Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:23, контрольная работа
Разрабатывая современного костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образ костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход» — проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе, не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный принцип проектирования предполагает предварительное изучение процесса функционирования вещи, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.
В конструировании одежды выделяют следующие виды конструктивных прибавок: прибавка минимально-необходимая на свободное облегание Пмин и прибавка декоративно-конструктивная Пдк.
Величина минимально-необходимой прибавки зависит от вида изделия.
Прибавка на декоративно-конструктивное оформление зависит не только от вида изделия, но и особенностей модели, силуэта, моды и призвана обеспечить претворение замысла конструктора.
Суммарные прибавки по линии груди, талии и бедер складываются из минимально-необходимой Пмин и декоративно-конструктивной прибавок
Пдк. Псум = Пмин + Пдк.
Припуски на уработку тканей являются одной из составляющих припуска на технологическую обработку, учитываемой при построении чертежа конструкции одежды. Припуск на уработку – это припуск на изменение линейных размеров деталей и узлов изделий в процессе технологической обработки. Величина припуска зависит от свойств используемых материалов, конструктивных особенностей и технологии изготовления изделия. Припуски на уработку определяются усадкой в процессе влажно-тепловой обработки, степенью стягивания материала строчкой, количеством швов в изделии, направлением и видом шва.
Величина конструктивных прибавок зависит от вида изделия. Проектируемые изделия по классификации швейных изделий относятся к классу бытовой одежды, подклассу по условиям эксплуатации – изделия легкие, по виду – изделия летние. Прибавки на декоративно-конструктивное оформление зависят от особенностей моделей, силуэта, моды. Конструктивные прибавки для разработки чертежей конструкций изделий выбраны с учетом вида изделий, силуэта, объема и представлены в таблицах для каждого проектируемого изделия.
Таблица 2. Прибавки необходимые для построения конструкции плечевого изделия. В сантиметрах
Наименование прибавки |
Условное обозначение |
Абсолютная величина | |
рекомендуемая |
Принятая | ||
Прибавка к полуобхвату груди |
Пг |
4,5…10,0 |
6,0 |
Прибавка к полуобхвату талии |
Пт |
- |
- |
Прибавка к полуобхвату бедер |
Пб |
1,0…3,5 |
2,0 |
Прибавка к ширине переда |
Пшп |
0…1,0 |
0,5 |
Прибавка к ширине спинки |
Пшс |
0,5…1,5 |
1,0 |
Прибавка к длине средней линии спинки |
Пдтс |
0,5 |
0,5 |
Прибавка к длине от вершины горловины до талии |
Пдтп |
0,5 |
0,5 |
Прибавка к ширине горловины спинки |
Пшг |
0,5…1,0 |
0,5 |
Прибавка на свободу проймы |
Пспр |
1,5…2,0 |
2,0 |
Прибавка к обхвату плеча |
По |
3,0…11 |
6 |
Таблица 3. Прибавки, необходимые для построения конструкции клиниевой юбки. В сантиметрах
Наименование прибавки |
Условное обозначение |
Абсолютная величина | |
рекомендуемая |
Принятая | ||
Прибавки к полуобхвату талии Прибавка к полуобхвату бедер |
Пт
Пб |
0,5
1,5…2,0 |
0,5
2,0 |
2.5 Проектирование базовых конструкций изделий
Построение базовой конструкции изделия с учетом использования Единого метода ЦОТШЛ включают построение базисной сетки, а затем контурных линий деталей.
Таблица 4. Расчет конструкции блузки женской. В сантиметрах
Наименование отрезка |
Условное обозначение |
Расчетная формула |
Результат |
Общая ширина сетки |
Аоа1 |
Аоа1=СгIII +Пг + 1,5 = 44+6+1,5 |
51,5 |
Ширина спинки |
Аоа |
Аоа = Шс + Пшс = 17,3+1 |
18,3 |
Ширина переда |
а1а2 |
а1а2 = Шг +(СгII-СгI)+Пшп = 16,5+(46,5-42,9)+0,5 |
20,6 |
Ширина проймы |
а а2 |
а а2 = Аоа1 – (Аоа+ а1а2) = 51,5-(18,3+20,6) |
12,6 |
Уровень лопаток |
АоУ |
АоУ =0,4*ДтсII = 0,4*42,9 |
17,2 |
Уровень груди |
АоГ |
АоГ = ВпрзII + Пспр +0,5Пдтс = 22,5+2+0,5*0,5 |
24,7 |
Линия талии |
АоТ |
АоТ = ДтсII + Пдтс = 42,9 + 0,5 |
43,4 |
Линия бедер |
ТБ |
ТБ = 0,5 ДтсII – 2,0 = 0,5*42,9-2,0 |
19,5 |
Построение спинки | |||
Отвод средней линии спинки |
ТТ1 |
ТТ1 = 1,5…3,0 |
1,5 |
Ширина горловины спинки |
АоА2 |
АоА2 = Сш/3 + Пшг = 17,7/3 + 0,5 |
6,4 |
Глубина горловины |
А2А1 |
А2А1 = АоА2/3 = 6,4/3 |
2,1 |
Длина изделия |
А4 |
А4 = АН1 = Ди + Пдтс = |
51 |
Ширина плечевого ската спинки |
А2П1 |
А2П1 = Шп + раствор вытачки + Ппос = 13,3+1,5…2,0 + 0,5…1,0 = 13,3 + 1,5 +0,5 |
15,3 |
Конец плечевого шва, высота плеча косая |
Т11П1 |
Т11П1 = ВпкII + Пдтс = 42,9 + 0,5 |
43,4 |
Вспомогательная точка П3 |
Г1П3 |
Г1П3 = Г1П2/3+2=20/3+2 |
8,6 |
Биссектриса угла П 3Г1Г4 |
Г11 |
Г11 = 0,2Г1Г4 + 0,5 = 0,2*12,6+0,5 |
3,2 |
Середина проймы |
Г1Г2 |
Г1Г2 = Г1Г4/2=12,6/2 |
6,3 |
Построение переда | |||
Положение линии талии |
Т3Т8 |
Т3Т8 = 0…1,5 |
0 |
Длина талии |
Т3А3 |
Т3А3 = ДтпII + Пдтс = 43,5 + 0,5 |
44 |
Отвод средней линии переда |
А3А31 |
А3А31= 0,5…1,0 |
0,5 |
Ширина горловины переда |
А31А4 |
А31А4 = Сш/3 + Пшг = 17,7 + 0,5 |
6,4 |
Глубина горловины переда |
А31А5 |
А31А5 = А31А4 + 1,0 = 6,4 + 1,0 |
7,4 |
Центр груди |
Г3Г6 |
Г3Г6 = Цг + 0,5Пшп = 9,5 + 0,25 |
9,75 |
Высота груди |
А4Г7 |
А4Г7 = Вг II = 26,0 |
26 |
Раствор нагрудной вытачки |
А4А9 |
А4А9 = 2(Сг II-Сг I)+2,0= 2(46,5-42,9)+2,0 |
9,2 |
Положение вспомогательной точки Г4 |
Г4П4 |
Г1П4 = Г1П2 = 20 |
20 |
Вспомогательная точка П6 |
Г4П6 |
Г4П6 = Г4П4/3 = 20/3 |
6,6 |
Вспомогательная точка П61 |
П6П61 |
П6П61 = 0,6 |
0,6 |
Ширина плечевого ската |
А9П5 |
А9П5 = Шп = 13,3 |
13,3 |
Вспомогательная точка 3 |
П63 |
П63 =П5П6 /2 |
|
Вспомогательная точка 4 |
3-4 |
3-4=1,0 |
1,0 |
Биссектриса угла П6Г4Г2 |
Г42 |
Г42= 0,2Г1Г4 = 0,2*12,6 |
2,5 |
Плечевая точка |
П5П5¢ |
П5П5¢= 0,3…0,5 |
0,5 |
Ширина спинки по линии бедер |
Б1Б4 |
Б1Б4 = 2Г4 |
23,8 |
При построении рукава основной задачей является нахождение размеров и формы оката – линии, по которой рукав сочленяется с проймой изделия, втачивается в пройму изделия. Узел «пройма изделия – окат рукава» является наиболее сложным в конструировании изделия. Это связано с тем, что необходимо построить две неправильные разнохарактерные кривые по точкам, большинство которых прямо не связано с измерениями фигуры, а найдено путем дополнительных расчетов и построений. Именно поэтому построение оката рукава целесообразно осуществлять на базе уже построенной проймы изделия. В этом случае удается получить окат, который хорошо сопрягается с проймой изделия.
Высоту оката Вок определяют по пройме на основе конструкции плечевого изделия, выполнив предварительно необходимые построении.
Точки П1 и П5 соединить прямой, полученный отрезок разделить пополам. Полученную точку обозначить буквой О: П1О = П1П5/2.
Из точки О на линию глубины проймы опустить перпендикуляр, точку пересечения обозначить буквой О1. При этом высотой оката является отрезок О1О2
Вок = О1О2 = ОО1 – ОО2,
где отрезок ОО2 – величина, которая зависит от степени развития дельтовидной мышцы руки и имеет значения от 1 см до 2,5 см.
Размерный признак обхват груди третий типовой фигуры – 88, поэтому значение ОО2 выбираем 2,5.
Вок = О1О2 = 18,5-2,5=16.
Построение основы втачного рукава проводим поэтапно: строим сетку, затем основу рукава в готовом виде, а в заключение – одношовный рукав.
Таблица 5. Расчет конструкции основы втачного рукава В сантиметрах
Наименование отрезка |
Условное обозначение |
Расчетная формула |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
Высота оката |
О1О2 |
Вок = О1О2 = 16 |
16 |
Ширина рукава в готовом виде |
Шр |
Шр = (Оп + Поп)/2 = (27,4+6)/2 |
16,7 |
Половина ширины рукава |
О1Рп = О1Рл |
О1Рп = О1Рл = Шр/2 = 16,7/2 |
8,35 |
Высота верхней части рукава |
РпО3 = РлО4 = О1О2 |
РпО3 = РлО4 = О1О2 = Вок |
16 |
Длина рукава |
О3М |
О3М = Др – 1…1,5 = 54,8-1 |
53,8 |
Уровень линии локтя |
О3Л |
О3Л =О3М/2+3,0 = 53,8/2+3 |
29,9 |
Ширина рукава внизу |
ММ1 |
ММ1 = Шрук.вн |
10,0 |
Скос низа рукава |
М1М2 |
М1М2 = 1,5…2,5 |
1,5 |
Вспомогательная точка 1 |
Рп1 |
Рп1 = Г4П6 (с чертежа основы изделия) |
6,8 |
Вспомогательная точка 1¢ |
1-1¢ |
1-1¢ = 0,5 |
0,5 |
Вспомогательная точка Р3¢ |
Р3Р3¢ |
Р3Р3¢ = 0,5 |
0,5 |
Вспомогательная точка О6 |
О2О6 |
О2О6 = О2О4/2 = 8,35/2 |
4,2 |
Вспомогательная точка О5 |
О3О5 |
О3О5 = О2О3/2-2,0 = 4,2-2,0 |
2,2 |
Вспомогательная точка 2 (на биссектрисе угла О2О51¢) |
О52 |
О52 = 2,0…2,5 |
2,5 |
Вспомогательная точка 3 ( на биссектрисе угла Р3¢О6О2) |
О63 |
О63 = 1,0…2,0 |
2,0 |
Вспомогательная точка 1¢¢ |
1-1¢¢ |
1-1¢¢ = 1-1¢ = 0,5 |
0,5 |
Вспомогательная точка Р3¢¢ |
Р3Р3¢¢ |
Р3Р3¢¢ = Р3Р3¢ = 0,5 |
0,5 |
Вспомогательная точка Г2 |
РпГ2 |
РпГ2 = Г1Г4/2 + 0,5 = 12,6/2+0,5 |
6,8 |
Вспомогательная точка 8 (на биссектрисе угла О1Рп1) |
Рп8 |
Рп8 = Г42 + 0,5 = 2,5+0,5 |
3 |
Вспомогательная точка 4 |
Р3¢¢4 |
Р3¢¢4 = Р3¢¢Г2/2 = 13/2 |
6,5 |
Вспомогательная точка 5 |
4-5 |
4-5 = 1,0…2,0 |
1,5 |
Прогиб локтевого переката |
ЛЛ1 |
ЛЛ1 = 0,7…1,0 |
0,7 |
Прогиб переднего переката |
Л2Л3 |
Л2Л3 = 0,5…1,5 |
0,5 |
Положение нижнего шва рукава |
Л1Л21 ММ11 |
Л1Л21 = Л1Л3/2 = 14/2 ММ11 = ММ2/2 = 10/2 |
57 |
Построение передней линии рукава |
Л1Л22 М 1М3 М3М31 |
Л1Л22 = Л1Л21 М 1М3 = ММ11 М3М31 = 0,5 |
7 5 0,5 |
Вспомогательная точка 8¢ |
Рп8¢ |
Рп8¢ = Рп8 |
3 |
Построение локтевой линии рукава |
РлР2 Л3Л41 М2М4 |
РлР2 = РлО1 Л3Л41 = Л3Л21 М2М4 = М2М11 |
8 7 5 |
Построение вытачки |
Л3Л42 |
Л3Л42 = Л3Л41 = Л3Л21 |
|
Вспомогательная точка 6 |
Р216 |
Р216 = Р21Р3¢ /2 = 12/2 |
6 |
Вспомогательная точка 7 |
6-7 |
6-7 = 1,0…1,5 |
1,0 |
Таблица 6. Расчет конструкции клиниевой юбки. В сантиметрах
Наименование отрезка |
Условное обозначение |
Расчетная формула |
Результат |
Положение линии бедер |
Тб |
Тб = Дтс * 0,4 |
19,5 |
Ширина клина по линии талии |
Т1Т2 |
Т1Т2 = Ст + Пт Ѕ количества клиньев |
13 |
Прогиб клина посередине |
ТТ1 |
ТТ1 = 0,3…0,5 |
0,5 |
Ширина клина по линии бедер |
Б1Б2 |
Б1Б2 = Сб + Пб Ѕ количества клиньев = 48+2/3 |
16,6 |
Положение линии низа |
Т1Н1 |
Т1Н1 = Т2Н2 = Т3Н3 = Ди |
60 |
Расширение внизу |
Н1Н3 = Н1Н4 |
Н1Н3 = Н1Н4 = 10,0 |
10,0 |
2.6 Декор костюма
Костюм, как и любое произведение искусства, призван выполнять эстетическую функцию — удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция относительно утилитарности всегда находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в первобытную эпоху. Превратить функциональную одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.
Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих утилитарного назначения. В практическом смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные, однако они присутствовали в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.
За тысячелетия развития искусства костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), квилт (соединение печворка с фигурной стежкой), тиснение кожи, плетение, инкрустация и многие другие. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — превратить даже грубое домотканое полотно в драгоценность, сделать костюм неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.
Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью он начинает украшать свою внешность; сначала это было раскрашивание отдельных участков тела (лица, груди, живота, предплечий), а также нанесение татуировки. Позже, с развитием костюма рисунок декора стал наноситься не на тело человека, а на разнообразные материалы, из которых изготавливалась одежда. Эти изображения не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись своеобразным оберегом.
Важную роль в истории костюма сыграло изобретение плетения и ткачества. Сырьем для производства ткани были волокна животного и растительного происхождения: шерсть, шелк, хлопок, лен, конопля и другие. Довольно рано человек научился окрашивать ткани натуральными минеральными и растительными красителями.
Мастерство крашения особенно было распространено на Востоке. В Индии древние красильщики расплавленным воском наносили рисунок на ткань, а потом опускали ее в красильные растворы. Места, покрытые воском и поэтому неокрашенные, составляли светлый узор на цветном фоне. В наше время эта декоративная техника называется батиком. Индийские мастера придумали так же способ узелкового батика, который сегодня весьма популярен. Костюм индийцев изготавливался в основном из искусно выделанного хлопка, народы Дальнего Востока — китайцы, японцы — предпочитали шелк и достигли в его декорировании недосягаемых высот.
Китайцы применяли главным образом узорное ткачество, сочетая его со свободной росписью кистью. Японские художники украшали шелковые ткани, используя: технику горячего батика. Кроме того, у японцев очень популярным был набивной рисунок, который весьма своеобразно соединялся с ручной росписью. В странах Ближнего Востока распространенным способом украшения ткани являлась многоцветная набойка — техника, при которой рисунок наносился на ткань посредством оттиска узора, нанесенного на деревянную матрицу. Этот декоративный прием в средние века стал популярным и в Европе. Периодом наибольшего расцвета набивного искусства в Европе считается XVIII в., когда изготовление набивных тканей становится важнейшей отраслью текстильного производства. Именно в это время начинают действовать первые печатные машины, которые позволяли получать более тонкие и точные рисунки и значительно удешевили ткани с набивным рисунком, сделав их доступными для разных слоев населения.
Все описанные декоративные техники: роспись, батика набойка — связаны с нанесением красителя на ткань и не меняют ее фактуры. Не менее популярными были также приемы так называемого накладного декора, из которых наиболее древним и повсеместно распространенным являлась вышивка, которая свои истоки берет в глубокой древности, когда использовались костяные, а затем бронзовые иглы. Возникновение вышивки искусствоведы относят к эпохе первобытной культуры человечества и связывают с появлением первых простейших видов сшитой одежды. Высокого совершенства искусство вышивки достигло в странах Древнего Востока и античного мира. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани. Когда в Индии научились вырабатывать легкую белоснежную материю, ее стали расшивать шерстяными, бумажными и золотыми нитями. В Китае, Японии вышивали цветными шелками, в переливах их нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы. Широкое распространение в Иране, Индии и Турции, а также в Китае и Японии получило шитье золотом. Древнегреческий историк и географ Страбон описывает, как поражены, были греки, увидев золотые, расшитые самоцветными каменьями азиатские одежды.