Жизнь Жан-Жака Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами. В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 28.14 Кб (Скачать файл)

 Дидактика Руссо основана  на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности.  Все должно быть предоставлено  восприятию ребенка с максимальной  наглядностью. По его мнению, наглядность  — сама природа, сами жизненные  факты, с которыми Эмиль непосредственно  знакомится. Пытаясь нарисовать  умственное воспитание нового, свободного  человека, Руссо не сумел связать  личный опыт ребенка с опытом  человечества, выраженным в науке.  Он за реальные знания, которые  следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем  он ярко показал большое значение  воспитания наблюдательности, пытливости  и активности ребенка, важность  для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

 Физический труд —  это неизбежная обязанность общественного  человека. «Богатый или бедный, могущественный  или слабый, всякий праздный гражданин  — это плут». Поэтому свободный  человек должен владеть разными  видами сельскохозяйственного и  ремесленного труда, тогда он  действительно сможет заработать  свой хлеб и сохранить свою  свободу. Эмиль обучается ряду  полезных профессий.

 

 В первую очередь  ребенок изучает столярное ремесло,  которое Руссо очень ценит  в воспитательном отношении, а  затем знакомится с рядом других  ремесел. Эмиль живет жизнью  ремесленника, он проникается уважением  к человеку труда, самому труду  и трудовому общению. Он ест  хлеб, который сам заработал. Труд  — общественная обязанность свободного  человека, это и воспитательное средство.

 Эмиль теперь подготовлен  к жизни, и на шестнадцатом  году Руссо возвращает его  в общество. Наступает четвертый  период — период нравственного  воспитания, а оно может быть  дано только в обществе. Развращенный  город не страшен теперь Эмилю,  который достаточно закален от  городских соблазнов.

 Руссо, представитель  того класса, который вскоре вступит  в революционную борьбу, искренне  убежден в том, что лучшие  люди «третьего сословия» —  это носители общечеловеческих  идеалов. Надо поэтому научить  Эмиля любить всех людей. И  Руссо выдвигает три задачи  нравственного воспитания: это воспитание  добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

 Пусть юноша наблюдает  картины человеческих страданий,  нужды и горя, он будет видеть  и добрые примеры; не моральные  рассуждения, а реальные дела  воспитывают в нем добрые чувства.  Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий  великих людей, изучения истории.  Воспитание доброй воли может  быть лишь при совершении добрых дел.

 В этом возрасте  Руссо считал необходимым дать  своему воспитаннику и половое  просвещение. Прежде всего он  предлагал устранить все вредное,  возбуждающее: чтение книг неподобающего  содержания, изнеженную и сидячую  жизнь; юноша должен жить деятельной  жизнью: двигаться, заниматься физическим  трудом, длительное время бывать  на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

 Руссо считал, что лет  до 17—18 юноше не следует говорить  о религии. Но он был убежден,  что Эмиль сам придет постепенно  к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям  религиозных истин. Настоящая  религия, говорил он, — это  религия сердца. Как деист, Руссо  считал, что, размышляя о мудром  устройстве вселенной, ребенок  приходит к мысли о ее творце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Воспитание женщины

 Руссо с большим  вниманием рассматривает вопрос  о том, какую жену выбрать  для Эмиля.

 Воспитание невесты  Эмиля Софи должно быть противоположно  тому, которое получил ее жених.  Назначение женщины, в понимании  Руссо, совершенно иное, чем назначение  мужчины. Она должна быть воспитана  для дома. Приспособление к мнению  других, отсутствие самостоятельных  суждений, даже собственной религии,  подчинение чужой воле — вот  удел женщины. Руссо считал, что  «естественное состояние» женщины  — зависимость, и «девушки  чувствуют себя созданными для  повиновения», что никаких серьезных  умственных занятий для девушки  не нужно. Резкое противоречие  в содержании воспитания мужчины  и женщины у Руссо понятно  — он видит свой идеал семьи  в семье ремесленника, мелкого  буржуа. Эти рассуждения Руссо  соответствуют его мелкобуржуазной  природе и являются реакционными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Значение принципа  природосообразности Руссо

 Руссо занимал важное  место среди философов-просветителей  в идеологической подготовке  французской революции 1789 года. Несмотря  на ряд противоречий и ошибок, его педагогические взгляды сыграли  свою исторически прогрессивную  роль. Его воззрения были полной  противоположностью феодальной  педагогике и полны горячей  любви к ребенку. Руссо требовал  активных методов обучения, учета  возрастных особенностей ребенка,  трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью.

 После того как французская  буржуазная революция 1789—1794 годов  была завершена, к педагогическим  идеям Руссо буржуазные педагоги  стали относиться настороженно. Демократ Руссо представляется  опасным, его мысли о воспитании  активного, самостоятельно думающего,  свободного человека шли вразрез  с реакционной идеологией укрепившегося буржуазного общества.

 Н. К. Крупская подчеркивала, что от наследия Руссо «отрекается  современная, одряхлевшая буржуазия.  Предки ее, не отделявшие еще  интересов своего класса от  дела народа, превозносили Руссо;  теперешняя буржуазия относится  к Руссо холодно, свысока, и  хотя по традиции называет  его «великим», но неизменно  добавляет «утопистом». Причем  под утопией понимает не только  то, что действительно утопично  в произведениях Руссо, но и  его демократизм, его уважение  перед «человеком», перед «трудом» (Крупская Н.К. Пед. соч. в  10-ти т., т. 1, с. 265).

 

 

 

 

7 Список литературы 
1 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.biografia.ru/ ─Дата доступа 21. 03. 2013

2 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.coolreferat.com/Педагогическая_теория_Жан-Жака_Руссо ─Дата

доступа 21. 03.2013

 

 


Информация о работе Жизнь Жан-Жака Руссо