Якоб Йорданс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:24, доклад

Описание работы

Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты.

Файлы: 1 файл

Йорданс Якоб.docx

— 249.80 Кб (Скачать файл)

Йорданс Якоб

Картины и биография Якоба Йорданса


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


 


 
   

 

Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как живописец-декоратор. Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской живописи, была основана около 1382 года. Вначале членами этой корпорации, кроме живописцев и скульпторов, были ювелирных дел мастера, ткачи, мастера мозаики и цветных стекол. Впоследствии в гильдии образовалось отделение литературы и риторики. Протоколы гильдии с 1453 по 1736 годы, почти полностью дошедшие до нашего времени, содержат драгоценный исторический материал по истории фламандской живописи. Йорданс практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты. Вообще в картинах Йорданса, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Йорданс иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост. Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Насчитывается до 700 картин Йорданса, их можно встретить практически во всех известных музеях и галереях.

 


 
   

 

Поклонение пастухов 
1615, Маурицхейс, Гаага

Мелеагр и Аталанта, 1618 
Музей изящных искусств, Антверпен


 
   


 
   

Подношение Церере, богине урожая 
1618-1620, Музей Прадо, Мадрид

Четыре евангелиста 
1622-1625, Музей Лувр, Париж


 
   


 
   

Выбор Париса, 1620-1625 
Музей университета, Майами

Аллегория Плодородия, 1622-1625 
Королевский музей, Брюссель


В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью , плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный портрет”, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение пастухов”, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “Сатир в гостях у крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Семья Йорданс в саду”, 1621, Музей Прадо, Мадрид; “Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.


Святое семейство 
1614-1618

Нимфы у источника любви 
1625-1630

Возвращение из Египта 
1616-1618

Пьющий король 
1630-е годы

Сатир в доме крестьян 
1620


В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности и искренней веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (“Сатир в доме крестьянина”, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем во время национального фламандского праздника “трех волхвов”, если найдет в своем куске пирога запеченный боб, и т.п. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах, в которых преобладают жанровые мотивы; кроме мифологических историй, художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах. С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе позднего барокко (панно “Триумф принца Фридриха Генриха Оранского”, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).


Портрет молодых супругов, 1620

Бобовый король 
1638

Портрет Катарины Бехагель, 1635

Марсий, истязаемый музами, 1640

Портрет Рутгера Ле Уитера, 1635


Трудно перечислить даже важнейшие произведения Якоба Йорданса ввиду их многочисленности и потому ограничимся перечислением только некоторых картин. “Святой Мартин, исцеляющий бесноватого” (Брюссель); “Поклонение пастухов”, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), “Сатир и крестьянин” — сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург); “Пьющий король” (Брюссель, Париж), “Нимфа и Фавн” (Стокгольм), “Марсий, истязаемый музами” (Амстердам), “Силен” (Дрезден, Монтобан), “Мистическое обручение святой Екатерины” (Мадрид), портрет адмирала Рюйтера (Лувр).


Искушение Адама и Евы 
1620-1630

Отдых Дианы 
1645

Портрет дочери художника, 1635

Молодой сатир 
1645

Орел, терзающий Прометея, 1640


В санкт-петербургском Эрмитаже хранятся десять картин Якоба Йорданса, из которых некоторые долго приписывались Рубенсу; в их числе — “Отдых Дианы”, “Пир Клеопатры”, “Семейный портрет”, “Бобовый король”. Творчество Йорданса во многих отношениях походит на живопись Рубенса, поэтому многие его картины, почти всегда неподписанные и без указания даты, были нередко приписаны Рубенсу. После смерти Рубенса Йорданс стал главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. Якоб Йорданс также был гравером, но его произведения этого рода немногочисленны и мало замечательны.


Семейный портрет 
1650-1652

Диоген, ищущий Человека 
1641-1642

Пир Клеопатры 
1653

Триумф принца Фридриха Генриха Оранского, 1652

Путь на Голгофу 
1657


В картинах Йорданса неоднократно встречается одна и та же женская фигура — Катарина ван Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая в 1616 году женой художника. Из других обстоятельств жизни живописца заслуживает внимания тот факт, что, будучи католиком, Йорданс под старость перешел в кальвинизм. В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для залов амстердамской ратуши. Фламандский художник Якоб Йорданс работал до последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен по протестантскому обряду в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене. 
Творчество Якоба Иорданса →


Творчество 
Якоба Иорданса


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я



 
   

Четыре евангелиста 
1622-1625, Музей Лувр, Париж



 
   

Поклонение Церере, богине урожая 
1618-1620, Музей Прадо, Мадрид



 
   

Мелеагр и Аталанта, 1618 
Музей изящных искусств, Антверпен



 
   

Поклонение пастухов 
1615, Маурицхейс, Гаага


 
Аристократической изысканности искусства Ван Дейка противостояло близкое демократическим кругам общества жизнерадостное, полное плебейской непосредственности и силы искусство Якоба Иорданса (1593—1678), создавшего галерею характерных народных типов. Как и у Рубенса, помощником которого Иорданс был, его искусство пронизано мощным ощущением жизни природы и ее чувственной стихии. Якоб Иорданс писал алтарные образы, картины на мифологические темы, однако трактовал их в жанровом плане. В деревнях, в ремесленных кварталах города он находил своих героев. В них живописец Иорданс подмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью. Они примитивны, полны стихийной непосредственности в проявлениях чувств, безудержны в своих влечениях и страстях. Художник запечатлел их крупные массивные фигуры, лица, возбужденные азартным криком, их своеобразные нравы и обычаи. Иорданс был связан с реалистической традицией старонидерландской живописи, он часто черпал сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, баснях; вместе с тем в его живописи чувствуется влияние Караваджо — его крупнофигурных композиций и контрастной светотени. В картине Иорданса «Сатир в гостях у крестьянина» (около 1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина) сюжет заимствован из басни Эзопа, но переосмыслен в современном народном духе, в традициях фламандского искусства. Художник рассказывает о дружбе крестьянина со сказочным жителем лесов сатиром как о реальном событии. Находясь в гостях у крестьянина, сатир с удивлением замечает, что крестьянин в одном случае дует на руки, чтобы согреть их, в другом дует на похлебку, чтобы остудить ее. Сатир воспринимает эти непонятные ему действия крестьянина как двоедушие и возмущенный уходит. 
Образ античного козлоногого божества для Иорданса столь же реален, конкретен, что и образы простонародья, он воплотил ту же могучую физическую и внутреннюю природную силу, которую художник передал в современном ему человеке. Мощные объемы близких натуре фигур крестьян и сатира лепятся живописными пятнами, контрастной светотенью, плотно заполняя сжатое пространство крупнофигурной композиции. Благодаря низкому горизонту они возвышаются над зрителем и приобретают особую значительность. Нанесенные сочной кистью густые краски тепло-охристого тона, синие, коричневато-желтые, красные звучат мощным жизнеутверждающим аккордом. 
Своеобразие творчества Иорданса ярче проявляется в больших жанровых кpyпнoфигуpных композициях. К числу наиболее характерных относится «Праздник бобового короля» (около 1638, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Это изображение жизни «в цвету», жизни, «льющейся через край». Безудержное веселье охватило людей всех возрастов, сгрудившихся за столом, заваленным яствами. Движение пронизывает группу и как бы вырывается за пределы рамы, вовлекая зрителя в бурную пирушку. Пластика форм, темпераментная мимика и жесты акцентированы тонкими переходами света к полупрозрачным теням, характерными для зрелого мастерства Иорданса, в творчестве которого жанровая картина приобрела монументально-зрелищный характер. 
После смерти Рубенса и Антониса ван Дейка Иорданс остался главой фламандской школы живописи. Но постепенно от картины к картине у него все больше ощущалась утрата непосредственности, в больших алтарных композициях появился ложный пафос.



 


Информация о работе Якоб Йорданс