Дидактика Руссо основана
на развитии у ребенка самодеятельности,
умения наблюдать, сообразительности.
Все должно быть предоставлено
восприятию ребенка с максимальной
наглядностью. По его мнению, наглядность
— сама природа, сами жизненные
факты, с которыми Эмиль непосредственно
знакомится. Пытаясь нарисовать
умственное воспитание нового, свободного
человека, Руссо не сумел связать
личный опыт ребенка с опытом
человечества, выраженным в науке.
Он за реальные знания, которые
следует получать не из книг,
а из природы. Вместе с тем
он ярко показал большое значение
воспитания наблюдательности, пытливости
и активности ребенка, важность
для обучения его непосредственного
общения с природой и жизнью.
Физический труд —
это неизбежная обязанность общественного
человека. «Богатый или бедный, могущественный
или слабый, всякий праздный гражданин
— это плут». Поэтому свободный
человек должен владеть разными
видами сельскохозяйственного и
ремесленного труда, тогда он
действительно сможет заработать
свой хлеб и сохранить свою
свободу. Эмиль обучается ряду
полезных профессий.
В первую очередь
ребенок изучает столярное ремесло,
которое Руссо очень ценит
в воспитательном отношении, а
затем знакомится с рядом других
ремесел. Эмиль живет жизнью
ремесленника, он проникается уважением
к человеку труда, самому труду
и трудовому общению. Он ест
хлеб, который сам заработал. Труд
— общественная обязанность свободного
человека, это и воспитательное средство.
Эмиль теперь подготовлен
к жизни, и на шестнадцатом
году Руссо возвращает его
в общество. Наступает четвертый
период — период нравственного
воспитания, а оно может быть
дано только в обществе. Развращенный
город не страшен теперь Эмилю,
который достаточно закален от
городских соблазнов.
Руссо, представитель
того класса, который вскоре вступит
в революционную борьбу, искренне
убежден в том, что лучшие
люди «третьего сословия» —
это носители общечеловеческих
идеалов. Надо поэтому научить
Эмиля любить всех людей. И
Руссо выдвигает три задачи
нравственного воспитания: это воспитание
добрых чувств, добрых суждений и доброй
воли.
Пусть юноша наблюдает
картины человеческих страданий,
нужды и горя, он будет видеть
и добрые примеры; не моральные
рассуждения, а реальные дела
воспитывают в нем добрые чувства.
Воспитание добрых суждений осуществляется,
по Руссо, путем изучения биографий
великих людей, изучения истории.
Воспитание доброй воли может
быть лишь при совершении добрых дел.
В этом возрасте
Руссо считал необходимым дать
своему воспитаннику и половое
просвещение. Прежде всего он
предлагал устранить все вредное,
возбуждающее: чтение книг неподобающего
содержания, изнеженную и сидячую
жизнь; юноша должен жить деятельной
жизнью: двигаться, заниматься физическим
трудом, длительное время бывать
на свежем воздухе. Руссо считал,
что было бы желательным избежать со стороны
детей возможных вопросов о половой жизни;
но если такой вопрос задан, то лучше ребенка
«заставить замолчать, нежели отвечать
ложью». Такой подход, по его мнению, не
удивит воспитанника, так как и раньше
воспитатель не отвечал на вопросы, не
соответствующие пониманию ребенка. Когда
же воспитатель найдет Эмиля достаточно
подготовленным, он должен ответить серьезно,
просто, без всякого замешательства, не
допуская, чтобы дети узнали о половой
жизни со стороны, из нечистого источника.
Руссо считал, что лет
до 17—18 юноше не следует говорить
о религии. Но он был убежден,
что Эмиль сам придет постепенно
к познанию божественного начала.
Он был против сообщения детям
религиозных истин. Настоящая
религия, говорил он, — это
религия сердца. Как деист, Руссо
считал, что, размышляя о мудром
устройстве вселенной, ребенок
приходит к мысли о ее творце.
5 Воспитание женщины
Руссо с большим
вниманием рассматривает вопрос
о том, какую жену выбрать
для Эмиля.
Воспитание невесты
Эмиля Софи должно быть противоположно
тому, которое получил ее жених.
Назначение женщины, в понимании
Руссо, совершенно иное, чем назначение
мужчины. Она должна быть воспитана
для дома. Приспособление к мнению
других, отсутствие самостоятельных
суждений, даже собственной религии,
подчинение чужой воле — вот
удел женщины. Руссо считал, что
«естественное состояние» женщины
— зависимость, и «девушки
чувствуют себя созданными для
повиновения», что никаких серьезных
умственных занятий для девушки
не нужно. Резкое противоречие
в содержании воспитания мужчины
и женщины у Руссо понятно
— он видит свой идеал семьи
в семье ремесленника, мелкого
буржуа. Эти рассуждения Руссо
соответствуют его мелкобуржуазной
природе и являются реакционными.
6 Значение принципа
природосообразности Руссо
Руссо занимал важное
место среди философов-просветителей
в идеологической подготовке
французской революции 1789 года. Несмотря
на ряд противоречий и ошибок,
его педагогические взгляды сыграли
свою исторически прогрессивную
роль. Его воззрения были полной
противоположностью феодальной
педагогике и полны горячей
любви к ребенку. Руссо требовал
активных методов обучения, учета
возрастных особенностей ребенка,
трудового воспитания, тесной связи
обучения с жизнью.
После того как французская
буржуазная революция 1789—1794 годов
была завершена, к педагогическим
идеям Руссо буржуазные педагоги
стали относиться настороженно.
Демократ Руссо представляется
опасным, его мысли о воспитании
активного, самостоятельно думающего,
свободного человека шли вразрез
с реакционной идеологией укрепившегося
буржуазного общества.
Н. К. Крупская подчеркивала,
что от наследия Руссо «отрекается
современная, одряхлевшая буржуазия.
Предки ее, не отделявшие еще
интересов своего класса от
дела народа, превозносили Руссо;
теперешняя буржуазия относится
к Руссо холодно, свысока, и
хотя по традиции называет
его «великим», но неизменно
добавляет «утопистом». Причем
под утопией понимает не только
то, что действительно утопично
в произведениях Руссо, но и
его демократизм, его уважение
перед «человеком», перед «трудом»
(Крупская Н.К. Пед. соч. в
10-ти т., т. 1, с. 265).
7 Список литературы
1 [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.biografia.ru/ ─Дата доступа 21. 03. 2013
2 [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.coolreferat.com/Педагогическая_теория_Жан-Жака_Руссо ─Дата
доступа 21. 03.2013