Жан-Жак Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:45, доклад

Описание работы

Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.
Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).
«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит убеждение, что человек по своей природе хорош, а общество – это учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. Цивилизованному обществу, считает он, положил начало какой-то акт политической ассоциации, хотя и нежелательной людям, но необходимой для их существования; это и привело к нынешней неудовлетворенности.

Файлы: 1 файл

Жан - Жак Руссо.docx

— 19.59 Кб (Скачать файл)

Жан – Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).

«Человек рожден быть свободным, а  между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В  основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит  убеждение, что человек по своей  природе хорош, а общество – это  учреждение искусственное, неизбежно  развращающее человека. Цивилизованному  обществу, считает он, положил начало какой-то акт политической ассоциации, хотя и нежелательной людям, но необходимой  для их существования; это и привело  к нынешней неудовлетворенности. Какова же наилучшая форма общественного  договора? Руссо считает, что от личного  суверенитета надо добровольно отказаться в пользу государства – политического  целого, действующего с помощью законов. Эти законы должны выражать коллективную суверенную волю народа посредством  системы представительства, свободной  от каких-либо влияний и коррупции. Целью всего законодательства должны быть свобода и равенство. 
 
Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего  начало обществу и государству и  знаменующего превращение скопления  людей в суверенный народ, а каждого  человека – в гражданина, он видит  в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает  всею общею силою личность и имущество  каждого из членов ассоциации и благодаря  которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Обосновываемая Руссо  концепция общественного договора выражает в целом идеальные его  представления о государстве  и праве.

Основная мысль Руссо  состоит в том, что только установление государства, политических отношений  и законов, соответствующих его  концепции общественного договора, может оправдать – с точки  зрения разума, справедливости и права  – переход от естественного состояния  в гражданское. Подобные идеальные представления Руссо находятся в очевидном противоречии с его же догадками о роли частной собственности и неравенства в общественных отношениях и обусловленной этим объективной необходимости перехода к государству.

Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. "Несомненно, – писал Руссо, – существует всеобщая справедливость, исходящая от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной... Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету".

Условия перехода к государству  Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается у каждого  изолированного индивида в пользу образуемого  по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного  равенства и свободы, возмещается  ему (но уже как неразрывной части  этого целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы эквивалентный "обмен" естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.

Благодаря общественному  договору все оказываются "равными  в результате соглашения и по праву".

Вместе с тем Руссо  отмечает, что "при дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся  и обманчивое; оно служит лишь для  того, чтобы бедняка удерживать в  его нищете, а за богачом сохранить  все то, что он присвоил". Не отрицая  самой частной собственности, Руссо  вместе с тем выступает за относительное  выравнивание имущественного положения  граждан и с этих эгалитариетских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, "ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых – умерение скаредности и алчности".

 

Направление – политический радикализм. Программа коренных преобразований в поддержку интересов крестьянских масс. Распространение ненужных человеку знаний порождает роскошь. Произведения: «Об общественном договоре или Принципы политического права», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Исходил  из представлений о естественном (догосударственном) состоянии. Сначала люди жили как звери. По мере совершенствования навыков и знаний, складывались общественные связи, складывались формирования - семья и народность. Период выхода из состояния дикости – самая счастливая эпоха – человек становится общественным, продолжая оставаться свободным. Дальнейшее развитие было сопряжено с появлением общественного неравенства и регрессом свободы. Первое – имущественное неравенство, следствие установления частной собственности на землю. Порождает деление общества на бедных и богатых. Второе – политическое неравенство. Породило деление общества на правящих и подвластных. Последний предел – перерождение государства в деспотию. Нет законов, нет правителей – только тираны. Второе естественное состояние: все определяется силой, отсутствие права. Оправдание революционного свержения абсолютизма. Договор – соглашение равных между собой субъектов (Свобода и равенство участников договора). Идея общественного договора. Народный суверенитет – основополагающий принцип республиканского строя. Проявляется в осуществлении народом законодательной власти. Закон только тот, который принят народом. Различает общую волю и волю всех. Воля всех – сумма частных интересов. Общая воля – сумма частных интересов минус интересы, которые уничтожают друг друга. Решение проблемы: участие всех граждан в законодательной власти исключает принятие решений, которые нанесли бы вред отдельным лицам. Два признака народного суверенитета: неотчуждаем и неделим. Неотчуждаемость: осуществление законодательных полномочий самим народом. Неделимость: отказ от разделения властей. Идея разграничения функций органов государства. При народовластии только – республика, форма организации правительства – монархия, аристократия, демократия.

   
         


Информация о работе Жан-Жак Руссо