Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Ислам - религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом плане. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как мировой религии, присуща самобытность.
Оглавление 2
Введение 3
I Становление ислама как мировой религии 5
1.1 Родина ислама: история зарождения мировой религии 5
1.2 Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов 8
ислама 8
1.3 Распространение ислама. Оформление Корана 16
II Вероучение и культ ислама, его направления 19
2.1 Общие черты мусульманского вероучения 19
2.2. Столпы веры 20
2.3 Столпы ислама 22
2.4 Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты 25
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение А – Сравнительная таблица вероучений 36
Приложение Б – Словарь терминов 44
Приложение В – Иллюстративная часть 46
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ФГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА
ТУРИЗМА И СЕРВИСА.
Курсовая работа
по дисциплине
«Религии народов мира»
Тема: «Возникновение
ислама, его вероучение, культ».
Выполнила: студентка 225 группы,
Иванова Оксана
Проверила:
Максимова Нонна Николаевна
Челябинск
2010
Ислам - третья и последняя из развитых монотеистических религий.
Ислам - религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, поэтому в исламе наблюдаются заимствования не только в общекультурном, но и теологическом, религиозно-культовом плане. Ими наполнена священная книга мусульман Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. Но несмотря на это, исламу как мировой религии, присуща самобытность.
Актуальность
моей работы заключается в том, что
ислам – как она из трех мировых
религий оказывает огромное влияние
на всю мировую религию в целом,
на культуру человечества и его миропонимание.
Понимание менталитета и
Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.
Предметом исследования является процесс эволюции ислама.
Цель исследования – подробно изучить понятие ислама, раскрыть его содержание и сущность, ознакомиться с основными положениями вероучения.
Задачи исследования:
Основными источниками при написании данной курсовой работы выступили книги «История возникновения арабского мира» П.Н. Фадеева, «Религии мира. Ислам» Д. В. Брилева, «Основы ислама» В. Бобровникова и Священная книга Коран.
В книге «Религии мира. Ислам» рассматриваются начальные представления о вероучении мусульман, их священной книге - Коране, священном предании - сунне, пророке Мухаммаде, об особенностях мусульманского права, культа и догматики.
Книга «Основы ислама» В.Бобровникова ставит целью раскрыть пять основных столпов ислама, обращая внимание на ту великую мудрость, заложенную в них Аллахом, а также на то, что приобретает каждая душа, покоряясь Его повелениям и следуя Его руководству. В книге также рассматривается понятие Бога в исламе и значение Сунны для мусульман.
Третий
источник Коран – священная книга мусуль
Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие.
Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысоких гор. Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь очень жаркий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древности. Здесь жили семитические племена - предки современных арабов. Отсюда же, по мнению некоторых ученых, вышли и предки древних евреев.
Главным занятием местных жителей было скотоводство. Кочевники перегоняли по огромному малонаселенному пространству стада верблюдов, лошадей, овец. Через Аравию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные камни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчисленные стада скота. В оазисах, либо вблизи моря, возникали крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама
В религиозном отношении жители Аравии были очень неоднородны. На севере полуострова ощущалось сильное влияние христианства, распространенного в основном в виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований ереси. В более южных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с традициями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов (см. Приложение А)
Арабы, как и древние евреи, склонялись к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан за отклонения от веры в единого Бога, ссылаясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже не един.
Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христианства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Многие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на верблюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали складываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племенами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала складываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка.
В этом богатом торговом городе находилась самое уважаемое святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней.
Мусульмане очень берегут свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники одного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет.
Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором привык молиться в райских кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили его.
С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале VII века, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это свидетельствует о существовании язычества у древних арабов. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каабы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.
Еще в древности арабы признали своим единым Богом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по отношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Аллах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.
Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что буквально означает божество. Он не имеет облика, а те места в Коране, где говорится о его способности видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают воспринимать иносказательно и символически.
Ислам
сыграл огромную роль в истории и
культуре не только арабов, его первых
и основных адептов, но и всех народов
ближневосточного региона, а также
иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев,
многих народов Средней Азии, Кавказа,
Поволжья, Балкан, значительной части
населения Африки. В результате арабского
завоевания и под прямым воздействием
ислама складывались не только судьбы
народов «исламского мира», но и их культурные
традиции, идейный багаж, нормы быта и
морали, эпические образы и предания, которые
и сегодня во многом определяют их жизнь.
Пророк Мухаммед является реальным историческим персонажем. Ислам не наделяет его какими-либо сверхъестественными качествами, хотя рассказ о его жизни, как и жизни любого великого человека, оброс многочисленными легендами и преданиями.
Мухаммед родился в Мекке около 570 года нашей эры и принадлежал к племени курейшитов. Его отец умер, находясь в путешествии, через два месяца после рождения сына. Свое раннее детство Мухаммед провел в степи, взятый, по местному обычаю, на воспитание одной из пастушеских семей. Однажды, как рассказывает предание, с ним произошло необычайное событие. Когда мальчик играл, к нему подошли двое мужчин в белых одеяниях. Это были ангелы. Один из них держал в руке таз, наполненный ослепительным снегом. Они схватили Мухаммеда, повалили на спину, рассекли ему грудь, вынули сердце и, основательно прочистив его снегом «от греха и нечистоты», вложили обратно. Затем ангелы закрыли грудную клетку мальчика и удалились. Воспитатели, привлеченные криком другого ребенка - свидетеля всех событий, увидели только мертвенно-бледного Мухаммеда, стоявшего около шатра.
Несмотря на то, что Мухаммед происходил из древнего уважаемого рода, предки не оставили ему никакого наследства. Юноше пришлось заниматься традиционным делом тогдашних молодых мужчин-арабов: пасти стада, погонять верблюдов и помогать проводить торговые караваны. В 12 лет он отправился с дядей в далекое путешествие в Сирию. В пути впечатлительному мальчику являлись волшебные видения, и несколько раз случались события, исполненные загадочного смысла. В Сирии у него произошла очень важная встреча. Когда караван отдыхал у стен монастыря, в котором жили христианские монахи, к арабским пришельцам вышел один святой старец. Он увидел юного Мухаммеда и тут же пригласил его к себе в келью, где сообщил, что по движению солнца и облаков, а также по тому, что написано в древних христианских книгах, он предрекает мальчику будущее великого пророка. Так основатель ислама впервые столкнулся с христианством. Позже, когда Мухаммед вновь посетил Сирию по торговым делам, он, вероятно, продолжал знакомиться с христианским учением.
До 24-х лет Мухаммед находился в услужении у своих дядьев. Он был человеком правдивым, искренним, прямым, очень развитым и знающим. За эти качества окружающие уважали и любили его. Однако внешне жизнь Мухаммеда мало отличалась от жизни других соплеменников. На 25-м году жизни судьба столкнула будущего пророка с его двоюродной сестрой и богатой мекканской купчихой Хадиджой. Любовь и признательность пророка к жене была столь велика, что он, вопреки существовавшим у арабов обычаям многоженства, до самой ее смерти не брал себе других жен. Образ Хадиджи в исламской религии стал образом идеальной жены-мусульманки.
40-летнему
Мухаммеду явился ангел,
Сначала пророк сообщал свои откровения только жене и самым близким людям. Как и все великие пророки, Мухаммед поначалу был очень одинок и всеми гоним. Небольшая группа поверивших ему первых последователей постоянно подвергалась оскорблениям со стороны язычников, а однажды в драке пролилась и первая кровь за ислам: один из молодых мусульман в пылу ударил язычника верблюжьей челюстью, разбив ему голову.
На Мухаммеда обрушились и личные беды: умерли дядя-воспитатель и жена Хадиджа, оставившая ему трех дочерей. В исламе считается, что Бог построил ей на небе прекрасный дом из большой цельной жемчужины... Овдовевший пророк женился вновь на тридцатилетней вдове одного недавно обратившегося мусульманина, но не по любви, а желая спасти и защитить ее от издевательств. Их совместная жизнь была недолгой и кончилась разводом: доброе и гуманное отношение друг к другу не заменило любви. Вслед за этим Мухаммед заключил семейный союз с молоденькой Айшой - дочерью одного из твердых последователей и вождей ислама Абу Бекра.
Над головой пророка продолжали сгущаться тучи. Гонения теперь распространялись не только на Мухаммеда, но и на весь его род. Убить его соплеменники не решались, но лелеяли планы вынудить «неудобного человека» навсегда уйти из Мекки.
В 622 году все последователи ислама, а за ними и сам Мухаммед совершили исход, бегство из Мекки, называемое по-арабски хиджра. Этот год стал точкой отсчета, началом новой эры для мусульманского лунного календаря.
Согласно преданию, Мухаммед, будучи в святом Иерусалиме, взошел на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и предстал перед самим Аллахом. Бог приказал всем мусульманам совершать ежедневно по 50 молитв, но пророк возразил, что это слишком много. Тогда Аллах сократил их число до пяти. Будучи на небе, Мухаммед познакомился с устройством рая и ада.
Дальнейшая история жизни Мухаммеда и его религии - это в основном история военных событий. Собрав своих сторонников в Медине, пророк начал военные действия против Мекки. Сначала войско Мухаммеда одержало победу. Во время войны произошло и еще одно важное событие: Мухаммед бесповоротно поссорился с иудеями. Не поддержали Мухаммеда и немногочисленные христиане, жившие в Аравии. В ответ на это пророк Аллаха решил окончательно отделить свою веру от других и объявил о превосходстве ислама над всеми религиями. Иудейский обычай почитать субботу как праздничный день Мухаммед заменил почитанием пятницы, а все мусульмане во время молитвы стали обращать свое лицо к мекканской Каабе.
Позиции Мухаммеда в Аравии все больше укреплялись. Он стал теперь не только пророком, но и политиком, вождем арабов. В 630 году Мекка сдалась ему практически без сопротивления: видимо, все жители Аравии теперь воспринимали Мухаммеда как своего предводителя. Пророк вернулся в родной город победителем и, можно считать, что с этого момента на полуострове возникло арабское исламское государство со столицей в Мекке.
Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного Бога - строжайший монотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Мухаммеда, его откровения были связаны с конкретными случаями, с запросами его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Все установления Мухаммеда постепенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, естественно, не были изложены в виде определенной системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкосновенна. Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.
Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значительное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призывал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древне арабской традиции женщины были включены в категорию наследников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохранялись, если они были заключены до ислама.
У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который служил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ислама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем самым была сделана попытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского священного закона - шариата.
В это время у вождей арабов зародилась идея распространения влияния ислама на весь мир. Начав с покорения племен Аравии, мусульмане открыли длительную и жестокую эпоху арабских завоеваний. Религиозные воины против неверных получили название джихад или газават (набег).
О джихаде говорится в Коране. На этом основании многие считают, что ислам - воинственная религия, которая распространялась силой оружия и всегда поощряла насилие над «неверными» (гяурами или кафирами, как их называли). Под «неверными» понимались все не мусульмане независимо от той религии, которую они исповедовали. Отчасти эта точка зрения имеет под собой основания. Но надо учитывать, что джихад может объясняться и иносказательно, символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим неверием, с собственными грехами. Именно так - иносказательно чаще всего и объясняют идею джихада современные мусульманские богословы. Знакомясь с сюжетами Ветхого Завета, мы уже встречались с религиозными войнами против язычников, и все они изображались отнюдь не только как военные действия за захват территории, а как сражения за истинную веру и в какой-то степени символизировали войну человека с самим собой.
Если говорить о джихаде и газавате в прямом смысле, т. е. как о войне с неверными, то тут мусульмане обычно подчеркивают очень важные моменты. Во-первых, по правилам, это всегда должна быть только оборонительная война, и ее можно вести лишь в том случае, если на исламскую общину кто-нибудь нападает. Во-вторых, есть принципы, нарушать которые в ходе войны в высшей степени неблагородно: убивать слабых и беззащитных — детей, стариков, женщин, брать в плен священнослужителей и монахов любых вероисповеданий, подвергать физическим мукам и калечить пленников, убивать пленных, принявших ислам. Некоторые мусульманские предводители считали недопустимым уничтожать посевы, сады и другое имущество на территории противника. В то же время исламский закон позволял брать во время войны пленников из тех, кто воюет, казнить их, превращать в рабов или брать за них выкуп.
Последние годы жизни Мухаммед провел в Медине. Теперь он был на вершине своего могущества. Вокруг предводителя толпились многочисленные сподвижники и военные вожди. Все чаше и чаще именно они начинали реально управлять всеми делами в государстве.
Самыми приближенными к особе пророка людьми были его многочисленные родственники. Мухаммед имел в общей сложности одиннадцать жен, девять из которых, в том числе любимая жена - совсем молодая красавица Айша, пережили его. Хотя у пророка были уже взрослые дочери, единственный новорожденный сын скоропостижно заболел и умер.
Сам Мухаммед стал с большим трудом добираться до мечети, во время молитвы ноги не держали его, часто случались обмороки. Совсем ослабевший, великий пророк умер, когда голова его покоилась на коленях Айши. Это произошло в Медине в середине 632-го христианского года, в день, когда посланнику Аллаха исполнилось 63 года. Как говорил сам Мухаммед, любой пророк должен быть похоронен на том месте, где умер.
Оценка личности Мухаммеда на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиозная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопределила восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, основателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. начались поиски новых подходов к личности Мухаммеда, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. теория, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммеда, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммеда во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммеда не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.
При
всей разноплановости оценок личности
пророка Мухаммеда многие современные
специалисты признают, что формирование
новой религии происходило через осознанное
ощущение Мухаммедом своего предназначения
как посланника Аллаха: в духовном и социальном
плане он является порождением исторической
эволюции и культурно-исторического опыта
Аравии.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием.
Мухаммед скончался, не успев назвать своего преемника и не оставив завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельство вызвало замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между различными группировками. На место преемника могли претендовать виднейшие сподвижники Мухаммеда, прибывшие с ним из Мекки в Медину (мухаджиры). Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров - мединцы, принявшие Мухаммеда и поддержавшие его (ансары).
В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.). В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу Бакр еще при жизни Мухаммеда в 631 г. возглавлял караван паломников в Мекку, и сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа - преемника, или заместителя. Он был дальним родственником Мухаммеда. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Абу был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую поддержку общине, сопровождал Мухаммеда во всех общественно значимых мероприятиях.
Более беспощадным завоевателем был второй халиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им центрах древней культуры - Александрии и Иерусалиме.
Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман необходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушивших супружескую верность, например, он приказал наказывать «побиением камнями» до смерти.
После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, третьим халифом стал престарелый зять Мухаммеда — Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял мусульманство. Мухаммед и Усман были женаты на дочерях друг друга.
При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы в так называемом каирском издании лишь в начале XX в.
Коран делится на так называемые суры (что буквально означает -наиважнейшее). Сур в Коране 114. Суры расположены не по содержанию, а по длине: вначале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в начале до 3 стихов). По времени возникновения они тоже расположены в обратном порядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. По правилам арабской письменности (как и еврейской) Коран читается справа налево.
В
Коране отсутствует
Стиль
Корана считается у мусульман
непревзойденным и
Коран
всемирно признан не только религиозным,
но и философским и литературно-
Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха - единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, милостив, но самое главное - всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един.
Мухамед - пророк и посланник Аллаха.
В исламе есть учение об ангелах (Джибраил - Гавриил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека - два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сторожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демоны (джинны и их разновидность - шайтаны) - олицетворение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.
Существуют рай и ад. Рай изображается в виде прекрасного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Рай в исламе - это место, где можно получить все блага земной, жизни в неограниченном количестве.
Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти человек попадает в рай или ад в зависимости от своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд. Согласно представлениям мусульман, он будет происходить на Земле, и все люди должны будут пройти над бездной по острию лезвия. Аллах вложит в руку каждого человека книгу, в которой будут описаны его деяния. Праведники получат ее в правую руку, а грешники - в левую.
Так как Бог находится выше всякой нравственности, в мире не существует понятий - добро и зло, хорошо и плохо. Хорошо то, что угодно Богу, предписано им (см. Приложение А)
Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения
Аллаха,
в соответствии с Его Знанием.
Таким образом, человек обладает свободной
волей, имеет способность выбирать между
добром и злом, и потому несёт ответственность
за свои поступки.
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности - предписания.
1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» - произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения).
2.
В течение дня необходимо
3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц - рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты - праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение делается для больных и стариков).
4.
Мусульманин обязан платить
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму (зеленый - цвет ислама) и титул хаджи.
Священный день мусульман - пятница. Она называется джума (день собраний), то есть день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.
Для общественной молитвы последователи ислама собираются в мечети. В отличие от православного храма мечеть не освещается и не считается особым сакральным (от лат. sacer — священный) сооружением. Она скорее является молельным домом и может дополнительно выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб - углубление, направленное в сторону Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповедника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специальном водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается лицо, рот и горло). Иногда совершается и полное омовение (после долгого пути, особых случаев осквернения). Так как ислам распространен в южных жарких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую снимают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молятся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на верхних галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной. Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине).
Священнослужители в исламе не несут на себе особой божественной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуалов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы (руководители), хатыбы (проповедники) и мудзины (призывающие к молитве). Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях – медресе. Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муфтий.
Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде.
Совокупность правил поведения мусульманина в общественной и личной жизни называется шариат. В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата (см. Приложение Б)
Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца рамадана празднуется «Ночь предопределений». Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все мусульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Считается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам - радостный праздник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающийся раздачей милостыни и походами на могилы предков.
Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам - праздник жертвоприношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу.
Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путешествия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами местом вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что вероучение мусульман
имеет много общего с христианством, но
в то же время огромное количество принципиальных
различий. Исследователи мировых религий
объясняют это явление едиными, хотя
и очень далекими, корнями двух мировых
религий. Некоторые христианские богословы
и религиоведы рассматривают ислам как
искаженный и огрубленный вариант христианства,
приспособленный к более примитивному
общественному укладу. Мнение исламских
богословов, естественно, абсолютно противоположно:
с их точки зрения христианство есть «недозревший
ислам». Спор о преимуществах той или иной
религии, об их основных положениях, законах
и порядке отправления религиозных обрядов
не смолкает и в наше время, принимая все
более острые формы.
Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровождалась бурной богословской полемикой.
Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возглавил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка — Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отправил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворвались в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде.
После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе зять Мухаммеда-Али. Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколовшая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родственники халифа Усмана).
В 661 г. Али был убит. Он признан святым всеми мусульманами, после его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и суннитов.
Одна из ветвей ислама – шииты, признают законным только четвертого халифа - Али. Они являются сторонниками наследственной духовной власти потомков Али, которых называют имамами. Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й - тайный, скрытый. Сунну шииты признают не целиком, а выборочно.
Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Их культ отличается от культа суннитов, большое значение придается рассказам о мучениках-святых. Авторитетные религиозные деятели называются аятоллами.
Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын Али по имени Хусейн. В память о его трагической гибели и отмечается этот день. Люди искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются траурные флаги и транспаранты. Центром праздника становится процессия, участники которой в чувствах бьют себя в грудь кулаками и камнями, а иногда наносят себе кровавые раны. Сцена смерти Хусейна и эпизоды из его жизни подробно разыгрываются в особом представлении.
С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направлений и сект, поэтому шиитское течение иногда сопоставляют с протестантизмом в христианстве.
Уже в VIII в. сформировались два направления - умеренные и радикальные шииты. Изначально шиизм не представлял собой новую систему религиозного характера и только с течением времени приобрел догматическое оформление.
Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба. С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммед, имел помощника, или «восприемника духовного завещания» (васи). Мухаммед, согласно Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим преемником.
Оформление религиозного учения шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению шиизма в религиозное течение.
Предпосылки для зарождения множества течений шиизма, а также образования различных догматических школ и сект, содержались в раннем шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.).
Свои священные предания шииты обычно именуют ахбар. Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым противникам Али.
Основные аргументы шиитские теологи черпали из Корана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной-государством (имамат). Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед назначил Али своим преемником, имамом и эмиром правоверных.
Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамы из рода Али рассматривались как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вызвали прежде всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али. Имамат существует только в силу «божественного установления», которое передается устами Пророка или предшествующего имама. Если по представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свойствами, то шииты наделяют своих имамов сверхъестественными качествами. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необходимость безоговорочного им повиновения.
Шииты считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках власти, каковой, например, для суннитов является иджма - согласное мнение мусульманской общины. Шииты умеренного направления проповедуют веру в «имама данного времени», без которого невозможно спасение души мусульманина. Наставления и предписания «имама данного времени» должны восприниматься как истина в последней инстанции, поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от непосвященных смысл Корана и тайная суть событий человеческой истории вплоть до Судного дня.
Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедовали идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульманские теологи и ересиографы различали три формы обожествления людей: зухур («проявление») - отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулулъ («воплощение») - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в божественную.
В
шиизме, в отличие от суннизма, активно
культивируется культ мученичества.
Шиитами придается
Пятым
халифом стал глава противников
Али - Муавия. Сохранились воспоминания
о том, что пятый халиф
Признавших Муавию стали называть суннитами (сунна с ар. образец, пример). Суннит - это тот, кто следует традиции, Сунне - второму после Корана источнику мусульманского вероучения, содержащему изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно, отрицают особую святость Али.
Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны и согласия общины» - отражает важные принципы традиционного ислама - приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. К основным формальным признакам принадлежности к суннизму относятся:
Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.
Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел контуры самостоятельного течения, которое воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу. Несмотря на наличие у суннитов и шиитов множественных точек соприкосновения, в различные исторические периоды социальная напряженность в отдельных частях мира ислама провоцировала суннитско-шиитские противоречия. При отсутствии факторов, порождавших конфликтные ситуации, сунниты и шииты мирно уживались друг с другом. В конце XX столетия по мере усиления роли «исламского фактора» с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннитско-шиитские разногласия интенсифицировались как на уровне межгосударственных отношений (военные конфликты Ирака и Ирана), так и во внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия).
Особую роль в современном мире играет такое движение как ваххабизм.
Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли религиозные движения протеста различной социально-политической направленности. В середине XVIII в. в Аравии возникло ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусульманского мира. Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное ханбалитскими идеями.
Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренностью. Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма противопоставил доктрину строгого таухида - единобожия, которая рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принципом «нет никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств ваххабиты причисляли культ святых и паломничество к местам их захоронений, идолопоклонничество, магию, колдовство и другие пережитки языческих верований.
Возрождая в исламе линию крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - ваххабиты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную «истинную» религию от последующих наслоений. В европейской литературе ваххабитов нередко называли «пуританами» или «протестантами» ислама. Подобное сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему общественно-политическому содержанию.
Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспевали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их единение под знаменем своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя отступниками всех, кто не примкнул к ним.
Ваххабизм отличал крайний фанатизм в вопросах веры и экстремистский подход к борьбе со своими противниками. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незаконно присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-шиитов. Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех арабских территорий под знаменем «чистого» ислама.
Успех ваххабитскому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского княжества ад-Даръийя (Центральная Аравия). Учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой Саудидов, а впоследствии официальной доктриной первого Саудидского государства (1745-1818гг). В наши дни ваххабизм служит основой официальной идеологии Саудовской Аравии, а его последователи проживают в арабских эмиратах Персидского залива, а также в ряде азиатских и африканских стран.
Исмаилиты - это сторонники признания седьмым имамом Мухаммеда - сына имама Исмаила Джафара, жившего в VIII в.
Они создали в X в. воинственное государство в Северной Африке, под властью которого оказалась значительная часть мусульманского мира. Сами исмаилиты при этом раскололись на множество более мелких сект. Некоторые из этих сект применяли террористические методы борьбы за существование. Учение исмаилитов отличалось эклектикой, т.е. сочетанием идей из разных исламских и неисламских философских и богословских школ. Они говорили, что в религии есть внешняя сторона (обряды, доступные всем) и внутренняя (толкование Корана, доступные только посвященным).
Одним из заметных явлений в исламе является суфизм. Считавшие себя избранными суфии, одевавшиеся первоначально в грубые шерстяные одежды, были, по сути, отшельниками и аскетами, близкими к христианским монахам. В суфизме появилось много мистических элементов, не свойственных для других направлений ислама. Это движение возникло в период утверждения мусульманства и оказало огромное влияние на культуру арабских стран, в первую очередь на литературу, поэзию и философию. Суфисты создали своеобразные ордены, каждый из которых имел свои обряды и традиции. Суфизм сохранился в некоторых странах Азии и Северной Африки до наших дней, хотя неоднократно подвергался преследованиям со стороны ортодоксальных мусульман.
Основные направления, существующие в исламе, имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.
Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано, прежде всего, с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями.
Ислам,
развиваясь первоначально на Аравийском
полуострове в среде
После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку.
Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься.
Но никакая религия не может
существовать такой же, как и
была создана. Начал
Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак – Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом.
Для
ислама в наибольшей степени характерна
интегрирующая функция религии,
которая предстает здесь в своей наиболее
наглядной и действенной форме. Ислам
сегодня - в условиях изменившейся политической
картины мира с нередко ведущей ролью
исламских стран в определении политики
и тактики всех развивающихся стран имеет
объективные условия не только для сохранения
в качестве одной из ведущих религиозных
систем мира, но и для некоторого усиления
своего значения в качестве идейного знамени
национальных движений в значительной
части земного шара.
христианства
и ислама
|
[1]. Слово или речь как атрибут Аллаха не имеет ничего общего с Божественной Ипостасью Слова в христианстве. Слово или речь Аллаха не вносится в Божественное бытие как ипостась. Слово или речь Аллаха — это и есть сам Коран, который становится атрибутом Аллаха. «Коран — несотворенная речь Божья. И да не трудны для тебя будут слова эти: “она несотворена”, — ведь речь Божья принадлежит Богу, а в Нем нет ничего тварного. Остерегайся вступать в спор с теми, кто толкует о ее сотворенности или утверждает, что она была произнесена во времени, или кто рассуждает об этих вопросах так: “Не знаю, сотворена ли она или несотворена”. Отсюда – Коран вечен. Напомним, что христианская Библия не вечна. Вечен Сам Бог как Слово.
[2] Аллах является источником добра и зла одновременно, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.
[3] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.
II. Представление о человеке
|
[1] По учению Отцов Восточной Церкви, обожение есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», — учит св. Максим Исповедник.
[2] Человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воли человека. «Выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей.
Человек
создан по подобию Божьему. Подобие
Божие заключается в
Христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.
[3] 6й Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.
[4] Учение о предопределении не носит аллегорического характера. «Обязательным в сунне является вера в предопределение всего, и доброго и злого, и вера в хадисы о предопределении. Предопределение Аллаха фактически отнимает у людей волю и свободу выбора: «Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. И все они есть по Его воле, желанию, решению, установлению и предопределению» (Имам ан-Насафи. Акыда).
Учение
о предопределении –
[5] Такое утверждение связано с теорией предопределения. «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра и повиновения, а рабы его сами себе желают зла и неповиновения и поступают так, как хотят, утверждает этим, что желание рабов сильнее Аллаха. С точки зрения ислама, Аллах творит человеческие поступки: «Аллах создал вас и то, что вы делаете». Это учение – не аллегория: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми».
С точки зрения христианства, всемогущество Бога простирается гораздо дальше, чем подавление воли и исполнения за них их действий людей. Как могущий все и ничем не ограниченный, Он может не навязывать творениям Свою волю, ждет от них свободных действий. Христианство считает, что свобода воли у человека свидетельствует о том, что Бог не определяется своими творениями, существует вне них. Могущество Бога не в том, чтобы подавлять волю ограниченных созданий, а в том, чтобы предоставить им возможность прийти к Нему добровольно, по собственному желанию. Всемогущество Бога проявляется именно в даре свободы человеку.
[6] Важно заметить, что, следуя Православию, женщины не должны принимать священный сан в церковной иерархии. Однако сам сан не является преимуществом «мужчины над женщиной». Принадлежность к церковной иерархии не свидетельствует о большем духовном достоинстве и больших возможностях для спасения. О таком достоинстве свидетельствует лишь принадлежность к монашеству, позволяющему всецело сосредоточиться на спасении души и Богопознании. Монашество равно открыто мужчинам и женщинам. О таком достоинстве свидетельствует и личная святость христианина.
[7] Женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Об этом говорит много хадисов: «Женщины спросили: “О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток ума?” Он сказал: “Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Это и указывает на недостаток её ума. А разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “А это указывает на её несовершенство в делах религии”» («Сахих» Бухари).
[8] Призыв к применению физической силы по отношению к женщине в Коране не является простой рекомендацией. Это воля Аллаха, переданная Джибрилом. Эта воля носит императивный и повелительный характер. «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их».
Ахкам – заповедь, непосредственно содержащаяся в Коране или Сунне.
Джихад— понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой. Джихадом в исламе является также борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей.
Имам - (от араб. "стоящий впереди") – глава мусульманской общины, руководящий общей молитвой в мечети.
Ислам — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху». В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.
Коран — священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Коран — несотворенное Слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство.
Куфр — в исламе неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога. Согласно представлениям ислама, куфр — корень всех грехов — то, что делает человека кафиром (неверным).
Сунна – высказывания и действия пророка Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана.
Хадж – паломничество.
Хадис — изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммеда, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Слово «хадис» в переводе с арабского языка буквально означает «новый», «беседа», «предание», «рассказ».
Шариат – совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.
Ширк — в исламе буквально: придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха, часто переводится как многобожие. Следствие и одно из основных проявлений куфра.
2
Рисунок
1 – Изображение Корана
Рисунок
2 – мусульмане, выполняющие намаз
(молитву)
Рисунок
3 – обряд хаджа (паломничества) в
Мекке
Рисунок
4 – Мечеть Упол Скалы в Иерусалиме
3
Информация о работе Возникновение ислама, его вероучение, культ