Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:25, доклад
Можно решить, что Пушкин оклеветал Сальери, но, вполне вероятно, что поэт был искренне убежден в виновности Сальери. К тому же, трегедию «Моцарт и Сальери» можно назвать автобиографичной, к написанию его сподвигли размышления о собственной судьбе. В искусстве он считал себя Моцартом, в остальном — Сальери.
Шалдикова Софья, 406
За что Сальери убил Моцарта?
Сальери отравил Моцарта — так считает каждый школьник. На самом деле, версий смерти Вольфганга Амадея множество,и смерть от рук Антонио Сальери — только одна из них, наиболее распространенная в России, благодаря маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».
Можно решить, что
Пушкин оклеветал Сальери, но, вполне
вероятно, что поэт был искренне
убежден в виновности Сальери. К
тому же, трегедию «Моцарт и Сальери»
можно назвать
Пушкину сопутствовала удивительная удача, скорее всего он задумывался, в чем причина? Есть ли справедливость? Может, главные события в мире совершаются беспричинно? Мысли Пушкина выражены в рассуждениях Сальери: сульба всемогуща, но разум чувствует необходимость восставать. Сальери убивает не себя, а Моцарта, чтобы восстановить правильный ход вещей, устранить нелепый и невероятный порядок.
Моцарт в трагедии Пушкина — небесное, Сальери — земное. Ведь именно последний действует, а целесообразная активность идет от ущерба или греха. Пассивное орудие небесных сил — Моцарт — олицетворяет красоту, совершенство, избыток. Небесное пассивно, неподвижно, не стремится и поэтому не действует.
Сальери с ранних лет работал над тем, чтобы его творчество оказалось успешным. Усердие в развитии, дающее прогресс, укрепляли в нем жизненную основу, уверенность в творческой силе сознательных действий. А Моцарт? Он явно больший гений, не заработавший своей гениальности. Значит ли это, что кроме понятного и разумного закона есть какой-то еще? Чтобы устранить двойственность из мира, Сальери и убивает Моцарта.
Он должен совершить убийство, и убить ему сравнительно легко, потому что он Моцарта не чувствует, как личность. в его глазах Моцарт: призрак, залетный херувим, но только не живая личность. Пушкин тонко отметил это, совсем не выразив личной жалости Сальери к Моцарту.В длинном монологе Сальери, когда он решает отравить Моцарта, нет ни одного слова сожаления о друге и человекеь. В конце пьесы, слушая Реквием, Сальери плачет не о Моцарте, а о последней "райской песне", которая сейчас должна смолкнуть; и по уходе уже отравленного Моцарта - ни слова сожаления о нем, но жестко-равнодушное вдогонку: «Ты уснешь Надолго, Моцарт!»
Главное отличие Моцарта и Сальери — отношение к искусству. Для Сальери искусство - суровый и властный господин, награждающий за труд и по заслугам; искусство - вне его; он в поте лица трудится для искусства, как вернейший раб, и ждет, что за усердие господин наградит его. Другого отношения к искусству он не понимает.
Сальери живет для искусства, а для Моцарта творчество одно из естественных проявлений его жизни, притом - из приятнейших.
Возможно, Сальери на самом деле убил Моцарта. Но дело не втом, что Сальери был учителем Моцарта и при жизни был популярнее его, так что зависть вряд ли присутствовала в их отношениях. Баловень судьбы – Сальери, никогда не знал нужды, ему не приходилось пробивать себе дорогу. Знакомый композиторов Сигизмунд Нойкомм писал в то время, что каждый честный человек должен написать все, что знает об отношениях Моцарта и Сальери, и свидетельствовал, что их отношения отличались взаимным уважением. И таких свидетельств от разных композиторов было предостаточно в мировой прессе того времени. Из одного из писем Моцарта к жене видно, как он ценил восторженные отзывы Сальери об опере «Волшебная флейта». Сын Моцарта впоследствии был учеником Сальери. Что было бы невозможным, будь он уверен, что учитель отравил его отца. Уверяют, что, находясь в конце жизни в больнице для умалишенных, Сальери сам признался в том, что отравил Моцарта. Но эти слухи противоречат показаниям санитаров, снятым в присутствии лечащего врача, доктора Рерика. «Клянемся честью, что никогда не слышали от Сальери таких слов…» - свидетельствуют они.
Используемая литература:
А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»
М.О.Гершензон, «Мудрость Пушкина». Москва, 1919
«Действительно ли Моцарта убил Сальери?» Музыкальная школа «Лира»