|
|
|
Йорданс,
Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский
живописец, писавший картины религиозного,
исторического, мифологического, аллегорического
содержания, а также бытовые жанровые
картины с фигурами в натуральную величину
и портреты. Родился в Антверпене 19 мая
1593 года в семье торговца тканями. С 1607
года учился у художника Адама ван Ноорта,
сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом
и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс
был вписан в протоколы гильдии святого
Луки, как живописец-декоратор. Гильдия,
или корпорация, святого Луки в Антверпене,
о которой так часто упоминается в исторических
хрониках голландской живописи, была основана
около 1382 года. Вначале членами этой корпорации,
кроме живописцев и скульпторов, были
ювелирных дел мастера, ткачи, мастера
мозаики и цветных стекол. Впоследствии
в гильдии образовалось отделение литературы
и риторики. Протоколы гильдии с 1453 по
1736 годы, почти полностью дошедшие до нашего
времени, содержат драгоценный исторический
материал по истории фламандской живописи.
Йорданс практически всю свою жизнь прожил
в Антверпене, где организовал большую
собственную мастерскую для выполнения
многочисленных заказов. В творчестве
Йорданса с большой силой проявились такие
характерные черты фламандской школы
живописи, как яркое чувственное восприятие
жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись
Йорданса чрезвычайно колоритна, тело
фигур дышит здоровьем и свежестью, —
в особенности женских; движения персонажей
картин сильны и порывисты. Вообще в картинах
Йорданса, как и в произведениях Рубенса,
больше мощи и энергии, чем красоты форм
и грации. Композиция картин фламандского
художника свободная и насыщенная, исполнение
тоже свободное и быстрое. Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет
или писал целую фигуру в рост. Вследствие
этого число полотен Йорданса чрезвычайно
велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Насчитывается
до 700 картин Йорданса, их можно встретить
практически во всех известных музеях
и галереях. |
|
|
|
Поклонение пастухов
1615, Маурицхейс, Гаага |
Мелеагр и Аталанта, 1618
Музей изящных искусств, Антверпен |
|
|
Подношение Церере, богине урожая
1618-1620, Музей Прадо, Мадрид |
Четыре евангелиста
1622-1625, Музей Лувр, Париж |
|
|
Выбор Париса, 1620-1625
Музей университета, Майами |
Аллегория Плодородия, 1622-1625
Королевский музей, Брюссель |
В ранних
произведениях Йорданса с подчеркнутой
материальностью предметов, контрастной
светотенью , плебейской характерностью
сгруппированных на переднем плане фигур
(“Семейный портрет”, около 1615, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение
пастухов”, 1618, Национальный музей, Стокгольм)
сказывается влияние караваджизма. В лучших
картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е
годы (“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная
галерея, Кассель; “Сатир в гостях у крестьянина”,
начало 1620-х годов, Государственный музей
изобразительных искусств, Москва; “Семья Йорданс в саду”, 1621, Музей
Прадо, Мадрид; “Бобовый король”, 1638, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились
особенности его художественного языка:
пристрастие к полнокровным крестьянским
и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким
фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой
трактовке мифологических и религиозных
тем, плотная энергичная живопись с преобладанием
мягко нюансированных теплых тонов. |
|
|
|
|
|
Святое семейство
1614-1618 |
Нимфы у источника любви
1625-1630 |
Возвращение из Египта
1616-1618 |
Пьющий король
1630-е годы |
Сатир в доме крестьян
1620 |
В картинах
Йорданса интерес к повседневности неотделим
от аллегоричности и искренней веры в
чудеса. В крестьянской хижине на скромной
трапезе может присутствовать, например,
козлоногий сатир (“Сатир в доме крестьянина”,
около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Почтенный
бюргер, отец семейства может стать королем
во время национального фламандского
праздника “трех волхвов”, если найдет
в своем куске пирога запеченный боб, и
т.п. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется
в тех картинах, в которых преобладают
жанровые мотивы; кроме мифологических
историй, художник охотно черпал свои
сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах.
С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто
перегруженные фигурами полотна в духе
позднего барокко (панно “Триумф принца
Фридриха Генриха Оранского”, 1652, дворец
Хёйс тен Бос, Гаага). |
|
|
|
|
|
Портрет молодых супругов, 1620 |
Бобовый король
1638 |
Портрет Катарины Бехагель, 1635 |
Марсий, истязаемый музами, 1640 |
Портрет Рутгера Ле Уитера, 1635 |
Трудно
перечислить даже важнейшие произведения
Якоба Йорданса ввиду их многочисленности
и потому ограничимся перечислением только
некоторых картин. “Святой Мартин, исцеляющий
бесноватого” (Брюссель); “Поклонение
пастухов”, любимый, неоднократно повторенный
сюжет художника (Антверпен, Стокгольм),
“Сатир и крестьянин” — сюжет, взятый
из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург);
“Пьющий король” (Брюссель, Париж), “Нимфа
и Фавн” (Стокгольм), “Марсий, истязаемый
музами” (Амстердам), “Силен” (Дрезден,
Монтобан), “Мистическое обручение святой
Екатерины” (Мадрид), портрет адмирала
Рюйтера (Лувр). |
|
|
|
|
|
Искушение Адама и Евы
1620-1630 |
Отдых Дианы
1645 |
Портрет дочери художника, 1635 |
Молодой сатир
1645 |
Орел, терзающий Прометея, 1640 |
В санкт-петербургском
Эрмитаже хранятся десять картин Якоба
Йорданса, из которых некоторые долго
приписывались Рубенсу; в их числе — “Отдых
Дианы”, “Пир Клеопатры”, “Семейный
портрет”, “Бобовый король”. Творчество
Йорданса во многих отношениях походит
на живопись Рубенса, поэтому многие его
картины, почти всегда неподписанные и
без указания даты, были нередко приписаны
Рубенсу. После смерти Рубенса Йорданс
стал главой фламандской школы живописи
и первым живописцем Фландрии. Якоб Йорданс
также был гравером, но его произведения
этого рода немногочисленны и мало замечательны. |
|
|
|
|
|
Семейный портрет
1650-1652 |
Диоген, ищущий Человека
1641-1642 |
Пир Клеопатры
1653 |
Триумф принца Фридриха Генриха
Оранского, 1652 |
Путь на Голгофу
1657 |
В картинах
Йорданса неоднократно встречается одна
и та же женская фигура — Катарина ван
Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая
в 1616 году женой художника. Из других обстоятельств
жизни живописца заслуживает внимания
тот факт, что, будучи католиком, Йорданс
под старость перешел в кальвинизм. В 1661
году Йорданс выполнил три больших композиции
для залов амстердамской ратуши. Фламандский
художник Якоб Йорданс работал до последних
лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года
и был похоронен по протестантскому обряду
в небольшом голландском городке Пута,
на границе с Фландрией. Единственный
сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также
стал художником и работал преимущественно
в Копенгагене.
Творчество Якоба
Иорданса → |
|