Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа
Эпоха Возрождения возникла в Италии. Её признаки были заметны ещё в 13 и 14 веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х одов XV века. В 14 веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. Итальянское Возрождение раделяется на следующие этапы: Проторенессанс, Раннее Возрождение , Высокое Возрождение , Позднее Возрождение. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности
1.Введение.
2. Венецианская школа.
3. Флорентийская школа.
4. Проторенессанс.
5. Раннее Возрождение.
6. Высокое Возрождение.
7. Позднее Возрождение.
8.Заключение.
Кастаньо. Среди последователей Мазаччо выделялся
Андреа дель Кастаньо (около 1421 — 1457), проявивший
интерес не только к пластической форме
и перспективным построениям, характерным
для флорентийской живописи этого времени,
но и к проблеме колорита. Лучшие из созданных
образов этого грубоватого, мужественного,
неровного по натуре художника отличаются
героической силой и неуемной энергией.
Таковы герои росписей виллы Пандольфини
(около 1450, Флоренция, церковь Санта Аполлония)
— пример решения светской темы. На зеленом
и темно-красном фонах выделяются фигуры
выдающихся деятелей эпохи Возрождения,
среди них кондотьеры Флоренции: Фарината
дельи Уберти и Пиппо Спано. Последний
прочно стоит на земле, широко расставив
ноги, закованный в броню, с непокрытой
головой, с обнаженным мечом в руках; это
живой, полный неистовой энергии и уверенности
в своих возможностях человек. Мощная
светотеневая моделировка придает изображению
пластическую силу, выразительность, подчеркивает
остроту индивидуальной характеристики,
яркую портретность, не встречавшуюся
ранее в итальянской живописи. Среди фресок
церкви Санта Аполлония выделяется размахом
изображения и остротой характеристик
«Тайная вечеря» (1445—1450). Эту религиозную
сцену — трапезу Христа в окружении учеников
— писали многие художники, всегда следовавшие
определенному типу композиции. Не отошел
от этого типа построения и Кастаньо. По
одну сторону стола, расположенного вдоль
стены, художник разместил апостолов.
Среди них в центре — Христос. По другую
сторону стола видна одинокая фигура предателя
Иуды. И все же Кастаньо добивается большой
впечатляющей силы воздействия и новаторского
звучания своей композиции; этому способствуют
яркая характерность образов, народность
типов апостолов и Христа, глубокий драматизм
выражения чувств, подчеркнуто насыщенное
и контрастное цветовое решение.
Анджелико. Изысканной красотой и
чистотой нежных сияющих цветовых гармоний,
приобретающих особую декоративность
в сочетании с золотом, пленяет полное
поэзии и сказочности искусство фра Беато
Анджелико (1387—1455). Мистическое по духу,
связанное с наивным миром религиозных
представлений, оно овеяно поэзией народной
сказки. Просветленны проникновенные
образы «Коронования Марии» (около 1435,
Париж, Лувр), фресок монастыря Сан-Марко
во Флоренции, созданных этим своеобразным
художником — монахом-доминиканцем.
Доменико Венециано. Проблемы колорита
привлекали и Доменико Венециано (около
1410 — 1461), уроженца Венеции, работавшего
в основном во Флоренции. Его религиозные
композиции («Поклонение волхвов», 1430—1440
годы, Берлин—Далем, Картинная галерея),
наивно-сказочные по трактовке темы, еще
несут отпечаток готической традиции.
Ренессансные черты ярче проявились в
созданных им портретах. В 15 веке жанр
портрета завоевал самостоятельное значение.
Распространение получила профильная
композиция, навеянная античными медалями
и дающая возможность обобщить и героизировать
образ портретируемого. Точная линия,
очерчивает острохарактерный профиль
в «Женском портрете» (середина 15 века,
Берлин—Далем, Картинная галерея). Художник
достигает живого непосредственного сходства
и вместе с тем тонкого колористического
единства в гармонии светлых сияющих красок,
прозрачных, воздушных, смягчающих контуры.
Живописец первый познакомил флорентийских
мастеров с техникой масляной живописи.
Введя лаки и масло, Доменико Венециано
усилил чистоту и насыщенность цвета своих
полотен.
Филиппо Липпи. Необычайной тонкости
исполнения, очень сдержанных по колориту,
светских по характеру произведений добивается
фра Филиппо Липпи (около 1406—1469), типичный
представитель раннего Возрождения, сменивший
монашескую рясу на беспокойную профессию
бродячего художника. В нежных лиричных
образах — «Мадонна под вуалью» (около
1465 года, Флоренция, Уффици) живописец
и беглый монах Филиппо Липпи запечатлел
трогательно-женственный облик своей
возлюбленной Лукреции Бути, любующейся
пухлым младенцем.
Особого расцвета
достигла венецианская живопись, отличавшаяся
богатством и насыщенностью колорита.
Языческое преклонение перед
красотой физической сочеталось здесь
с интересом к духовной жизни
человека. Чувственное восприятие мира
было более непосредственным, чем
у флорентийцев, и вызвало развитие
пейзажа. Джорджоне. Этап Высокого Возрождения
в Венеции открывает искусство Джорджо
Барбарелли да Кастельфранко, прозванного
Джорджоне (около 1477—1510), сыгравшего для
венецианской живописи ту же роль, что
Леонардо для среднеитальянской.
По сравнению с ясной рациональностью
искусства Леонардо живопись Джорджоне
пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью.
Раскрытию поэтичности и гармонии его
совершенных образов способствует пейзаж,
занимающий видное место в его творчестве.
Гармоническая связь человека с природой
— важная особенность творчества Джорджоне.
Сформировавшись в среде гуманистов, музыкантов,
поэтов, сам незаурядный музыкант, Джорджоне
находит тончайшую музыкальность ритмов
в своих композициях. Громадную роль играет
в них колорит. Звучные краски, положенные
прозрачными слоями, смягчают очертания.
Художник мастерски использует свойства
масляной живописи. Многообразие оттенков
и переходных тонов помогает ему достигнуть
единства объема, света, цвета и пространства.
Среди ранних его произведений привлекает
нежной мечтательностью, тонким лиризмом
«Юдифь» (около 1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Библейская героиня изображена юной прекрасной
женщиной на фоне притихшей природы. Однако
странную тревожную ноту вносит в эту,
казалось бы, гармоничную композицию меч
в руке героини и отрубленная голова врага,
ею попранная.
В картинах «Гроза» (около 1505, Венеция,
галерея Академии) и «Сельский концерт»
(около 1508—1510, Париж, Лувр), сюжеты которых
остались неустановленными, настроение
создают не только люди, но и природа: предгрозовая
— в первой и спокойно-лучезарная, торжественная
— во второй. На фоне пейзажа изображены
люди, погруженные в раздумье, словно ожидающие
чего-то или музицирующие, составляющие
неразрывное целое с окружающей их природой.
Сочетание идеального гармоничного с
конкретно-индивидуальным в характеристике
человека отличает написанные Джорджоне
портреты. Привлекает глубиной мысли,
благородством характера, мечтательностью
и одухотворенностью Антонио Брокардо
(1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных
искусств).
Образ совершенной
возвышенной красоты и
Тициан. На долгие годы определило пути развития
венецианской школы живописи искусство
ее главы — Тициана (1485/1490—1576). Наряду
с искусством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело
оно представляется вершиной Высокого
Возрождения. Верность Тициана гуманистическим
принципам, вера в волю, разум и возможности
человека, мощный колоризм сообщают его
произведениям громадную притягательную
силу. В его творчестве окончательно выявляется
своеобразие реализма венецианской школы
живописи. Мироощущение художника полнокровно,
знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность
его дарования проявилась в разработке
различных жанров и тем лирических и драматических.
В отличие от рано умершего Джорджоне
Тициан прожил долгую счастливую жизнь,
полную вдохновенного творческого труда.
Он родился в местечке Кадоре, всю жизнь
жил в Венеции, там же учился — сначала
у Беллини, а затем у Джорджоне. Лишь ненадолго,
уже добившись известности, он выезжал
по приглашению заказчиков в Рим и Аугсбург,
предпочитая работать в обстановке своего
просторного гостеприимного дома, где
часто собирались его друзья-гуманисты
и художники, среди них — писатель Аретино,
архитектор Сансовино.
Ранние произведения Тициана отмечены
поэтичностью мировосприятия. Но в отличие
от мечтательно-лиричных героев своего
предшественника Тициан создает образы
более полнокровные, активные, жизнерадостные.
В картине «Любовь земная и небесная»
(1510-е годы, Рим, галерея Боргезе) на фоне
прекрасного идиллического пейзажа представлены
две женщины. Одна из них, пышно одетая,
задумчиво-непринужденная, слушает другую,
златокудрую, ясноглазую, совершенная
красота обнаженного тела которой оттенена
алым плащом, ниспадающим с ее плеча. Сюжет
этой аллегории, так же как и ряда картин
Джорджоне, не имеет единого толкования.
Но он дает возможность художнику изобразить
два различных характера, состояния, два
идеальных образа, тонко гармонирующих
с озаренной теплым светом пышной природой.
На противопоставлении
двух характеров строит Тициан композицию
«Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная
галерея): благородство и возвышенная
красота Христа подчеркиваются хищным
выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея.
К периоду творческой зрелости Тициана
относится ряд алтарных образов,
портретов и мифологических композиций.
Слава Тициана распространилась
далеко за пределы Венеции, и число
заказов непрестанно
В 1530—1540 годы пафос и динамика ранних
композиции Тициана сменяются жизненно
непосредственными образами, ясной уравновешенностью,
замедленным повествованием. В картины
на религиозные и мифологические темы
художник вводит конкретную среду, народные
типы, точно наблюденные детали быта. В
сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция,
галерея Академии) изображена маленькая
Мария, поднимающаяся по широкой лестнице
к первосвященникам. И тут же среди шумной
толпы горожан, собравшихся перед храмом,
выделяется фигура старухи торговки, усевшейся
на ступенях рядом со своим товаром —
корзиной с яйцами. В картине «Венера Урбинская»
(около 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной
обнаженной красавицы низводится с поэтических
высот введением на втором плане фигур
служанок, что-то достающих из сундука.
Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится
сдержанной и глубокой.
На протяжении всей жизни Тициан обращался
к жанру портрета, выступив новатором
и в этой области. Он углубляет характеристики
портретируемых, подмечая своеобразие
осанки, движений, мимики, жеста, манеры
носить костюм. Его портреты подчас перерастают
в картины, раскрывающие психологические
конфликты и взаимоотношения между людьми.
Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой»
(1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает
индивидуальную конкретность, и вместе
с тем в нем выражены типические черты
человека Возрождения, с его целеустремленностью,
энергией, чувством независимости, юноша
словно задает вопрос и ждет ответа. Сжатые
губы, блестящие глаза, контраст белого
и черного в одежде обостряют характеристику.
Большой драматичностью и усложненностью
внутреннего мира, психологических и социальных
обобщений отличаются портреты позднего
времени, когда в творчестве Тициана рождается
тема конфликта человека с окружающим
миром. Поразителен по раскрытию утонченного
духовного мира портрет Ипполито Риминальди
(конец 1540-х годов, Флоренция, галерея Питти),
бледное лицо которого властно притягивает
сложностью характеристики, трепетной
одухотворенностью. Внутренняя жизнь
сосредоточена во взгляде, одновременно
напряженном и рассеянном, в нем горечь
сомнений и разочарований.
Как своеобразный документ эпохи воспринимается
групповой портрет в рост папы Павла III
с племянниками, кардиналами Алессандро
и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей
Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие,
жестокость и алчность, властность и подобострастие,
дряхлость и цепкость — все то, что связывает
этих людей. Ярко реалистичен героический
конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо)
в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа,
озаренного золотыми отблесками заходящего
солнца. Портрет этот оказал громадное
воздействие на сложение барочного портрета
17—18 веков.
В 1540—1550-х годах в творчестве Тициана
резко возрастают черты живописности,
он достигает полного единства пластического
светотеневого и красочного решения. Мощные
удары света заставляют сиять и переливаться
краски. В самой жизни он находит идеал
полнокровной зрелой красоты, воплощенной
в мифологические образы, — «Венера перед
зеркалом» (около 1555, Вашингтон, Национальная
галерея искусства), «Даная» (около 1554,
Мадрид, Прадо).
Усиление феодально-католической реакции
и глубокий кризис, переживаемый Венецианской
республикой, вызывают обострение трагедийного
начала в поздних произведениях художника.
В них преобладают сюжеты мученичества
и страданий, непримиримого разлада с
жизнью, стоического мужества; «Мучение
святого Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь
Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е
годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Коронование
терновым венцом» (около 1570, Мюнхен, Пинакотека),
«Святой Себастьян» (около 1570, Санкт-Петербург,
Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея
Академии). Образ человека в них по-прежнему
обладает могучей силой, но утрачивает
черты внутренней гармонической уравновешенности.
Композиция упрощается, строится на сочетании
одной или нескольких фигур с архитектурным
или пейзажным фоном, погруженным в полумрак;
вечерние или ночные сцены озаряются зловещими
зарницами, светом факелов. Мир воспринимается
в изменчивости и движении. В этих картинах
полностью проявилась поздняя живописная
манера художника, приобретающая более
свободный и широкий характер и закладывающая
основы тональной живописи 17 века. Отказываясь
от ярких, ликующих красок, он обращается
к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим
оттенкам, подчиняя все общему золотистому
тону. Он добивается поразительного единства
красочной поверхности холста, применяя
различные фактурные приемы, варьируя
тончайшие лессировки и густые пастозные
открытые мазки краски, лепящей формы,
растворяющей линейный рисунок в световоздушной
среде, сообщающей форме трепет жизни.
И в поздних, даже самых трагических по
своему звучанию произведениях Тициан
не утратил веры в гуманистический идеал.
Человек для него до конца оставался высшей
ценностью существующего. Полным сознания
собственного достоинства, веры в торжество
разума, умудренным жизненным опытом предстает
перед нами в «Автопортрете» (около 1560,
Мадрид, Прадо) художник, через всю жизнь
пронесший светлые идеалы гуманизма.
Третий период искусства Возрождения, так называемый период "Позднего Возрождения", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы. Реализм Позднего Возрождения обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. В искусстве, на первое место выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. Микеланджело, например, был архитектором, скульптором, живописцем, поэтом, воином, а Леонардо да Винчи совмещал в себе практически все специальности тогдашних науки, искусства, ремесла, был универсальным гением. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
В эпоху Возрождения
на смену средневековой
В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности. В постройках Донато Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность; гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана. С 2-й четверти 16 века, когда Италия вступила в пору политического кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Джакомо да Виньола, Микеланджело, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции, подчинению здания широкому градостроительному замыслу; в получивших богатую и сложную разработку общественных зданиях, храмах, виллах, палаццо ясная тектоника Раннего Возрождения сменилась напряженной конфликтностью тектонических сил (постройки Якопо Сансовинo, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа Палладио). Живопись и скульптура Позднего Возрождения обогатились пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, к пространственной динамике (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано); небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла психологическая характеристика образов в поздних произведениях Микеланджело и Тициана.
Список литературы:
Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Искусство раннего Возрождения. — М.: Искусство, 1980.
История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003.
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Анисимова В.Е. Предметная среда в картинах итальянских художников XV века.
Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства [ 1991 ]. М., 2002.
Данилова
И.Е. О категории времени в живописи
Средних веков и Раннего
Карева В.В.. История Средних веков. М.: ПСТБИ, 1999.