Вышивка бисером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:08, доклад

Описание работы

Бисеринка за бисеринкой осторожно низались на прочную нить, и из бесформенной массы разноцветных шариков и трубочек возникло маленькое чудо: красивый узор. Сколько труда, времени, усердия вкладывалось в очаровательные вышивки! Сколько скрытых намеков на нежные чувства и особое отношение мастерицы содержалось в них, к тому, кому предназначался дар. В этих сугубо камерных произведениях находят отражение многие характерные реалии жизни нации, вкусы и пристрастия эпохи. Много поклонников у бисера и в наше время. Тот, кто воистину понимает прекрасное, способен оценить красоту этого древнего рукоделия!

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….1
2. Историческая справка…………………………………………….4
3. Обоснование выбора………………………………………………….9
4.Описание изделия……………………………………………………….10
5.Выбор материалов…………………………………………………….. 11
6. Инструменты, оборудование, приспособление……… 12
7.Организация рабочего места……………………………………….13
8.Правила техники безопасности……………………………………14
9.Технологическая карта…………………………………………………15
10.Образцы работы…………………………………………………………16
11. Оценка проделанной работы………………………………….18
12.Экономический расчет…………………………………………………..19
13. Экологический компонент……………………………20
14. Реклама…………………………………………………………………21
15. Товарный знак……………………………………… .22
16. Библиографический список используемой литературы……………………………………………….23
17. Рецензия……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное  учреждение

 «Средняя общеобразовательная  школа №1 г. Белёва, Тульской  области».

 

 

Проект

Тема: « Вышивка бисером»

 

 

 

                      

 

 

 

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………….1

2. Историческая справка…………………………………………….4

3. Обоснование выбора………………………………………………….9

4.Описание изделия……………………………………………………….10

5.Выбор материалов…………………………………………………….. 11

6. Инструменты, оборудование, приспособление……… 12

7.Организация рабочего места……………………………………….13

8.Правила техники безопасности……………………………………14                                    

9.Технологическая карта…………………………………………………15

10.Образцы работы…………………………………………………………16

11. Оценка проделанной работы………………………………….18

12.Экономический расчет…………………………………………………..19

13. Экологический компонент……………………………20

14. Реклама…………………………………………………………………21

15. Товарный знак……………………………………… .22

16. Библиографический список используемой                              литературы……………………………………………….23

17. Рецензия……………………………………………………..24

 

 

 

Введение

 

Терпение «бабушек», так называли на Руси скрупулезную, сосредоточенную работу с бисером. Со второй половины 18в. в России бисер стал любимейшим материалом для вышивания, вязания и других домашних рукоделий.

Бисеринка за бисеринкой осторожно низались на прочную нить, и из бесформенной массы разноцветных шариков и трубочек возникло маленькое чудо: красивый узор.

Сколько труда, времени, усердия вкладывалось в очаровательные вышивки! Сколько скрытых намеков на нежные чувства и особое отношение мастерицы содержалось в них, к тому, кому предназначался дар. В этих сугубо камерных произведениях находят отражение многие характерные реалии жизни нации, вкусы и пристрастия эпохи. Много поклонников у бисера и в наше время. Тот, кто воистину понимает прекрасное, способен оценить красоту этого древнего рукоделия!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

   

 Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.

      Центром производства бисера  в Европе была Венецианская  республика. Здесь изготавливали  зеркала, бусины, пуговицы, бисер  и прочее. Благодаря тщательной  охране секретов стекольного  мастерства ( к ним относились  состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

     Использовался бисер и в Древней  Руси. Первые сведения об этом  относятся к 9 – 12 вв. Предшественником  бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного  шитья способствовала относительная  доступность материала, так как  пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.

 

       Жемчуг и бисер  также широко использовались  в светском и церковном шитье.  Иноземных гостей России удивляло  широкое использование жемчуга  и бисера в декоративных целях,  а также мастерство русских  вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны."

        Первая попытка  в России создать собственный  бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.



2

 

 

   "Золотым веком" бисера  в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки  и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом  платья, сумочки и кошельки. В 60-е  годы были популярны феньки в движении хиппи.

К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них  отражена разнообразная тематика:

  • природа (пейзажи, натюрморты)
  • духовное направление (иконы, церкви)
  • копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский и др.)
  • мир животных и птиц


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

Историческая  справка

Из  истории зарождения стеклоделия.

Легенда о возникновении стеклоделия  гласит: около шести тысяч лет  назад финикийские купцы везли  по Средиземному морю из Африки природную  соду. Высадившись на песчаном берегу на ночлег, они развели костер и стали готовить себе пищу. Не найдя поблизости камней, обложили костер крупными кусками соды. Каково же было их удивление, когда утром, разгребая золу, купцы обнаружили необыкновенные слитки, которые были тверды как камень и при этом прозрачны как вода. Это и было первое стекло.

Со временем, благодаря  совершенствованию технологии изготовления стекла, бусы становятся все мельче, превращаясь в бисер. Свое название бисер получил от арабского слова бусра или бусер (фальшивый жемчуг).

История производства бисера.

Существовало  несколько способов производства бисера. Самым древним был способ вытягивания. Стекло варили на огне в плотной глиняной посуде, вмещавшей до двухсот фунтов шихты-смеси кварцевого песка, соды, извести. Содержимое нагревалось до состояния густой вязкой массы. Для окраски стекла перед нагреванием в кварц добавляли медь, железо, кобальт или марганец. Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы при помощи металлического прутика. Стекло прочно приставало к прутику, а толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем более жидкой была стекломасса, и чем быстрее производилось вытягивание, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному нагреву и ручной шлифовке и полировке.

                                                                                                                                            4

 

Из  Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю. Именно в Александрии был изобретен новый способ производства предметов из стекла — выдувание при помощи тростниковой или металлической трубки. С появлением способа выдувания процесс производства бисера и стекляруса несколько изменился. Их делали не только из нити, но и из пустотелых стеклянных трубочек — дротиков, которые мастер выдувал из капли расплавленного стекла при помощи трубки-понтии. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, просеивали через сито, удаляя осколки. После этого бисер обрабатывали шлифовальной смесью во вращающемся барабане. После заполнения отверстий смесью бисер сушили, смешивали с небольшим количеством песка и снова нагревали в медленно вращающихся чугунных барабанах. Таким образом, размягченные бусины округлялись, неровности сглаживались, а шлифовальная смесь не давала заплыть отверстиям. Далее бисер охлаждали, промывали, высушивали и полировали.

В начале нашей эры стеклоделие появилось  в Риме и других городах Италии, в Греции, во Франции, в Испании, Португалии, Германии. После падения Римской  империи, в 295 году н.э. расколовшейся  на Западную (центр - Рим) и Восточную (Византию с центром - Константинополем) стеклоделие начинает активно развиваться в Византии. Особого расцвета достигло оно в 15 -17 в.в Венеции, куда после падения Византии переселилось большинство греческих и византийских мастеров. Так сложилось, что на много веков Венеция стала единственным центром производства бисера.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию в 16-17 в. стекольные заводы начинают строить в Англии, Франции, Испании, Португалии, Голландии. Однако главным поставщиком бисера в Америку, Индию, Океанию, Европу и Азию остается Венеция. В 18 в. началось производство бисера и бус в Германии. Вначале в области Фихтельгебирге открылось производство бисера и бус массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора, который экспортировали в Россию, Азию и Африку.                                                                                                                     5       

А позже  в Тюрингии было основано производство легких дутых бус, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь же изготовляли искусственный жемчуг. В отличие от легкоплавкого венецианского стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло — тугоплавкое. Стеклоделы Богемии (Северная Чехия) создали свою технологию изготовления стекла, получившего название “лесное стекло”, в состав которого вместо соды была добавлена древесная зола. По своим показателям оно было не только тверже, но и легче поддавалось обработке — гранению и шлифованию. Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце17- начале 18 в. Наряду с другими изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни, хрустальный и стеклянный бисер, стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета производство бисера достигло в первой четверти 19 века, когда благодаря соперничеству между Чехией и Венецией количество видов бисера (по цвету и размерам) достигло небывалого разнообразия. Когда во второй половине 19 века были изобретены машины для изготовления бисера, его стоимость резко упала.

Издавна стеклоделие было известно и в  России, о чем свидетельствуют  раскопки и письменные источники. Древнекиевским ювелирам были известны рецепты изготовления легкоплавких разноцветных эмалей. Уже в 9 веке в Киеве работали мастерские, где изготовляли стеклянную посуду, украшения, а также мозаичный смальт и цветные эмали. Позднее из Киева стеклоделие распространилось и в другие города: Рязань, Чернигов, Полоцк, Владимир, Галич… Дальнейшее развитие стеклоделия на Руси было остановлено татаро-монгольским нашествием, однако в 15 в. рукодельницами применялся привозной бисер, а также драгоценные камни и жемчуг. В России жемчуг добывали на острове Ильмень, а также во многих северных реках — Двине, Ветлуге, Варзуге и других. Русский жемчуг (не только белый, но и черный) был очень высокого качества, уступая привозному разве что по величине.

                                                                                                    6                           

В 16 в. в небольших мастерских на западе страны началось возрождение стеклоделия. А в начале 17 в., селе Духанино под  Москвой начал работать первый русский стекольный завод. В 1668 г. строится Измайловский завод, занимавшийся изготовлением столовой, аптекарской посуды, а также всевозможные фигурные предметы из прозрачного и окрашенного стекла и хрусталя. Большое внимание развитию стекольного промысла уделял царь Петр I, который не только снял пошлины на стеклянные изделия, но и посылал русских мастеров за границу учиться у иностранных стеклоделов. В 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был открыт завод зеркального стекла. После смерти Петра I Воробьевский завод был переведен в Петербург, получив название Императорского. В 18-19 в. в России работали небольшие частные и казенные заводы, занимавшиеся изготовлением стекла, однако никаких свидетельств производства бисера нет. На протяжении нескольких веков бисер и стеклярус разных сортов в Россию ввозили из Венеции и Германии. В конце 19 - начале 20 в., наряду с привозным, использовался бисер, изготовляемый в Киевской, Московской, Казанской и других губерниях. Сегодня, как и раньше, основным поставщиком бисера является Чехия, экспортирующая бисер и украшения из него более чем в 100 стран мира. Также производство бисера налажено в Японии и на Тайване.

 

 

 

 

 

 

7

 

Бисер

     Основными производителями бисера в мире являются Чехия, Тайвань и Япония. В России наиболее распространен чешский и тайваньский бисер. Чешский бисер более дорогой, чем тайваньский, но, благодаря лучшему качеству изготовления (более стойкая краска, правильная форма, стабильный диаметр отверстия и др.), пользуется большим спросом. Бисер по геометрическим размерам делится на 6 номеров.                                                              

Информация о работе Вышивка бисером