Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 01:07, курсовая работа
Цель исследования – выявить характерные черты готического стиля в Европе, нашедшие своё отражение в церковной архитектуре Нотр-Дам де Пари .
Задачи исследования:
Выявить основные черты готического стиля Европы;
Определить предпосылки зарождения готической церковной архитектуры в Европе;
Установить основные признаки, позволившие Собор Парижской Богоматери отнести к лучшим образцам зарубежной готической архитектуры 12-13 веков и по сей день;
Обосновать возможность экспонирования Собора Парижской Богоматери в качестве шедевра для «Выставки одного шедевра».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ 7
1.1 Основы Готического стиля 7
2.2 Зарождение и этапы развития Готики 10
2.3 Развитие Готики в странах Европы 12
2 СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ 16
2.1 История создания 16
2.2 Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари 16
2.3 Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари 19
2.4 Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора 26
2.4.1 Общие виды 26
2.4.2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери 28
2.4.3. Алтарная перегородка 31
2.4.4. Алтарная часть, хор 34
2.4.5. Капеллы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Рисунок 9 "Девы"
На нижней перемычке (по французски называемой linteau) изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов — один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность.
Рисунок 10 "Ангелы"
Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил, который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.
Рисунок 11 "Сцена взвешивания душ и черти"
Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.
На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, — собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.
Рисунок 12 "Христос, восседающий на троне в день Страшного суда"
На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures) — архивольтах портала — мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste, то есть собственно обитатели Рая.
Рисунок 13 "Обитатели Рая"
Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово».
Рисунок 14 "Изображение Авраама"
Аду и его обитателя отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато фигуры очень колоритные и запоминающиеся. В частности, фигура пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.
Рисунок 15 "Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала"
Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.
Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou), а статую Людовика XIV — Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox).
Рисунок 16 "Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части)"
Рисунок 17 "Расположение нефа на плане собора"
Рисунок 18 "Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама"
Западное окно-роза (La rosace ouest) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, — это центральный витраж Нотр-Дама. Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре — фигура Богоматери, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа. Но не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.
В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.
Рисунок 19 "Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама"
Южное окно-роза (с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi) — огромный витраж на южном фасаде трансепта, его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа, в окружении апостолы, почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев.
Рисунок 20 "Южное окно-роза "
В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, в а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение. В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons) изображают, соответственно, Сошествие в ад (сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).
Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа — Книга Жизни и Агнец.
Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie) — шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов», в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.
Рисунок 21 "Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль"
У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем. Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan), называют Парижской Богоматерью. Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, потому что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий.
Рисунок 22 "статуя Парижской Богоматери "
Левая сторона алтарной части. Здесь располагается северное окно-роза (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.
Рисунок 23 "Северное окно-роза"
Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг — судьи, пророки, короли и жрецы.
Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия. Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.
Рисунок 24 "Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды)"
Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.
Рисунок 25 "«Явление Христа Марии Магдалине»"
Рисунок 26 "«Явление Христа женам-мироносицам»"
Рисунок 27 "«Явление Христа апостолам Петру и Иоанну»"
Далее следуют сцены: «Явление Христа ученикам по дороге в Эммаусе»; «Явление Христа одиннадцати апостолам на вечери (без Фомы)»; «Явление Христа апостолу Фоме»; «Явление Христа ученикам на Тивериадском озере» (три последние сцены частично видны на следующей фотографии):
Две заключительные сцены: «Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее» и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме» (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):
Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.
«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);«Рождество Христово и благовестие пастухам; «Поклонение волхвов»:
Далее следуют «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет»:
Потом идут сцены «Сретение Господне» (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме» («Отрок Христос среди учителей иудейских» — посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне» и «Брак в Кане Галилейской»:
Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим» (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря»; « Омовение ног ученикам» (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад»(Моление о чаше):
В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» — скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.
Рисунок 28 "«Пьета»"
По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.
После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté, то есть деревянные резные скамьи хора), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.
Рисунок 29 "Сцены из жизни Марии"
За алтарем на большой
высоте расположены высокие