Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:45, доклад
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.
Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).
«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит убеждение, что человек по своей природе хорош, а общество – это учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. Цивилизованному обществу, считает он, положил начало какой-то акт политической ассоциации, хотя и нежелательной людям, но необходимой для их существования; это и привело к нынешней неудовлетворенности.
Жан – Жак Руссо
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.
Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).
«Человек рожден быть свободным, а
между тем он везде в оковах».
Эти слова, которыми начинается первая
глава трактата, обошли весь мир. В
основе трактата «Об общественном договоре»,
как и всех произведений Руссо, лежит
убеждение, что человек по своей
природе хорош, а общество – это
учреждение искусственное, неизбежно
развращающее человека. Цивилизованному
обществу, считает он, положил начало
какой-то акт политической ассоциации,
хотя и нежелательной людям, но необходимой
для их существования; это и привело
к нынешней неудовлетворенности. Какова
же наилучшая форма общественного
договора? Руссо считает, что от личного
суверенитета надо добровольно отказаться
в пользу государства – политического
целого, действующего с помощью законов.
Эти законы должны выражать коллективную
суверенную волю народа посредством
системы представительства, свободной
от каких-либо влияний и коррупции.
Целью всего законодательства должны
быть свобода и равенство.
Неравенство
частной собственности, дополненное политическим
неравенством, привело, согласно Руссо,
в конечном счете к абсолютному неравенству
при деспотизме, когда по отношению к деспоту
все равны в своем рабстве и бесправии.
При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".
Обосновываемая Руссо
концепция общественного
Основная мысль Руссо
состоит в том, что только установление
государства, политических отношений
и законов, соответствующих его
концепции общественного
Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. "Несомненно, – писал Руссо, – существует всеобщая справедливость, исходящая от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной... Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету".
Условия перехода к государству Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему (но уже как неразрывной части этого целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы эквивалентный "обмен" естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.
Благодаря общественному договору все оказываются "равными в результате соглашения и по праву".
Вместе с тем Руссо отмечает, что "при дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое; оно служит лишь для того, чтобы бедняка удерживать в его нищете, а за богачом сохранить все то, что он присвоил". Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитариетских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, "ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых – умерение скаредности и алчности".
Направление – политический радикализм.
Программа коренных преобразований
в поддержку интересов |
||||