

сферы применения войлока.

Сегодня этот продукт интересен  для мастеров, на него есть спрос, а

значит, нужно активнее его вводить  в современные реалии. Войлок очень

податливый, с ним можно что угодно делать: объемные вещи, украшение

тканей, игрушку, бусы, ковры и панно. Можно дать вторую жизнь старым

вещам, украсив шерстяным рисунком или объемным украшением из войлока.

Такое занятие успокаивает, развивает  фантазию. Здесь можно много задумок

воплотить, огромный простор для  творчества и экспериментов. Одни делают

обувь - валенки и тапочки, другие создают художественные полотна, которые

представляют собой произведения искусства. Войлок давно уже стал

любимым материалом для тех, кто  выбирает в качестве хобби хендмейд.

Современные мастерицы создают  миниатюрные игрушки и украшения  из

войлока.

Уральские наши земли, Казахстан и  Башкирия- родина мастеров

войлока. Войлочные изделия здесь  привычны и необходимы. Сохранение

самобытных национальных традиций и культуры – внутренняя потребность

каждого народа. Возрождают и поддерживают старинные традиции

изготовления войлочных изделий  в городах Южного Урала не только

мастера, но и педагоги дополнительного  образования детей. Изделия из

войлока напоминают детям о художественной культуре нашего края,

связанной с мировой художественной культурой и историей.

Изучение возможностей войлока, как  художественного материала и

различные техники работы с ним  позволяют знакомить детей со множеством

вариантов создания творческих работ, искать «свой» материал и

совершенствоваться в нем или  быть успешным в самых разных материалах и

техниках.

Освоив технику войлоковаляния, можно создавать различные

композиции, утилитарные вещи, отвечающие эстетическим и

художественным требованиям.

 

 

 

2.Виды шерсти для валяния:

Остевая шерсть (используется для валяния грубых изделий, не контактирующих напрямую с нежной кожей, например, валенок, полу сапог, сумок);

Сливер (расчесанная овечья шерсть, без остевых волоской, чаще всего неокрашенная, используется для набивания игрушек, создания основы изделия, с последующим наложением шерсти других цветов);

Очес (чес шерсти, состоящий  из мелких волосков, используется для  валяния полотна, фетра, мягкого  войлока);

Выбеленка (чес овечьей шерсти, вытянутая и выбеленная, используется в качестве светлого тона и для домашнего окрашивания);

Верблюжья (расчесанная шерсть верблюда, используется для валяния  игрушек и др. изделий без использования  шерсти- основы);

Ангора или мохер (шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий);

Полутонкая шерсть (пуховые  волосы от 25 до 29 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого  валяния, для отделки изделий  и декора);

Тонкая шерсть (пуховые  волосы от 19 до 25 микрон в диаметре (тонине) используется для сухого и мокрого  валяния, для отделки изделий  и декора);

Топс (пуховые волосы от 19 микрон в диаметре используется для сухого и мокрого валяния, самая дорогая шерсть).

При выделке шерсть делят  на вату короткие волокна) и гребневую  ленту (длинные волокна, расчесанные  и уложенные в виде ленты от 1 метра длиной). Вата пакуется в пакеты и мешки, гребневая лента наматывается на катушки.

 

 

 

 

3.Техника войлоковаляния.

 

Валяние войлока - древнейший вид рукоделия. Он прост и в  домашних условиях можно создавать самые разнообразные вещи на основе технологии войлоковаляния.

Особенностью войлоковаляния является  некоторая непредсказуемость результата,

что очень привлекает к  этому виду рукоделия творческих людей.  Как бы тщательно не подбирались и выкладывались цвета шерсти, войлок все равно сваляется немного по-своему.  Мастера по войлоку адаптируют под себя уже известные техники, используют при создании одного изделия смешение техник, придумывают собственные методы валяния, так как  работа с войлоком  основывается на ощущении его как рабочего материала.

В процессе валяния войлока  всего два метода - мокрый и сухой (фильцевание). Как направление мокрого войлоковаляния выделяется техника нунофелтинга (нуновойлок) - валяние войлока по  ткани.

 Мокрым валяние названо так, потому что для сваливания волокон шерсти используется вода и мыло (мыльный раствор). 
Мокрое  валяние  применяется при создании шарфов, шапок, сумок, украшений, крупных полотен (для  панно, одежды, обуви).

Рассмотрим мокрый способ войлоковаляния на самом простом примере - изготовлении бусины ( по материалам http://www.magic-beads.ru/techniques/felt)

 

Возьмите в горсть хорошо распушенные комочки шерсти одноцветных  или разных цветов и, смачивая шерсть горячей мыльной водой, начинайте  аккуратно формировать шарик. Катайте  его между ладонями примерно так, как в детском саду катали шарики из пластилина. Давление надо увеличивать  постепенно, по ходу работы можно немного  корректировать вид шарика, добавляя, куда надо, нужный цвет. Присоединить новую порцию шерсти можно только в том случае, если поверхность шарика еще не совсем свалялась. Поэтому не стоит сразу катать слишком яростно, лучше убедиться, что в целом шарик сформировался в нужном сочетании цветов, и тогда уж повалять его от души, пока он совсем не уплотнится. 
 
Расход шерсти для бусин довольно большой, поэтому из соображений экономии внутрь больших бусин можно вложить шерстяной клубочек, обернуть его слоем шерсти и дальше валять шарик, как описано выше. 
 
Когда валяние закончено, т.е шарик больше не уплотняется и его поверхность стала достаточно гладкой (эта стадия определяется "на глаз"), споласкиваем шарик под струей горячей воды, продолжая его катать.

В заключение можно готовый  шарик несколько раз прокатить  по впитывающей воду ткани и оставить сушиться. Если вы делаете бусину, то дырочку для нитки будущих бус нужно проткнуть в еще мокром войлочном шарике (Рис.1) и оставить его сушиться с иглой (зубочисткой и т.п.). 
 
Когда все бусины готовы, остается нанизать их на двойную нитку и концы нитки скрутить. Для придания большей декоративности можно расшить шарики бисером. Матовая поверхность войлока отлично оттеняется блеском бисера. Но  важно не переусердствовать, так как войлок достаточно выразителен и сам по себе!

 

Рис.1

Сухое валяние  войлока

Фильцевание - это процесс сухого валяния войлока с использованием специальных игл для работы с шерстью. Используются иглы разной толщины. Эти иглы имеют засечки, которые при втыкании в шерсть перепутывают ее волоски, образуя войлок. В процессе сухого валяния  шерсть протыкается иглами в одном месте много раз, чтобы запутать волоски. Чем плотнее вы хотите сделать ваше изделие, тем больше раз вам придется его проткнуть.

Валяние иглой незаменимо при создании игрушек. Также им пользуются для нанесения рисунка на ткань. 
 
Сухой способ валяния рассмотрим  на примере изготовления игрушечного пингвина (по  http://web-mistress.livejournal.com/):

Задаем начальную форму  изделию и начинаем собственно фильцевание - "тыкание" иглой в шарик. В зависимости от наклона иглы, глубины и силы укалываний, меняется и поверхность. Для экономии белого мохера "ядро" туловища составляет синтепон.

Голову фильцуем из отдельного шарика шерсти. Готовую голову приставляем к туловищу и фильцуем по кругу, направляя иглу наклонно, чтоб захватывала и низ головы, и верх туловища. Фильцуем до тех пор, пока голова не будет плотно держаться (Рис.2,3).

Рис.2,3.

Клюв и лапы делаются в  мокрой технике - нужного размера  кусочек мохера скатывается намыленными  ладонями. 
Мелкие детали - крылья - делаем на губке (Рис.4,5), чтобы не проткнуть собственные пальцы. Переворачиваем и валяем до нужной плотности

Рис.4,5.

 

Рис.6 Вот такой пингвин получается.

 

Примеры изделий из войлока 

Рис.7 Способ мокрого катания  войлока.

 

Рис.8. Способ фальцевания.

Рис.9.Ландыши сделаны  способом мокрого и сухого войлоковаляния.

Информация о работе Войлок в бижутерии